Изучение литературы и сбор материала.

3.2. Изучение литературы:

Начинать работу надо именно с изучения литературы, ибо это позволит студенту осмыс-лить круг тех проблем по данной теме, которые уже освещались или затрагивались его предшественниками. Это избавит его от опасности совершить «открытия», сделанные до него. При этом должно быть уделено особое внимание исходным методологическим установкам авторов изучаемых работ.

Академик Н. М. Дружинин советовал «различать три круга проблем, которые вытекают из предварительного изучения литературы: 1) проблемы, поставленные и разрешенные прежними авторами, 2) проблемы, поставленные, но не разрешенные или разрешенные не-верно, 3) проблемы, которые должны быть поставлены и разрешены, но выпали из поля зрения прежних авторов»1

Помимо этого существенное значение для оценки литературы имеют и такие вопросы, как круг использованных источников, методика их исследования и т. д. Желательно после изучения соответствующей книги или статьи зафиксировать свое мнение о ней. Это можно сделать и на библиографической карточке, а при нехватке свободного места продолжить запись еще на одной - двух карточках и скрепить их. Впоследствии все эти аннотации, сделанные на библиографических карточках, могут послужить основой для составления историографического обзора.

4. Работа с историческими источниками.

Если студент впервые знакомится с проблематикой, анализ источника чаще всего бывает более эффективным после предварительного знакомства с рекомендованной литературой, но после вхождения в данную проблематику с помощью специальной литературы необходимо возвращение к анализу источника, и целью данной работы является формирование собственных представлений относительно изучаемой проблемы с опорой на источники и специальную литературу.

Для того чтобы осмыслить весь, подчас немалый, материал, нужно правильно владеть технологией работы. Опыт целого ряда ведущих ученых убеждает в том, что для записей всякого рода лучше пользоваться карточками. Не нужно переписывать или конспектировать изученные работы (кроме содержащих руководящие методологические положения, где конспект необходим). Надо сосредоточить внимание на приводимых фактах и на важнейших выводах.

Выписки могут носить различный характер, включать разнообразные данные, но желательно, чтобы каждая запись на карточке была тематически ограничена. Формат карточки особого значения не имеет, но лучше придерживаться одного какого-либо стандарта, достаточного для того, чтобы делать более или менее значительные выписки. И уж обязательно следует оставлять на карточках поля, которые могут понадобиться для собственных замечаний, пометок и т. д. Свободное место на карточках необходимо и для обозначения соответствующих тематических рубрик при систематизации собранного материала.

При работе с источниками надо обязательно фиксировать следующее:

а) автор; б)время написания;

в) объем источника;

г) его тип (законодательный документ, указ, манифест, мемуары, дневники, делопроизводственную документацию, статистические материалы и т.п.);

д) формуляр (имеет ли текст определенную структуру или он написан «вольным стилем»). Можно вести и конспект прочитанных трудов, который представляет собой систематизированную запись текста, в общем виде отражающую его структуру и содержание. Конспекты бывают краткими и развернутыми. В кратком конспекте фиксируются основные положения (тезисы) работы, в развернутом, помимо тезисов, дается подробное изложение отдельных ее частей.

5. Систематизация собранного материала.

После завершения изучения источников и литературы начинается работа по анализу и систематизации собранного материала. После просмотра карточек и конспектов отбираются необходимые сведения - они распределяются в соответствии с целью и задачами доклада. К этому моменту определяется окончательный план работы. Появляются новые сюжеты, кото-рые подсказываются самим материалом. Необходимо составлять предельно подробный план, в котором может быть до нескольких десятков пунктов. Одновременно выявляются общая структура основной части - главы, параграфы.

Группировка накопленных материалов - это не техническая работа. Сам отбор фактов предполагает выработку рабочих гипотез (общей и касающихся частных вопросов темы). При этом может оказаться, что не все параграфы в полной мере обеспечены фактическим материалом (это наглядно выяснится при распределении карточек по главам и параграфам), тогда придется либо вновь обратиться к источникам, либо пересмотреть структуру доклада в целом и отдельных его частей, а, может, и пересмотреть наметившиеся гипотезы. Окончательным итогом систематизации материала должна быть выработка однозначной, строго проверенной, положительной концепции.

1. Написание реферата.

Это завершающий этап. Если имеется хорошо продуманный план, каждый пункт которого обеспечен материалом, то написание доклада не должно вызывать особенно больших за-труднений.

