Критическая деятельность Пушкина

Заметка "Опровержение на критику".

Плеяда - созвездие из 7 звезд. 7 поэтов-современников, окружающих светило-Пушкина. Жуковский, Дельвиг (самый близкий человек к Пушкину), Е.А. Баратынский (самая близкая "звезда", его считают соперником Пушкина), Вяземский, Кюхельбекер, Языков (?; как литератор сформировался в Дерпте; "путь из кабака в церковь"), Веневитинов (руководитель "Общества любомудрия" - об-во, обращенное к изучению немецкой классической философии и Шеллингу).

Дельвиг - "поэт-ленивец". Лень как неприятие карьеризма. Для него важно творчество как самоценность. Наиболее ярко выразил себя в идиллии. Романс "Соловей" - (*от имени кого и что писал?

Вяземский - стихотворение "Негодование" очень напоминает пушкинскую "Вольность". Поэт-вольнолюбец, поэт гражданского мотива. У него также очень развита пейзажная лирика. "Тройка" - русская песня.

Поэты-мыслители: Баратынский и Веневитинов. Баратынский - его путь связан с размышлениями о железном веке (?). "Последний поэт". Размышления о времени, когда промышленность губит все живое.

Поэты Плеяды по-своему соревнуются с Пушкиным, но Пушкин соревнуется ни с кем. Пушкин - при жизни признанный гений.

Эпоха Николая 1 (1826 - коронация, 1855 - смерть)

В этот период можно выделить два подпериода: 1) "30-е годы" (1826-1842) - касается литературного процесса; 2) "40-е годы" (1842-1855).

В "30-е годы" надо выделить 1832-1834 годы, когда меняется общеидеологическая ситуация в стране. В первые постдекабристские годы появляется новый цензурный устав (Чугунный). Герцен пишет в Былонных думах (?), что царствование Николая было "серо-голубого цвета" - холодного петербургского зимнего неба. Пушкина убила не пуля Дантеса, а отсутствие воздуха (с) Блок

Вместе с тем, со всеми казнями и ссылками, были надежды и инерционное движение. Николай, входя на на престол, обещал решить сложные существующие проблемы, в том числе - отмену крепостного права.

1832-1834 - Николай 1 и его окружение - С.С.Уваров - формулируют новые принципы государственной идеологии в России, которые очень активно насаждались - теория официальной народности (самодержавие, православие, народность). У Уварова делал акцент на православие (духовное начало, объединяющее страну). Во-первых, Россия продвигалась на запад и на восток, это создавало необходимость для консолидации общества. Поэтому были выдвинуты три идеи. Принцип национально-государственной идентификации.

Идея русской народности часто трактуется как аппеляция к народу, выражение идей народа как преданного самодержавию и православию. Само понятие народность появляется в конце 20-х годов. Первым его использует Вяземский и вкладывает совсем другой смысл. Декабристы понимали народность как выражение чувств народа в его тираноборчестве, самобытность. А в теории официальной народности смысл был ровно противоположный: смирение, преданность престолу. Белинский в 1834 в статье "Литературные мечтания" писал: "Народность - Альфа и Омега нашего века" (?).

1826 - жандармерия, Третье отделение во главе с Бекендорфом. Они носили голубые мундиры. Лермонтов в "Прощай, немытая Россия" прощается с голубыми мундирами и им преданным народом.

В постдекабрьский период продолжаются романтические искания писателей, но он получает особые новые тенденции, это прежде всего связано с пониманией необходимости реформы в литературе. У Пушкина в ЕО - "истинный романтизм". Важен вопрос о форме, жанре. Повесть и роман - ведущие жанры в 30-е годы. Развивается и лирика. В 1842 году наступает перелом в литературном движении. Вышел 3-й том собраний сочинений Гоголя (с "Петербургскими повестями") и поэма "Мертвые души". И больше из-под его пера не выйдет ни одного художественного произведения. Он уходит из активного литературного процесса. В 1841 погибает М.Ю.Лермонтов. И к этому времени умирает Кольцов - довольно значимая фигура. Ощущается некая пустота в 1842 году. Начинаются новые тенденции, которые прежде всего связаны с исканиями прозаиков. Начинается демократизация литературы (появляется множество писателей из недворянской среды и расширяется аудитория, втягиваются неискушенные читатели; все больше разночинцев; и многие писатели стремятся использовать этот шанс), ->снижение эстетического уровня литературы того времени.

