Занятие № . Морфемика и словообразование

I. Организационный момент.

II. Лексико-орфографическая работа.

Задание №1. Установите соответствие между словом и его значением.

1.Частный, неофициальный А.приоритет
2.Преимущественное право, льгота Б.примитивный
3.Простой, несложный по выполнению и устройству В.приватный
4.Первенство в чём-либо Г.привилегия
5.Широко известный, нашумевший Д.пресловутый
6.Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода Е.прецедент
7.Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов Ж.перифраза
8.Художественный приём, основанный на замене названия лица, предмета или явле­ния описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты (например: царь зверей – лев) З.приставка, префикс
Ответы теста
1. – В. 2. – Г. 3. – Б. 4. – А. 5. – Д. 6. – Е. 7. – З. 8. – Ж.

Задание №2.Угадайте слово по перифразе.

Город на Неве (Петербург).

Вспомните и запишите другие известные перифразы, заменяющие название Петербурга.

(Для справок. Город белых ночей, северная столица, град Петров, Петра творенье.)


Задание №3. Повторить по таблице значение приставок пре-, при-.

Правило Примеры
Приставка ПРИ- указывает на:
1) приближение; прибежать, прискакать;
2) присоединение, которое может обозначать:     приклеить, привязаться, прибить, прилуниться;
- доведение действия до конца, достижение цели;
- добавление к чему-нибудь; пристроить, пририсовать;
- «взять себе»; присвоить, приобрести;
3) близость к чему-нибудь; приморский, пришкольный;
4) неполноту действия (в таком случае значение, вносимое в слово приставкой ПРИ-, может быть выражено наречиями: чуть-чуть, слегка, немного, ненадолго) привстать — чуть-чуть встать, приумолкнуть – ненадолго умолкнуть, приутихнуть - слегка утихнуть, призадуматься - немного задуматься
Приставка ПРЕ-
1) указывает на высшую степень качества или действия (значение, вносимое в таком случае в слово приставкой ПРЕ-, может быть выражено синонимичными словами чересчур, очень, слишком, излишне) предлинный - очень длинный, пресытиться - излишне насытиться, преспокойный – чересчур спокойный, превозносить – слишком возносить;  
2) близка по значению к приставке ПЕРЕ- прервать - перервать, преграда - перегородить

Используя материал таблицы, вставьте буквы и объяс­ните написание приставок ПРИ-, ПРЕ-.

Пр…бавить огня, пр…гласить в гости, пр…умолкнуть на секунду, беспр…кословно подчиняться, пр…землиться у реч­ки, пр…рвать разговор, пр…крыть одеялом, пр…ображённый край, пр…спокойный малыш, пр…остановиться у дома, пр…­двинуть к столу, пр…сладкий напиток, пр…градить дорогу, беспр…станный дождь, пр…высить скорость, пр…вокзальная площадь, пр…обрести билет, пр…важный вид, сердечная пр…­вязанность, пр…амурский регион, пр…шить пуговицу, непр…­одолимое пр…пятствие, пр…вратиться в лёд, пр…открыть дверь.

III. Повторение приставочного (префиксального) способа словообразования.

Задание №4. Дайте определение приставочного способа словообразования. В качестве примеров используйте выделенные слова, укажите, от каких слов они образованы. Какое значение приобретают слова благодаря приставкам?

Эталон ответа. Образование новых слов с помощью присоединения к производящей основе словообразовательной морфемы – приставки, или префикса, относится к морфологическим способам словообразования и называется приставочным, или префиксальным,способом словообразования. Например. Пре-спокойн-ый ← спокойн-ый (+ пре-) (приставка вносит значение высшей степени качества, т.е. очень спокойный) При-вокзальный ← вокзальн-ый (+ при-) (приставка вносит значение “близости к чему-либо”, т.е. около вокзала)
Критерии оценивания теоретического ответа
Точность
Владение альтернативной терминологией
Наличие примеров (не менее 2-х)
Итого:

IV. Тренировочные задания по приставочному словообразованию и правописанию приставок.

Задание №5. От данных слов образуйте новые слова приставочным способом при помощи данных приставок.

1) Раз- (рас-): считать, свет, бить, сказать, ссориться.

Ис- (из-): тратить, расходовать, писать, пугать.

Наши рекомендации