Начинать надо с основной части, но ни в коем случае не с введения. Только в процессе работы над основной частью можно будет до конца осмыслить источники и специальную литературу. Процесс творчества тонок и индивидуален, но общими для всех авторов являют-ся следующие правила: регулярность работы, основательность, отсутствие спешки. Для того чтобы написать реферат размером примерно 20 -25 страниц, рассчитанный на 20 - 30 минут, и чтобы он был основательным и вызвал интерес у других студентов, нужно потратить 1,5 - 2 месяца. Вначале пишется черновой вариант, и практика показывает, что лучше писать реферат на отдельных листах: их легче заменить при переработке или доработке реферата после обсуждения или замечаний преподавателя. Страницы надо нумеровать. Необходимо так-же оставлять поля для замечаний преподавателя. Перед сдачей реферата преподавателю на проверку следует перечитать весь текст (включая план и библиографию), исправить описки, неточности, стилистические погрешности и т. д. При затруднениях нужно прибегать к разного рода справочникам по правописанию, орфографическим словарям и т. п. Важно, чтобы к моменту представления преподавателю реферат был максимально доработан во всех отношениях.

Структура реферата и требования к его оформлению.

1.2. Структура реферата.

Структурирование работы на стадии написания необходимо в соответствии с логикой избранной темы.

Письменная работа должна содержать титульный лист, план, введение, основную часть, заключение, список источников и литературы.

3) План реферата

План должен быть развернутым: в нем должны быть указаны основные разделы (главы) и подразделы (параграфы). Все пункты плана сопровождаются указанием на соответствующие страницы работы.

· Введение.

Это обязательный и очень важный раздел доклада, уже по нему можно судить в целом об уровне работы, о том, насколько осмыслена цель сочинения и насколько самостоятелен он в своей работе. Минимальный его объем – 2 страницы.

Оно призвано обозначить проблематику всей работы и его значение определяется тем, что именно здесь должна быть обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы це-ли и задачи работы, указаны объект, предмет и методы исследования, степень научной про-работки данной проблемы.

Первоначальная работа над введением проводится уже после составления плана. На этом этапе необходимо определить значимость проблемы или темы, цели, задачи, объект, предмет и методы исследования. В процессе написания основной части текст введения дорабатывается. Окончательный вариант введения составляется уже после завершения основной части.

Введение должно содержать следующие основные разделы.

Обоснование актуальности избранной темы. Студент должен определить научно-

историческую значимость темы, место рассматриваемой проблемы в истории того периода, к которому она относится. В данном разделе введения необходимо дать развернутый ответ на вопрос «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». В каждом отдельном случае должны быть найдены и свои, соответствующие именно данной теме аргументы. В той же части надо четко сформулировать конкретные задачи доклада, указать, какой круг вопросов подлежит рассмотрению, изложить методологические принципы.

Определяются предмет исследования, территориальные и хронологические рамки работы.

Историографический обзор. Определение степени изученности данной проблемы илитемы – важнейшая часть дипломной работы. Это должен быть анализ состояния того, на-сколько данная проблема исследована в специальной литературе, а не перечисление трудов. Необходимо проследить, насколько проблема в целом освещена в литературе, в конкретных работах, какие ее стороны требуют осмысления, какой из существующих пробелов в той или иной степени восполняет данной работа.

В этой части надо дать оценку изученной при подготовке реферата литературе с точки зрения того, насколько полно, всесторонне, правильно и т. д. освещены в этих работах от-дельные вопросы и тема в целом, чем каждая из работ важна для избранной темы. В конце раздела следует подвести итоги, сформулировать свою оценку состояния разработанности темы в разобранной литературе.

Этот раздел позволяет составить представление о степени разработанности данной темы в литературе, судить о качестве изученной студентом литературы и ее количестве. Подготовка к написанию данной части обязывает студента глубже вникнуть в содержание темы, способствует развитию навыков работы с научной исторической литературой, ее критического анализа.

Ни в коем случае не следует скатываться на путь аннотирования литературы. Каждую книгу или статью рассматривать в аспекте изучаемой темы и соответственно ее оценивать. Здесь очень важно для студента быть до конца самостоятельным и свои выводы делать толь-ко на основе самостоятельной проработанной литературы.

Структура раздела определяется особенностями темы, степенью ее изученности, доступ-ностью литературы, целями докладчика и т. д. Поэтому обзор литературы может строиться по какому-либо определенному принципу: хронологическому (позволяющему проследить этапы исследования проблемы) или проблемному (в соответствии с которым литература группируется тематически). Можно сочетать эти два метода или найти другой, более соот-ветствующий особенностям выбранной темы.

