Влияние водородных межмолекулярных связей
Аномальные значения температур кипения и плавления, энтальпии испарения и поверхностного натяжениянекоторых соединений можно объяснить наличием связей водородных. Вода имеет аномальные значения всех перечисленных свойств, а фтороводород и аммиак – температуры кипения и плавления. Вода и фтороводород в твердом и жидком состояниях из-за наличия в них водородных межмолекулярных связей считаются полимеризованными. Данная связь объясняет не только слишком высокую температуру плавления данных веществ, но также и их малую плотность. Причем при плавлении водородная связь частично разрушается, из-за чего молекулы воды (Н2О) упаковываются более плотно.
Влияние водородных внутримолекулярных связей:
Эта связь тоже влияет на структуру и свойства различных соединений, таких как: 2- и 4-нитрофенол. Но наиболее известный и важный пример водородной связи – это дезоксирибонуклеиновая кислота (сокр.: ДНК). Молекулы этой кислоты свернуты в виде двойной спирали, две нити которой соединены между собой водородной связью.
Вопросы для самоконтроля
1 вариант
1.Расположите символы химических элементов в порядке усиления металлических свойств: Rd, Li, Na, K, Cs. Обоснуйте ответ.
2.Расположите символы химических элементов в порядке ослабления неметаллических свойств: S, Cl, Al, P, Si. Обоснуйте ответ.
3.По электронным схемам атомов определите химические элементы – металлы.
а) 2,8,5;
б) 2,8,1;
в) 2,2;
г) 2,8,7;
д) 2,8,8,2.
2 вариант
1.Расположите символы химических элементов в порядке усиления неметаллических свойств: Br, F, I, Cl, At. Обоснуйте ответ.
2.Расположите символы химических элементов в порядке ослабления металлических свойств: C, Be, B, Li, N. Обоснуйте ответ.
3.По электронным схемам атомов определите химические элементы – неметаллы.
а) 2,8,5;
б) 2,8,1;
в) 2,2;
г) 2,8,7;
д) 2,8,8,2.
Дополнительные задания.
- Определить тип химической связи в соединениях: хлорид калия, водород, хлороводород, вода, оксид магния, азот.
- Определить тип химической связи в соединениях: оксид кальция, хлор, йодоводород, аммиак, сульфид натрия, кислород, литий, барий. Распределите вещества в колонки таблицы:
Металлическая связь | Ковалентная неполярная связь | Ковалентная полярная связь | Ионная связь |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 9
Дисциплина: Химия.
Тема:Чистые вещества и смеси.
Цель занятия:Изучить понятия «чистое вещество» и «смесь», рассмотреть различие между чистым веществом и смесью, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомиться со способами разделения смесей.
Планируемые результаты
Предметные: сформировать умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
Метапредметные: умения делать выводы, умение выявлять существенное, развитие логического мышления при работе с текстами, буклетом, наблюдать за веществами, проводить исследовательские процедуры, развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания.
Личностные: готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
Норма времени:2 часа
Вид занятия:Лекция.
План занятия:
1. Понятие о смеси веществ.
2. Гомогенные и гетерогенные смеси.
3. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Оснащение:Учебник, ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Литература:
1. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:Просвещение, 2014. -208 с.: ил..
2. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 5 - изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272с., с цв. ил.
Преподаватель: Тубальцева Ю.Н.
Тема 9. Чистые вещества и смеси.
План:
1) Понятие о смеси веществ.
2) Гомогенные и гетерогенные смеси.
3) Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Понятие о смеси веществ.
Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
В жизни редко встречаются чистые вещества, чаще - смеси веществ. Воздух – это смесь азота, кислорода и других газов, морская вода – смесь воды и растворенных солей.
Смеси - это физические сочетания чистых веществ, не имеющие определенного или чистого состава.
Примером смеси может служить обыкновенный чай (напиток), который многие самостоятельно готовят и пьют по утрам.
Кто-то любит крепкий чай (большое кол-во заварки), кто-то любит сладкий чай (большое кол-во сахара)… Как видим, смесь под названием "чай" всегда получается немного разной, хотя и состоит из одних и тех же компонентов. Однако, следует отметить, что каждый компонент смеси сохраняет набор своих характеристик, поэтому, разные вещества можно выделить из смеси.