Тема 2. «Кирпичики» мироздания (4 ч)

Атомы и молекулы — составляющие вещества. Химический элемент как определённый вид атомов. Первые «имена» веществ. Символы химических элементов. Современный химический язык и его создатель Й. Я. Берцелиус.

Дж. Дальтон — скромный учитель математики и основоположник атомной теории строения вещества. Закон кратных отношений.

Состав вещества. Спор Ж. Л. Пруста и К. Л. Бертолле о постоянстве состава вещества и ограниченность его применения.

Атомно-молекулярное учение. Основные положения атомно-молекулярного учения. Роль М. В. Ломоносова и Дж. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Расчётная задача

1. Вычисление массы вещества на основе закона постоянства состава.

Демонстрации

1. Изучение и сравнение физических свойств веществ: поваренной соли, сахара, алюминия, цинка, железа, меди, воды, порошка серы.

2. Набор моделей атомов.

3. Соединение серы с железом.

Тема 3. События в мире веществ — химические реакции (6 ч)

Признаки и условия протекания химических реакций.

Изменение энергии — одна из важнейших причин протекания реакций. Понятие об энергии активации. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.

Простейшие первоначальные представления о скорости химической реакции и возможностях её изменения.

Теория флогистона Г. Шталя и её подтверждение в опытах Р. Бойля. Удар М. В. Ломоносова по теории флогистона. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. М. В. Ломоносов — выдающийся учёный-энциклопедист, его роль в развитии химической науки.

Расчётная задача

2. Расчёты по термохимическим уравнениям.

Демонстрации

1. Опыты, иллюстрирующие признаки химических реакций: взаимодействие перманганата калия с лимонным соком; взаимодействие питьевой соды со столовым уксусом; взаимодействие раствора медного купороса со щёлочью.

2. Опыт, подтверждающий изменение запаса энергии при протекании химической реакции: разложение малахита.

3. Опыты, иллюстрирующие различную скорость протекания химической реакции: действие кристаллического, а затем разбавленного водой медного купороса на железный гвоздь.

4. Взаимодействие алюминия с иодом.

5. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях (2 по выбору учителя).

6. Опыты, иллюстрирующие химические реакции с различным тепловым эффектом (2—3 по выбору учителя).

Практические работы

4. Типы химических реакций.

Лабораторные опыты

2. Замещение меди из раствора хлорида меди(II) железом.

Тема 4. Кислород и его «потомки» (4 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. История открытия и способы получения кислорода: опыты К. Шееле и Дж. Пристли. Кислородная теория горения и её создатель А. Л. Лавуазье.

А. Л. Лавуазье — один из основоположников научной химии, финансист, общественный деятель Франции. Изучение А. Л. Лавуазье процессов горения и дыхания.

Озон — родственник кислорода. Понятие об аллотропии.

Углекислый газ — «лесной воздух» из сгоревшей золы: история открытия углекислого газа И. Б. Ван-Гельмонтом.

Оксиды — «дети» кислорода и других элементов.

Расчётная задача

3. Вычисление относительной плотности газов.

Демонстрации

1. Количественное определение содержания кислорода в воздухе (опыт Лавуазье).

2. Получение кислорода разложением пероксида водорода с использованием в качестве катализатора оксида марганца(IV).

3. Обнаружение углекислого газа с помощью известковой воды.

Лабораторный опыт

3. Ферментативное разложение пероксида водорода под действием каталазы, содержащейся в картофеле.

Тема 5. Водород и его «потомки» (4 ч)

Водород как химический элемент и простое вещество. Водород — самый лёгкий газ. История открытия водорода. Г. Кавендиш — самый богатый учёный и самый умный из богачей. Жизнь под девизом: «Всё определяется мерой, числом и весом».

Индикаторы — вещества-«хамелеоны». Природные индикаторы: сок капусты, свёклы и ягод.

Кислоты и соли, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

Демонстрация

Наполнение водородом мыльных пузырей.

Лабораторный опыт

4. Действие кислот на природные индикаторы.

Практическая работа

5. Получение сульфата меди(II) взаимодействием оксида меди(II) с серной кислотой.

Наши рекомендации