Характеристика работ должна быть конкретной, аналитической и критической, т.е. разбирающей по существу их достоинства и недостатки и оценивающей их значение с точки зрения раскрытия темы. В итоге надо показать, каков общий уровень изученности темы, какие ее сюжеты нуждаются в дальнейшей разработке и почему, какие существуют дискуссионные проблемы.

Принципиально важно, чтобы:

а) в обзор включались лишь те работы, которые были проработаны студентом самостоятельно;

б) анализ этих работ проводился конкретно по избранной теме; в) не только точно были изложены основные мысли авторов, но и показан их вклад в изу-

чение темы. Вступать в полемику с авторами в этом разделе не стоит, это делается в основ-ной части работы, где можно развернуть соответствующую аргументацию.

Характеристика источников. В этой,тоже обязательной,части введения надо дать ква-лифицированный анализ источниковой базы исследования, выделить основные группы ис-точников, дать им характеристику, определить, что дает каждый источник для раскрытия те-мы, показать, что представляют собой использованные при разработке темы исторические источники. Источники - главный объект исследовательской работы студента - доходят до не-го уже в обработанном виде, зачастую с достаточно тщательными комментариями. Автору доклада уже не приходится выяснять место, время, историческую обстановку, условия, причины и цели появления каждого источника. Но студенту необходимо провести источниковедческий анализ, т. е. определение социальной принадлежности и политической направленности документа. Другой важнейшей задачей является установление достоверности и полноты содержащихся в нем сведений.

Для этого проводится:

1. Классификация источников по видам. Под видом обычно понимается исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры и формы.

· Письменные источники разделяют на документальные и повествовательные.

· Документальные источники, в свою очередь, делятся на статистические, актовые, судебно-следственные, документы текущего делопроизводства и т. д.

· Среди повествовательных источников различают личные (письма, дневники, мемуары), художественные, публицистические и т. п.

Каждый вид источников имеет свои особенности, свою степень субъективности и тенденциозности, которые надо учитывать при их использовании.

2. Критическая оценка возможностей источника. Она включает выяснение его происхождения (время и место создания, авторство, цель составления, условия), хотя практически это, как уже было сказано, сделали другие исследователи, определение степени тенденциозности источника и ее направленности, установление достоверности содержащихся в источнике сведений и их достаточности для раскрытия темы.

Источниковедческое исследование имеет свою определенную логическую последовательность изложения. Анализ документа должен иметь следующие этапы:

· Характеристика источника. Изучение вопроса происхождения и авторства источника. Поэтому в ней могут даваться характеристики исторических условий возникновения источника, автора (создателя источника), истории текста, истории публикации источника. В связи с характеристикой автора и обстоятельств создания источника рассматривается вопрос об интерпретации источника (что имел в виду автор, создавая текст источника).

· Интерпретация источника. Создание психологически достоверного образа авто-ра источника (здравый смысл, интуиция, симпатии, сопереживание). Установить тот смысл, который вкладывал в произведение автор. Здесь активно используется метод герменевтики - истолкования текста

· Анализ содержания - социальная информация источника, проблема ее достоверности. Здесь должны доминировать логические суждения, доказательства, сопоставление данных. Основное внимание уделяется полноте сведений источника и их достоверности. Выявленная фактическая информация систематизируются и последовательно анализируется.

· Заключение. Содержит обобщенную оценку значения исследуемого источника и практические рекомендации по его использованию, исходя из проведенного исследования. Источниковедческий синтез - раскрываются информационные возможности источника, интерпретируются те сведения, которые намеренно или косвенно сообщает источник. Синтез - завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве источника.

Эта часть работы представляет наибольшую сложность, поэтому для приобретения опыта при чтении исторических трудов надо обращать внимание на присутствующие в них источниковедческие обзоры.

Важными элементами введения являются объект и предмет исследования.

Объект исследования представляет собой сферу научной или практической деятельности, с которой имеет дело исследователь; субъектом исследования выступает автор работы. Предмет исследования -это определенная часть объекта,его составляющая.Предмет определяет тему работы, обозначается на титульном листе.

Принципиально важно указать методологическую основу работы и дать краткое описание методов исследования.

