Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности
Методы обеспечения безопасности
Обеспечение безопасности достигается 3-мя основными методами:
1. Состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации деятельности и т.п.
2. Состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, пыли, опасности травмирования и другие средства коллективной защиты.
3. Включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный способ реализуется профотбором, обучением, психологическим воздействием, средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Травма – нарушение анатомической целостности тканей и органов тела или физиологических функций организма под действием внешних факторов, сопровождающееся их расстройством.
Травматизм – совокупность травм у определенных групп населения (работников, учащихся и др.) за определенный период времени.
Причины травматизма: технические, организационные, личностные.
Критерии оценки травматизма:
Коэффициент частоты (Кч) – количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих: Кч=(Т/Р)*1000, где Т – кол-во несчастных случае, произошедших за определенный период времени; Р – среднесписочное число трудящихся в тот же период времени.
Кч обычно определяется по общему числу подлежащих учету несчастных случаев, а также по травматизму со смертельным исходом.
Коэффициент тяжести (Кт) – кол-во дней нетрудоспособности, приходящихся на один несчастный случай: Кт=Д/Т
Коэффициент опасности производства (Коп)=Кч*Кт=(Д/Р)*1000.
Данный показатель позволяет производить комплексную оценку состояния травматизма в целях принятия решения вопроса о возмещении ущерба здоровью пострадавших лиц.
2 Эргономика – комплексная дисциплина, опирающаяся на данные смежных наук. Одной из таких наук является эргономика.
Эргономика изучает функциональные возможности человека в процессе деятельности с целью создания таких условий, которые делают деятельность эффективной и обеспечивают комфорт для человека. Т.е. речь идет о совместимостях характеристик человека и характеристик среды. Эргономика стремится приспособить технику к человеку (что не всегда удается), а БЖД рассматривает проблемы приспособления человека к технике.
Специалисты в области эргономики выделяют 5 видов совместимостей, обеспечение которых гарантирует успешное функционирование системы:
1. Информационная;
2. Биофизическая;
3. Энергетическая;
4. Пространственно-антропометрическая;
5. Технико-эстетическая;
Информационная совместимость Операторы видят показания приборов, экранов, мнемосхем,слышит сигналы, свидетельствующие о ходе процесса. Все эти устройства называют средствами отображения информации (СОИ).
При необходимости оператор пользуется рычагами, ручками, кнопками и другими органами управления, в совокупности образующими сенсомоторное поле.
СОИ и сенсомоторные устройства образуют информационную модель машины (комплекса). Через нее оператор и осуществляет управление самыми сложными системами.
Задача эргономики состоит в том, чтобы обеспечить создание такой информационной модели, которая отражала бы все нужные характеристики машины в данный момент и в то же время позволяла бы оператору безошибочно принимать и перерабатывать информацию, не перегружая его внимание и память.
Биофизическая совместимость Подразумевает создание такой окружающей среды, которая беспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние оператора. Эта задача стыкуется с требованиями охраны труда. Предельные значения для многих факторов окружающей среды установлены законодательством, но они не всегда увязаны с функциональными задачами оператора. Поэтому при разработке машин появляется необходимость специального исследования параметров шума, вибрации, освещенности, воздушной среды и т.д.
Силовые и энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие сенсомоторных устройств (рычагов, кнопок, переключателей и т.д.) могут потребоваться очень большие чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо.
Энергетическая совместимость Предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями оператора в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой ощности, скорости и точности движений.
Пространственно-антропометрическая совместимость Предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы объем рабочего места, зоны досягаемости до приборного пульта и т.д.
Технико-эстетическая совместимость Заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворенность человека от общения с машиной, от процесса труда. Для решения многочисленных и чрезвычайно важных Технико-эстетических задач эргономика привлекает художников-конструкторов, дизайнеров.