Введение. История германской филологии

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.2 Введение в германскую филологию

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Иностранный язык с дополнительной специальностью

Иностранный язык

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)

Зав.кафедрой

_______________________________

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины

Автор программы: Виноградова С.А,, к.ф.н., доцент

1.2 Рецензенты:Билоус Л.С.. к.ф.н., доцент, декан ФИЯ Мурманского гуманитарного института;

Рахманкулова Л.К., к.ф.н., доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ

1.3Пояснительная записка:

• цель (цели изучения дисциплины вытекают из ее содержания, квалификационной характеристики, профессиональных компетенций выпускника, при этом необходимо обеспечить целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста, а также с задачами его воспитания;

• задачи (определение целесообразного соотношения между теоретической и практическими составляющими содержания образования, аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студентов в зависимости от специальности и формы обучения, а также определение

целей видов учебных занятий, образовательных технологий и др.);

• место курса в общей системе подготовки специалиста;

• требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь);

• ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультатив “Введение в германскую филологию” по решению кафедры английского языка входит в программу обучения студентов факультета иностранных языков. На него отводится 20 часов аудиторных занятий (лекций). Курс служит вводной частью общего курса истории английского (немецкого) языка. Это определяет его большое значение для формирования у студентов основных лингвистических знаний о закономерностях развития языка, о преемственности языковых явлений. Курс призван подготовить студентов к более эффективному восприятию курса лекций по истории английского языка.

Курс имеет преемственную связь с первым теоретическим курсом в системе лингвистических дисциплин - курсом теории языка, где студентам дается обобщенное представление о филологии и внутренней структуре языка и его уровнях, а также, разумеется, связан с курсом истории языка.

Целью курса является обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и ясным пониманием исторических процессов, происходивших в древнегерманских языках, дать им общие сведения о специфике германских языков в целом и об особенностях исторического развития каждого из языков этой группы.

В процессе изучения курса «Введение в германскую филологию» студентами решается ряд задач, таких как изучение основных особенностей германских языков в сфере фонологии и морфологии в сравнении с индоевропейскими языками других групп, а также культурно-исторического фона, в котором развивались древнегерманские языки.

Курс охватывает основные события исторического развития германских языков: историю их фонетической структуры, письма, развития грамматической структуры, рост словарного состава, а также изменения исторических условий, значимые для истории языка.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с указанной в списке основной и дополнительной рекомендуемой литературой. Программа курса базируется на учебниках Арсеньевой М.Г., Балашова С.П., Беркова В.П., Соловьевой Л.Н. «Введение в германскую филологию», М., 2000, учебнике В.П. Беркова «Современные германские языки», М., 2001.

Этот краткий исторический очерк подготавливает студентов к более детальному и углубленному изучению истории отдельных германских языков (английского, немецкого). Курс имеет большое общеобразовательное значение и закладывает основы теоретической подготовки филологов. Курс рассчитан на 20 часов лекций в четвертом семестре и заканчивается зачетом.

1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПОспециальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка). Не имеется

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

№ п/п Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)
  Трудо-емкость Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. работа
1. 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью     зачет
2. 033200 иностранный язык     зачет

Содержание дисциплины.

1.6.1Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Вариант 1  
Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам.раб.          
  Введение. История германской филологии.                
  Ранний период истории германцев. Древнегерманские племена и их языки.                
  Общие особенности германского языкового ареала              
  Готский язык. Северогерманские языки              
  Западногерманские языки                
  Итого:                
                       

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Введение. История германской филологии.

(2 часа)

Предмет и задачи спецкурса. Понятия синхронии и диахронии. Понятие диахронического среза. Соотношение статики и динамики в языке. Источники знаний о языке. Сравнительно-исторический метод. Понятие архетипа. Два основных фактора исторических изменений - преемственность и причинность.

Возникновение компаративистики.

Начало изучения германских языков. Фридрих фон Шлегель и Август фон Шлегель. Расмус Кристиан Раск. Франц Бопп. Якоб Гримм.

Возникновение сравнительно-исторического метода. Понятия родства языков и языка-основы. Теория субстрата. Методика сравнительно-исторического анализа на современном этапе. Определение хронологии. Определение ареала языковых явлений. Понятие изоглоссы.

Наши рекомендации