Методологической основой дипломной работы являются тот или иной общий подход(формационный, цивилизационный, культурологический и т. д.) и даже мировоззренческая позиция, на базе которых и осуществляется как любое научное исследование, так и неболь-шой доклад, преследующий в большей степени учебные цели.

Метод -способ познания предмета исследования,он всегда определяется предметом ис-следования и его содержание зависит от того, как человек понимает предмет.

Если говорить о методах исследования, то здесь можно назвать такие как:

· Общелогический метод, являющийся самым распространенным в любом науч-ном исследовании. Он включает в себя различные элементы: индукцию и дедукцию, анализ

и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогию, мысленный эксперимент.

· Сравнительный метод один из важнейших,т.к.наиболее строгий анализ ивыводы науки могут быть достигнуты лишь путем сравнения различных систем, форм правления, методов и т. д.

· Социологический метод может носить двоякий характер.Во-первых,это теоретические аспекты рассмотрения с точки зрения общей социологии. А, во-вторых, это раз-работка конкретных социологических исследований.

· Исторический метод как подход имеет такое же важное значение,как и любойдругой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, дает ключ для понимания менталитета данного конкретного общества, его традиций и обычаев, стереотипов сознания и поведения, помогает понять суть происходящих процессов.

· Системный метод в исторической науке рассматривает любое событие с точкизрения анализа общественной системы в целом. Целью этого анализа является выявление взаимосвязей и взаимозависимости отдельных элементов объекта исследования, будь то политический строй, конституция, государство, религия или что-то иное.

· Психологический метод в исторической науке имеет целью исследования:

а) поведение отдельных творческих личностей и исторических лидеров в конкретной ситуации, называется часто еще бихевиористическим3 методом;

б) поведение этнических и социальных групп, движений, партий в моделируемой ситуации;

в) поведение системы в условиях воздействия на нее неблагоприятных факторов и возможных вариантов ее трансформации в последующем развитии, что получило название пост

— бихевиорического анализа; г) сознание и его стереотипы у разных слоев населения, выявление мотивов и их социальной обусловленности, выявление привычных связей, характерного поведения, процесса социализации, взрывов общественного сознания и их обусловленность и т. д., что получило название социально-психологического подхода.

· Институциональный метод занимается непосредственно изучением всего спектраобщественных, государственных и правовых институтов.

· Контент-анализ. Этот метод опирается на анализ текстов,документов,программ,инструкций, законов, статей, лозунгов и т. д. Отслеживается частота использования ключе-вых слов, касающихся объекта исследования.

· Историко-генетический метод.

· Историко-сопоставительный метод.

3 Бихевиоризм как направление возник в американской общественно-политической литературе на рубеже XIX - XX вв. и стал своеобразным мостиком между общетеоретическими и прикладными методами в общественных науках. Он исходит из идеи единства науки и возможных способов человеческого познания через опыт и его логическое обобщение. Познание требует анализа реальных фактов доступных для проверки. Все научные теории выводятся из гипотез, обобщающих эмпирическое знание. Научность теории вытекает из верификации, т. е. из возможности проверить теорию опытом. В основе должны лежать только факты и логика. Соответственно, в истории не только возможно, но и необходимо использования методов других наук. Например, речь может идти о математических методах, о статистических данных, о результатах социологических опросов и анкетирования, о компьютерном моделировании вообще. Все эти методы носят прикладной характер, т. к. они направлены на решение конкретных исследовательских задач.

· Историко-типологический метод.

· Историко-системный метод.

Далее формулируется цель исследования. Она заключается в рассмотрении и комплекс-ном изучении наиболее важных вопросов, имеющих практическую и теоретическую значимость. Ясное и четкое понимание цели является залогом ее успешного достижения.

Для достижения этой цели студенту необходимо решить ряд исследовательских задач. Под задачами научного исследования понимают конкретные действия, которые необходимо совершить для достижения поставленных целей, например и их можно сформулировать сле-дующим образом: изучить, рассмотреть, установить, исследовать, систематизировать, про-анализировать, выявить, обобщить и т.д., например:

· выявить источники и литературу по теме работы;

· написать аналитический обзор литературы и источников по данной теме;

· проследить историю одного из научных вопросов;

· проанализировать документы;

· установить, проверить и объяснить факты;

· исследовать то или иное явление, событие;

· провести классификацию явлений и процессов;

· провести сравнительный анализ явлений и процессов.