В 40-е годы увеличивается значение прозы - неподготовленному читателю проще овладеть прозой, проза стала ответом на массовизацию литературы.

Натуральная школа. Самое значительное место занимают те прозаики, которые были связаны с Нат. школой - обращение к социальной проблематике, к "маленькому человеку" с его бедами и винами (у Пушкина он не является доминирующим образом и тематикой, как у писателей натуральной школы), не смешивая с другими проблемами философского толка. И до 1847 (?) это ведущее течение внутри романтизма. Гоголь является представителем нат. школы, Белинский ("Взгляд на русскую литературу" 1847г. в двух частях (!!!); первая часть - историческая, пишет о Пушкине, вторая часть - о современной его литературе *Обратить внимание на размышления о Герцене (какое имя он называет вместо Герцена?), о Гончарове (о каком пр-ии, почему и о какой части?), Тургеневе, Достоевском...) называет его главой, но это не совсем верно - у Гоголя эта только одна из тем и один из героев. Нат.школа - гнездо для многих писателей второй половины 19 века: Достоевский, Толстой, Гончаров, Тургенев, Некрасов. Некрасов и в поэзии 40-х годов демонстрирует принципы нат.школы.

Поэзия 30-х и 40-х годов не так серьезно различаются, как проза этих периодов (из-за выдвижения Нат.школы). Доминирует романтизм, особенно гражданский романтизм. Романтизм и есть тот сильный порыв к бесконечному, которыми в разные эпохи человечества сменялись материализм, скептицизм и бездуховность. (с) Овсянников-Куликовский. Романтическая литература противостояла "молчалинству" (Лермонтов, Бенедиктов, Одоевский, Полежаев; писатели пушкинской плеяды; Тютчев). Баратынский/Боратынский - разные написания и традиции.

Бенедиктов - символ переходного периода между пушкинским периодом и эпохой Лермонтова (когда выдвигается поэзия мысли). Обожал Пушкина, посвящал ему стихи. 1835 - сборник стихов. Стал очень популярен, Пушкин же отнесся скептически. Шевырев нашел в сборнике Бенедиктова поэзию мысли, что говорит о том, что поэт мысли - именно Бенедиктов, а не Баратынский.

Поэт мысли подразумевает насыщенность идеями и установку поэта, что поэзия служит философии. Философия первична, идея воплощается в поэтической форме. Бенедиктов - поэт трех Э: эпигонство (механическое повторение, вторичность; у Бен. в глубине эпигонства было стремление к Экспериментаторству: он повторял идеи Пушкина, но в плане лексики и формы был новатором), эклектизм (соединие разных моделей, эпох, исканий). Неистовый романтизм.

Одоевский - участник восстания, но писал в постдекабристскую эпоху. Стих-ие, посвященное польскому восстанию, противоположное пушкинскому "Клеветникам России", "Вы слышите, на Висле брань кипит..." - он поддерживает поляков, в борьбе которых он видит борьбу с царизмом, против имперской страны. Эта борьба - "луч святой, спасенье русскому народу".

Полежаев - трагическая судьба. Незаконнорожденный сын, который ощущал эту незаконность. Поступил вольнослушателем в Университет. После издания книги (?) Николай 1 сослал его в солдаты. "Песнь погибающего пловца" (1829) - первые слова характеризуют поэта как одинакого странника. Характерен финал (написанный хореем) - оксюморон "и погибнет труп живой". Это надрывно-трагическое звучание было новым. Как и сатиречские ноты, которые звучат в поэме "Сашка", характеризующий жизнь и быт студенчества того времени.

Наши рекомендации