Ижоры – жители Самрянской волости

Ижорянин.

Игра на кантеле.

В.И. Будько

Ижоры – жители Самрянской волости

Этнический вопрос — один из сложнейших в истории нашего края. Практически почти никому в ХХ столетии не приходило в голову описывать национальную принадлежность жителей северной Гдовщины. Данные археологии, касающиеся этновопроса, весьма сложны для понимания неподготовленного читателя.

Изначальные племена, коренные и пришлые, всегда смешивались в силу различных обстоятельств самым немыслимым образом. На смену язычеству постепенно приходило Православие. В процессе сего происходила унификация похоронных обрядов, одежд, оберегов, украшений, орудий войны и труда.

Сегодня лишь редкие находки говорят об этнопринадлежности могильников и поселений. К тому же специалисты частенько не могут прийти к единому мнению в вопросе определения находок. С годами этноверсии и датировки меняются не только у оп­понентов, но и у конкретных научных авторитетов. Недавно, к примеру, антропологи внесли значительные коррективы в устоявшуюся версию про­исхождения словен новгородских. И это не единственный случай. Те же антропологи утверждают о некотором монголоидном компоненте у эстов и води, в то время как у ижор и корел его нет. Если принять за основу, что ижоры некогда произошли от корел, то специалисты опять-таки не просле­живают археологически пути миграции ижор через Неву. Петербург сам по себе уникальная «археологическая дыра», почему же такая «дыра» су­ществует и к северу от него? — Здесь нет ижорской археологии, а ижоры, как таковые, проживали здесь до последнего времени. По данным 1500 года по Неве располагалось 55 деревень, по реке Ижоре 45 по рекам Славянка и Охта 17 и 12 деревень соответственно, а в устье реки Тосны было 16 деревень. Вся богатая археология этого края была уничтожена в годы массовой застройки в XVIII-XIX веках.

Ижоры – жители Самрянской волости - student2.ru Чухонка.

Приведем знаменательный для нашей статьи абзац, касающийся ижор: «В XVII веке ижорские коллективы, продвинувшиеся из Принаровской низменности, занимали уже западный скат (Ижорской) возвышенности. До этого они там не проживали. В 1684 году исследователь И. Гизелиус встречался с ижорой в селениях Куземкино, Кикерицы, Раговицы, Керстово, Гурлево, Карпово, Ястребино, Пустомержа. Некоторые перечисленные деревни, расположенные в пределах средневековых Радчинского и Опольского «чудских погостов» имели смешанное водско-ижорское население. (Имеются в виду села современного Кингисеп­пского и Волосовского районов). Вероятно, тогда же происходила инфильтрация ижоры в левобережную часть Лужского бассейна вплоть до побе­режья оз. Самро. Хотя этнографами не зафиксировано ее проживание в по­следнем районе, у ижорских старожилов д. Краколье в устье Луги сохра­нилось воспоминание о том, что население окрестностей Самро прежде го­ворило на их языке (Моора Х. А., Моора А. Х. Из этнической истории води и ижоры // Из истории славяно-прибалтийских отношений. Таллинн. 1965». Этот абзац взят мною из книги Е. А. Рябинина «Финно-угорские племена в составе Древней Руси», изданной в СПб в 1997 г.

Рассмотрим теперь вкратце ижорскую историю в свете данных того же Е. А. Рябинина, - известного специалиста в данном вопросе, единственного в своем роде.

Первые сведения о ижоре имеются в Новгородской первой летописи под 1228 годом. Упомянуты ижоры и в папских буллах XII-XIII вв. наряду с корелой, лопью и вотландцами. В 1228 г. ижора и корела помогали ладожанам воевать отряд, вторгшийся из Еми (Финляндия). В 1240 году ижоряне во главе с родовым лидером Пелгусием воевали на стороне Александра Ярославича в знаменитой Невской битве. В то время ижоре была отведена важнейшая роль в охране водного пути по Неве. В 1241 году ижоряне совместно с новгородцами и прочими племенами отражали набег немцев в земли вожан. Дальнейшее военное участие ижор в составе новгородского войска известно в 1270 и 1316 гг. В конце XIII и в первой половине XIV вв. Ижор­ская земля стала ареной борьбы Новгорода со Швецией

Ижоры – жители Самрянской волости - student2.ru Чухонка.