· выявить и рассмотреть имеющиеся в научной литературе подходы к изучению той или иной проблемы;

· собрать аргументы в пользу или против существующих в научной литературе гипотез, концепций, точек зрения по изучаемому вопросу;

· доказать выдвинутое положение.

Дается формулировка общей цели и конкретных задач исследования. Общая цель находит отражение в названии работы, а конкретные задачи - в отдельных пунктах плана. Все конкретные задачи должны быть подчинены достижению генеральной цели. Определяя конкретные задачи, нужно объяснить, почему выбраны именно они, а не какие-либо другие, показать, что выбранные задачи помогут достичь основной цели.

Во введении можно дать и характеристику исторической обстановки в самом сжатом виде.

В итоге схема Введения может принять такой вид:

· Обоснование актуальности темы.

· Историографический обзор.

· Характеристика источников.

· Объект и предмет исследования.

· Методологическая основа и методах исследования.

· Цели и задачи доклада.

Ø Основная часть.

Определение основного содержания работы диктуется логикой темы исследования.

Эта часть посвящена непосредственно исследованию заданной темы и решению сформулированных во введении конкретных задач и достижению на этой основе общей цели. На-именованием этого раздела обычно служит название темы доклада. Эта часть должна быть самой большой и занимать примерно 2/3 работы. Она разбивается на главы, параграфы и пункты. Все они должны иметь короткое и четкое название. Построение любого отдельного пункта и работы в целом должно происходить в соответствии со следующей формулой: за-дача - разработка - вывод. Все разделы должны быть логически соподчинены.Решение поставленных задач должно строиться на базе изучения источников и литературы.

При работе над текстом надо придерживаться следующих принципов:

1.4. Рассказ и основные положения должны быть строго аргументированы, подкреплены фактами из источников и аргументами из работ исследователей;

1.5. Если какие-либо факты противоречат общей концепции, то либо неверна сама концепция, либо неправильно проанализированы факты;

1.6. Источники не пересказываются, а анализируются.

1.7. Каждый раздел основной части (глава и параграф) должен заканчиваться выводами.

1.8. Глава должна отражать самостоятельный сюжет проблемы, параграф - отдельную часть вопроса. Тщательно следует сохранять логику изложения между разделами и последовательность перехода от одной сюжетной линии к другой.

1.9. Желательно чтобы выводы предыдущего раздела подводили читателя к главному со-держанию последующего. Такой подход позволяет укрепить связь между частями работы и обеспечивает целостность ее восприятия.

1.5. Заключение.

Здесь необходимо не повторяя содержания основной части и не переходя на фактический пересказ содержания четко сформулировать важнейшие выводы, к которым пришел докладчик в результате изучения своей темы. Они должны логически вытекать из рассмотренного конкретного материала. Желательно их пронумеровать или хотя бы изложить в форме тезисов. Здесь же докладчик указывает вопросы, оставшиеся нерешенными и нуждающиеся в дальнейшей разработке, останавливается на том, каковы перспективы дальнейшей разработки изученной им темы. Минимальный объем – 2 страницы.

· Список использованной литературы и источников.

Это - важная часть и представляет собой перечень именно тех источников и трудов, которые были использованы непосредственно, а не всех имеющихся по данной теме. Он должен состоять не менее чем из 5-7 наименований.

Он помещается после основного текста и дает возможность автору документально подтвердить достоверность и точность приводимого фактического материала, на основе которого строится исследование. Список использованной литературы характеризует глубину и широту вхождения в тему, позволяет судить об эрудиции и научной культуре автора доклада.

Выбор заглавия списка

Возможны три варианта заглавия списка:

· ЛИТЕРАТУРА

· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

· СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Если в список включаются все документы, изученные дипломником по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, список озаглавливают одним словом - литера-тура.

Если включается только то, что анализировалось в историографическом обзоре и исполь-зовалось в виде заимствований в тексте, выбирается второй вариант заглавия — список ис-пользованной литературы.

Наконец, если кроме литературы использовались еще и источники, автор останавливается на третьем варианте заглавия - список использованных источников и литературы

Структура списка

Расположение литературы в списке может избираться автором в зависимости от характера, вида и целевого назначения работы.

Независимо от выбранного варианта всю научную литературу в списке рекомендуется сгруппировать по видам документов, и расположить по следующей схеме:

· официально-документальные издания (документы законодательного характера, постановления, распоряжения органов государственной власти, кодексы, программы и уставы политических партий, труды, речи и выступления руководящих деятелей, политических лидеров).

