VIII. Подведение итогов урока. €

— Что нового узнали на уроке? (Слова бывают однозначные и многозначные.)

— Для чего в речи нужны многозначные слова? (Чтобы мы могли точнее высказывать свои мысли.)

1. Выполнить упр. 61 (с. 49).

2. Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь.

Урок 25. Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Цели: познакомить с понятиями прямое и переносное значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать пря­мее и переносное значение слов, аргументированно отвечать, до­казывать свое мнение; задавать вопросы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(Учащиеся записывают текст под диктовку.) Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. Нацветок села пчела.

— Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные.

— Почему мы подчеркнули безударные гласные? (Это опасные места. Можно сделать ошибку.)

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной.)

— Измените слова так, чтобы безударная стала ударной. (По траве — травы, цветы — цвет, шмели — шмель, пчела — пчелы.)

— Как меняли слова? (Один предмет — много предметов.)

— Оцените себя.

«!» — все безударные гласные написал правильно.

«+» — ошибся 1 или 2 раза.

«—» _ много ошибок.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Ножницы, нос. двери, стол. .:^..,

— Выберите многозначные слова. (Нос — 1) орган обоняния; 2) передняя часть судна, самолета.)

— Назовите два значения слова заяц. (Заяц — 1) зверек с длин­ными ушами; 2) безбилетный пассажир.)

— У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем? (Трусливого.)

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 49 и прочитайте тему урока.

— На какие вопросы вы хотите получить ответы сегодня на уроке? (Что такое прямое и переносное значение слова? Когда употребляют прямое, а когда переносное значение?)

Упр. 62 (с. 49).

— Прочитайте предложения.

— Слово плыть однозначное или многозначное? (Многозначное.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— В каком предложении слово употреблено в прямом значе­нии? (Плывут корабли.)

— В каком предложении слово употреблено в переносном значении? (Плывут облака.)

— Почему это'переносное значение? (Облака плавать не мо­гут, их движение напоминает движение корабля по воде.)

— На Руси о плавной походке девушки говорили: «Плывет словно лебедушка». Слово плывет здесь употреблено в пря­мом или переносном значении? (В переносном, так как де­вушка не плыла по воде, а плавно двигалась.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. '•''-'- Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. .

VI. Закрепление изученного материала Упр. 63 (с. 50).

(Работа в парах.)

— Рассмотрите схему и, пользуясь ею, составьте устный рас­сказ о многозначных словах.

— Расскажите соседу по парте.

— Прочитайте слова, которые употреблены в переносном значении. Что обозначают эти выражения? (Облако пыли — напоминает облако по форме; золотые руки — умелые, тяже­лое наказание — сильное;работа стоит — не работают; заря горит — очень яркая.)

— Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. Запишите предложение.

— Приготовьтесь. Если сочетание употреблено в переносном значении, вы просто сидите, если употреблено в прямом — делаете хлопок. (Учащиеся читают свои предложения, класс проверяет правильность выполнения задания.)

VII. Рефлексия

Упр. 64 (с. 51).

— Прочитайте задание. Кто не понял, что нужно сделать?

— Кто может объяснить задание? .

— Выполните задание.

— Прочитайте предложения, которые списали.

— Оцените себя.

«!» — выполнил задание без ошибок.

«+» — допустил 1—2 ошибки.

«—» — допустил больше 2 ошибок.

Наши рекомендации