Методические указания преподавателю

Учебный курс «Общая часть уголовного права» является базовым для изучения дисциплины «Особенная часть уголовного права» и спецкурсов по уголовно-правовым дисциплинам. Соответственно, преподавателям, читающим лекции по Общей части уголовного права, следует руководствоваться задачей сформировать у студентов категориальный аппарат науки уголовного права. Базовые фундаментальные знания должны быть изложены с применением системного метода, чтобы студенты поняли характер связи основных категорий уголовного права, значение их взаимодействия.

Учебный курс «Общая часть уголовного права» методологически связан с курсом «Общая теория государства и права». Студентам уже известны общеправовые категории «принципы права», «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность», «состав правонарушения». На лекциях необходимо объяснить, как эти общеправовые категории наполняются уголовно-правовым содержанием, как конкретизируются с учетом специфики предмета и метода уголовно-правового регулирования.

В обязательном порядке нужно обновлять материалы лекций с учетом информации о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Учебный курс «Общая часть уголовного права» имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Теоретический материал должен быть соотнесен с оценками состояния и динамики преступности, развивающейся правоприменительной практикой. Теоретические положения следует иллюстрировать материалами судебной практики, опубликованной в официальном издании «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».

При освещении тем курса необходимо применять методы исторического и сравнительно-правового исследований. Целесообразно рассказывать о нормах и институтах уголовного права России в их развитии, с сопоставлением с опытом зарубежных государств, в том числе иных правовых семей.

Проведение семинарского занятия начинается с постановки задач, которые должны стремиться разрешить студенты при обсуждении вопросов соответствующей темы. На семинаре следует не только по контрольным вопросам проверять знания студентов, но и создавать условия для научной дискуссии. Следует стимулировать студентов к всестороннему исследованию вопросов темы, формированию собственной позиции. В процесс обсуждения необходимо вовлекать всех студентов.

В рамках семинара предполагается чередование форм обучения: дискуссии, работа по гипотетическим делам, в том числе с распределением ролей (адвокат, прокурор, судья), контрольные вопросы и тестирование.

Для самостоятельной работы студентам целесообразно давать задания, связанные со сбором научных исследовательских материалов и обобщением судебной практики в форме докладов.


Наши рекомендации