· источники (письменные памятники, документы, тексты анализируемых произведений, дневники, переписка, статистические сборники, периодические издания, архивные материалы).

· научные публикации (монографии, статьи, сборники статей, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, учебные пособия)

· специальные виды нормативно-технических документов (ГОСТы, технические каталоги, информационные листы и др.).

Порядок расположения литературы 1. Алфавитное расположение

Алфавитное расположение литературы в списке является одним из самых распространенных. Оно позволяет собрать труды автора в одном месте, облегчает разыскание конкретного произведения, ускоряет проверку правильности библиографического описания по справочному аппарату библиотеки.

При алфавитном расположении материала библиографические записи дают в алфавите фамилий авторов и первого слова заглавий книг и статей, если автор не указан.

Авторов однофамильцев дают в алфавите их инициалов. Труды одного автора - в хронологическом порядке изданий.

2. Систематическое расположение

При систематическом расположении материала библиографические записи могут размещаться в соответствии с главами или разделами работы или важнейшими проблемами темы.

Внутри раздела записи располагаются в алфавитном порядке или в хронологическом.

3. Хронологическое расположение

Хронологическое расположение материала применяют, как правило, в исследованиях историографического плана, посвященных развитию науки или деятельности отдельного чело-века.

В пределах каждого года записи дают в алфавитном порядке (алфавит фамилий или заглавий, если представлены работы одного автора), причем во втором случае фамилию автора не повторяют.

Список нумеруется арабскими цифрами с точкой и печатается с абзацного отступа.

Работа над любым учебным сочинением предполагает овладение методикой и техникой научного труда, поэтому к оформлению его предъявляются те же требования, что и к обычной научной публикации. Это предполагает знание требований по библиографическому описанию документов, оформлению библиографических ссылок и правил цитирования.

Библиографическое описание документа - это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для характеристики и идентификации документа.

При описании документов в списке литературы применяют следующие виды описания: Описание документа в целом (книги, журналы, газеты, продолжающегося издания). Описание составной части документа (главы из книги, статья из сборника, журнала, газе-

ты, продолжающегося издания). Этот вид описания принято называть аналитическим. Объединенное описание группы документов.

Источником библиографических сведений является документ в целом, в первую очередь те его элементы, которые содержат выходные сведения.

Соблюдение этого требования обеспечивает точность и полноту описания.

С целью унификации библиографического описания элементы и области приводятся в строго установленной последовательности и отделяются друг от друга соответствующими разделительными знаками.

· Требования к оформлению реферата.

От правильного оформления работы в немалой степени зависит ее восприятие и

оценка оппонентом, слушателями и преподавателем. Поэтому ее внешний вид должен соответствовать определенным требованиям, которые в некотором смысле являются копией тех требований, которые предъявляются любым научным трудам. Умение правильно оформлять тоже весьма необходимо студенту.

На гуманитарном факультете НГУ в соответствии с общепринятыми нормами выработаны соответствующие требования к оформлению докладов. Наиболее существенными являются следующие требования:

Доклад пишется на отдельных листах формата А 4, которые заполняются с одной стороны, а потом брошюруются. Если текст печатается, нужно соблюдать на каждой странице следующие размеры полей - левое не менее 30 мм; - правое не менее 15 мм; - верхнее не менее 20 мм; - нижнее не менее 20 мм.

Компьютерный набор текста производят через 1 интервал, размер шрифта - 12, шрифт Times New Roman. Это дает на странице примерно 3000 знаков.

Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце или в се-редине верхнего поля каждого листа.

Абзацы в тексте начинают отступом равным 5 знакам или 1 см.

Начинается доклад с титульного листа, на котором указываются название учебного заведения, факультета, кафедры, фамилия, имя и отчество докладчика, название доклада, фами-лия и инициалы научного руководителя, его ученая степень и звание, место и год написания доклада.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В ней должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки. Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всей работе.

Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения дипломной работы, допускается исправлять аккуратно подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением исправленного текста (графика) машинописным способом или черными чернилами или черной тушью рукописным способом.

Заголовки структурных элементов дипломной работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом машинописным способом должно быть равно 3, 4 интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 интервала.

Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа. Разделы, подразделы, пункты, подпункты в дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подраз-делов. Заголовки, разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Разделы дипломной работы могут иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой и записываться с абзацного отступа, например, 1., 2., 3. и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, раз-

деленные точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3. и т.д.

Номер пункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например, 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаем

Наши рекомендации