Общемировая лингвистическая проблематика в исследованиях отечественных языковедов

Мировой язык как саморазвивающаяся сущность. Инстинктивная основа происхождения языка. Законы развития языка, обусловленные психологией народов. Контакты между языковыми системами.

Феноменологическая теория сознания, формирующегося во временном потоке. Творческая деятельность индивида и его влияние на языковую культуру. Языковая личность как уникальное существо и власть усредняющего начала.

Экзистенциальная функция языка, заключающаяся в сохранении, памяти бытия. Критика логоцентризма. Дискурс как структурированное поле высказывания. Деконструкция как преобразование, перетолкование речи.

1.2. Национальные особенности отечественной лингвистики ХХ века

Серебряный век как период расцвета русской культуры. Трагедия культурной революции. Степень влияния советской идеалогии на отечественное языкознание. Этап встраивания национальной науки в общемировой контекст.

Антиутилитаризм, духовность, интересе к глубинным вещам и поиску истины как специфика русской культуры в целом и науки в частности. Историософичность русской мысли. Постоянное обращение отечественных гуманитариев к русской литературе.

Раздел 2. Представители отечественной лингвистики ХХ века и их концепци

2.1. С.Н. Трубецкой

Докторская диссертация «Учение о Логосе в его истории». Логос как действие человеческого ума, находящее конечное определение в речи. Синтез чувств, разума и веры в языковом выражении. Словесная деятельность человека, не рассчитанная на удовлетворение эгоистических устремлений, как форма альтруизма.

2.2. Н.С. Трубецкой

Труд «Основы фонологии». Правила сочетания фонем. Выступление на I Международном конгрессе лингвистов в 1928 году, когда Р. Якобсон, С. Карцевский и Н.С. Трубецкой предложили свои тезисы по фонологии. Введение термина «языковой союз». Научный диалог Э. Бенвениста и Н.С. Трубецкого по вопросам языковой типологии.

2.3. В.В. Розанов

Опус «О понимании». Вербальное наследие работы ума и души. Понятие «рукописность души». Тексты газетной прессы как среда фабрикации идей.

2.4. Ф.Ф. Фортунатов

Создатель системы обучения на филологических факультетах. Основные труды – «Сравнительное языковедение», «Сравнительная морфология». Закон о передвижении ударения от начала к концу слова в славянских и балтийских языках. Учение о грамматических классах слов.

2.5. Н. Гартман

Слово, звук и образ как материальные носители формообразований объективного духа. Идеальное содержание как продукт деятельности человека. Язык как сфера объективного духа.

А.А. Шахматов

Работа «К вопросу о древнейших славяно-кельтских отношениях». Синтаксис как раздел, позволяющий изучить способы обнаружения мышления. Теория простейшей коммуникации.

Н.А. Бердяев

Труд «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Наука как послушание. Ложный характер отрицаний научного знания. Профетический характер этики творчества.

И.А. Бодуэн де Куртенэ

Языкознание как психическо-социальная наука. Определение составляющих фонемного строя языка. Деятельность учёного в составе членов Парижского лингвистического общества и Финноугорского лингвистического общества, а также переписка с Ф. де Соссюром, О. Есперсеном, Г. Шухардтом и другими крупными европейскими учёными.

2.9. П.А. Флоренский

Работа «Имена». Ферментативная сила имён. Художественные образы как инварианты в символической теории форм. Мировоззренчески-личностное начало культуры в трактовке терминов.

2.10. В.А. Богородицкий

Труд «Введение в изучение современных романских и германских языков». Введение понятия языкового скрещивания. Аналогический метод изучения языков. Создание первой в стране лаборатории экспериментальной фонетики.

2.11. Н.О. Лосский

Интуитивизм как часть познавательной деятельности. Роль художественно-эстетического созерцания в творчестве. Выражение как опора раскрытия суждения. Отрицательное и положительное понятие свободы творчества.

Л.П. Карсавин

Деятельность в качестве ректора Санкт-Петербургского университета. Добровольное самоограничение личности как форма диалога. Разграничение «своего» и «чужого» в речепознавательной деятельности.

2.13. А.Ф. Лосев

Работы «Философия имени», «Диалектика художественной формы». Извращение нормального восприятия жизнедеятельности как результат мифологизации бытия. Категории эстетического, прекрасного и художественного. Сходство игры и художественного произведения. Критика асемантического структурализма.

М.М. Бахтин

Работа «Эстетика словесного творчества». Диалогичная сущность познания-проникновения. Диалектика внешнего и внутреннего как условие успешного выражения. Свободный характер языкового выражения. Сохранение дистанции как одно из условий диалога. Лживость риторики. Текст как монада, отражающая в себе все тексты в пределе данной смысловой сферы.

2.15. М.К. Мамардашвили

Объективное мыслительное содержание текста. Конструктивность текста на основе возобновляющего усилия. Миф как структура памяти. Термин «предельное понятие». Предельное и беспредельное восприятие текста. Невидение как основа стереотипа. Законы непонимания и ситуация невнятности.

2.16. Ю.М. Лотман

Книга «Семиосфера». Текст как вторичная моделирующая система. Механизм непредсказуемого саморазвития текста. Понятие информационного шума в тексте. Владение системой культурных кодов как условие адекватного понимания текста. Способность текста сохранять память о своих контекстах.

В.И. Вернадский

Книга «Биосфера и ноосфера». Меняющийся характер научного мировоззрения. Научное мировоззрение как создание и выражение человеческого духа. Научный метод как способ проверки научной истины. Неспособность научного миросозерцания заменить собой мировоззрение религиозное и философское. История ошибок в господствующем научном мировоззрении. Совокупная природа человеческой мысли.

Наши рекомендации