Реконструировать ареал средневековой Ижорской земли сегодня достаточно сложно. Письменные источники ясности отнюдь не дают. Вопрос до сих пор дискуссионный. Несомненно одно, что к Ижорской земле относи­лись бассейны рек Нева и Ижора, а так же юг Карельского перешейка. Административным центром, очевидно, являлась крепость Орешек, построенная в 1323 году. В дальнейшем территория обитания ижор не оставалась неиз­менной. К концу XV века племенные группы ижор освоили все южное побе­режье Финского залива, вплоть до нижнего течения Луги. Именно здесь образовалась контактная зона с чудинами (водцами). В 1500 году ижоряне зафиксированы переписными книгами в бассейнах левых притоков Волхова - по рекам Тигода и Кересть. Поселились ижоры и на участке между верховьями реки Оредеж и озером Вялье. Таким образом зона обитания племени зна­чительно расширилась и стала сопоставима с этнографическим ареалом ижорской народности сегодня.

Современная ижора — небольшая народность Ленинградской области, насчитывающая по данным 1979 года едва 700 человек. По сведениям исследова­телей XIX века ижор в то время было от 17 по 20 тысяч. По мнению лингвистов ижорская народность рассматривается в качестве ответвления древнего корельского племени. До недавнего времени это родство признавали и са­ми ижоры, считая свой язык карельским. Антропологи находят несомненное сходство этих народов. Сходства с эстонцами, русскими, водцами антро­пологические данные не дают. У ижор и карел общая эпическая поэзия — знаменитая «Калевала». Есть общие элементы в древней одежде.

Ижоры — позднее этническое образование, прошедшее три этапа в сво­ем развитии: древнекарельский, древнеижорский и этап обособленного развития современных ижорских диалектов. Выше уже отмечалось, что, к сожалению, ижорская археология XI-XIV веков не известна по ряду объективных причин. Редкие находки, приписываемые ижорам, носят несомненное карельское влияние. Они найдены в районе Колтушей, у деревни Мишкино, близ реки Мги, в Ям-Ижоре и в деревне Пупышево близ реки Волхов. Археоло­гия крепости Орешек свидетельствует о проживании там группы древнекарельского типа, т.е. ижор. Присутствие русского элемента говорит о том, что Орешек был двухобщинным поселением наподобие Корельского городка (совр. Приозерск). Об отсутствии древнейших могильников ижор исследователь В. В. Седов высказал гипотезу, что они «практиковали особый, поверхностный обряд погребения в наземных бревенчатых погребальных постройках. В селе Мартышкино под Ораниенбаумом в XIX веке зафиксировано реликтовое отражение древнего обряда похорон. Здесь ижоряне и вновь прибывшие жители из Финляндии хоронили умерших не закапывая в землю. Усопших складывали в особый сарай, имевший свои отделения для несколь­ких деревень.

Ижоры – жители Самрянской волости - student2.ru

Деревня Буряжки.

Девушки в нарядных одеждах.

Фотография 1930-х гг.

Утрата ижорами племенного своеобразия вызвана мощным новгородским влиянием. После Ореховецкого мирного договора со шведами в 1323 году, когда близкородственные ижорам западные корелы отошли Швеции, племенная рознь еще в большей степени усилилась. В пе­реписной книге за 1500 год отмечены в районе Невы как финские, так и славянские топонимы — Городок, Замошье, Залесье, с другой сторо­ны — Толкола, Тойвокала, Алгила и т.д. Последние носят патронимическое родовое значение. То же и в ономастике, — поименовании жителей. Прочие данные указывают, что в русско-ижорской среде на землях ижор активно присутствовал и чисто карельский элемент. В низовьях р. Ижоры было се­ло Корелкино. Интересно, что в 10 км к югу от озера Долгого (Сланцевский район), на Белом озере тоже есть деревня Кореловщина, а в Лужском районе известна деревня Корешно.

Ижоры – жители Самрянской волости - student2.ru

Ижоры.

Иллюстрация из книги T. Pauli «Deskription ethnographigue des peiples de la Russie».

1862.

Встарь крестьяне с прозвищами «кореляне» жили чересполосно с ижорянами (или ижерянами) и новгородцами. Некие «кореляки» до сих пор известны на Вологодчине. Считается, что инфильтрация групп корел к югу от Невы была вызвана Ореховецким договором 1323 года.

В верховьях р. Оредеж и окрестностях оз. Вялье поселилась локальная группа ижор, образовавшая обособленный диалект, ныне утраченный. Эта миграция относится уже к временам Столбовского договора со шведами в 1617 году, когда тоже осуществлялось массовое переселение с тер­ритории шведской оккупации. Оно коснулось всех этнических групп. Поэтому малые народы невско-ладожского бассейна оказались настолько разбросаны.

Литература.

Рябинин Е.А. Фино-угорские племена в составе Древней Руси. СПБ.1997.

Наши рекомендации