Объяснение учителя (с конспектированием учащимися основных положений)

Урок № 9

Тема.Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём

Цели:углубить знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.

Оборудование:учебные тексты, таблица.

Тип урока:комбинированный.

Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний

Анализ языкового материала

Предложения записаны на доске.

1) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, ро­зовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов).

Прочитайте вслух эти предложения.

Какие это предложения, простые или сложные?

Почему вы ду­маете, что это сложные предложения?

Где мы слышим в них интонацию конца предложения?

Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, вхо­дящие в состав сложного?

Практическая работа

а) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скоб­ки, объясните постановку знаков препинания.

Высокий дуб. Глубокая вода.

Сп..койные кругом ложатся тени.

И тихо так, (как)будто (ни)когда

Пр..рода здесь (не)знала п..трясений!

И тихо так, (как)будто (ни)когда

Здесь крыши сёл (не)слыхивали грома!

(Не)встрепенётся ветер у пруда,

И на дворе (не)зашуршит солома.

И редок сонный коростеля крик…

Вернулся я — былое (не)вернётся!

(Н. Рубцов)

б) Найдите сложные предложения, каждому дайте общую харак­теристику.

ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Сложносочинённые предложения характеризуются структур­ным и смысловым своеобразием и широко используются во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публи­цистическом стиле и особенно в стиле художественной литерату­ры — при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц. На сегодняшнем и последую­щих уроках мы будем убеждаться в этом.

IV.Изучение нового материала

Объяснение учителя (с конспектированием учащимися основных положений)

Сложное предложение, части которого соединены сочинитель­ными союзами, называется сложносочинённым.

Сочинительные союзы показывают равноправие частей слож­ного предложения, хотя оно и относительно.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинён­ных, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть — двусоставное, другая — одно­составное предложение): Я передал ему ваше предложение, и он исполнил его с большим удовольствием (А. Чехов). В трюме было темно, и от борта к борту перекатывалась вода (К. Пау­стовский).

Части сложносочинённого предложения могут иметь общие члены, которые их объединяют в единое целое: В сенях пахло све­жими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой). В та­ком случае запятая перед и не ставится.

Схема сложносочинённого предложения выглядит так:

[ ], и [ ]. [ ], а [ ].

Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равнопра­вии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между скобками.

2. Обобщение: составление таблицы с попутным объяснением

Сложносочинённое предложение

Группы слож­носочинённых предложений Наиболее употребительные сочинительные союзы Что обозначают
1. С соединитель­ными союзами и; да (=и); тоже; также; ни…, ни…; не только, но и…; не столько…, сколько… Явления, происходя­щие одновременно или последовательно
2. С разделитель­ными союзами то…, то…; не то…, не то…; или; либо Явления, которые чередуются или одно исключает другое
3. С противитель­ными союзами а; но; да (=но); однако; же; зато Одно явление противо­поставляется другому

1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изу­млённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).

2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).

3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).

V.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Наши рекомендации