Неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов

«Кто такой герой, может быть это смелый рядовой воин, готовый умереть за родину, терпящий боль и страдания? Или это известный поэт и писатель, проливающий свет на всеобщие важные вопросы, о которых другой не осмелился бы и думать!?»; «Петр Гринев из еще одного очень хорошего произведения “Капитанская дочка”»; «Это нам показал великий писатель Гоголь в своем не менее великом произведении “Мертвые души”»; «В этом огромном красочном мире, где бесконечно сверкают огни и играет музыка, очень легко затеряться. Шум, суета, хаос – спутники нашей жизни. Мы, как молекулы в кипящей воде: находимся в вечном движении, соприкасаемся, соединяемся, бьемся, взрываемся».

Кроме перечисленных выше ошибок, традиционно относящихся к речевым, необходимо выделить как наиболее частотные ошибки мышления и ошибки коммуникации, которые также свидетельствуют о недостаточном уровне речевого (мыслительно-речевого; коммуникативного) развития выпускников, проявляющемся в их итоговых сочинениях:

Ошибки мышления

1. Фактические ошибки

Ошибки содержания языковых единиц

Искаженное восприятие социальных явлений: «И он привел в пример другого народа в лице Штольца»; искаженное восприятие терминов и понятий: «В этой семье свои нравственные ценности. По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли…»; искаженное восприятие пословиц, поговорок, метафорических высказываний: «Когда мы произносим эти слова «моя хата с краю», мы оскверняем свой родной дом»; «Я думаю, что высказывание «моя хата с краю» – не очень хороший принцип, так как человеку без разницы, где ему жить, в городе или за городом»; искаженное восприятие процессов: «Катерина Петровна своей любовью дала дочери Насте образование»; «Кто помогает передать нам произведение? Конечно же, книга»; искаженное восприятие названий (имен собственных) объектов действительности: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Герн»; «Героиня «Гранатового браслета» – графиня Вера Шейн».

Ошибки формы языковых единиц

Незнание исторических реалий, искажение социокультурного контекста, соответствующего произведению: «Гринев стал грамотным к 12 годам благодаря Савельичу»; смешение фактов различных историко-культурных пластов: «Графиня Ростова была очень хорошей домохозяйкой»; «<о семье Ростовых> По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли, мюзиклы»; «Мармеладов попал под сокращение»;искажение звуковой оболочки слов: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Герн»;искажения антропонимов художественного произведения: Екатерина («Гроза»); Наталья Ростова.

Ошибки понимания

Случаи искажения существенных для понимания авторской позиции деталей произведения или фактов действительности: «Лермонтов говорил, что «Печорин есть название произведения», каким бы он ни был»; «Акакий был мелким чиновником, его работа заключалась только в корректировке документов; случаи искажения характеристики персонажей: «Раскольников был циничным, жестоким человеком».

2. Логические ошибки (нарушение критерия логичности речи)

Пропуск структурно необходимых компонентов мысли: «Перед тем, как упасть с обрыва, на улице внезапно разыгралась гроза»; «В нашем XXI веке не осталось тех мужчин, которые были раньше»; «В романе Лермонтова «Герой нашего времени» изначальное непонимание главного героя – Печорина – сделало его чуждым к слабостям»; искажение причинно-следственных отношений и связей явлений: «Если привести в пример стихотворение Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», то он писал…»; «Для кого-то дом – это место, где человек просто ест, пьет и спит. Но это не его вина, значит, человека так приучили с детства»; искажение логики субъектно-объектных отношений: «Любовь<…> не видит недостатки. Например, человек некурящий, непьющий, работоспособный, а кто-то любит и наоборот»; «Он сразу понял, что хозяйством тут не занимаются, а только поддерживают его на одном уровне»; части суждения (предложения) содержат взаимоисключающие понятия: «В монастыре все было так монотонно и однообразно, что его жизнь летела очень быстро»; части суждения содержат несоотносимые по содержанию понятия: «Жизненный путь – это не только наличие или отсутствие работы»; «Да, Есенину, как и всем, приходилось нелегко – разные восстания, митинги, житейские проблемы»; ошибки определения понятий, неудачный выбор слова для обозначения родового понятия: «Время – это пространство, в котором человек рождается»; создание бессмысленных суждений: «В ответе на этот вопрос сложно выразить общее мнение к этому вопросу»; «Горький при создании этого произведения придумал таких героев, которые подходили в данное произведение».

Коммуникативные ошибки

Чрезвычайно обобщенные и безапелляционные оценочные суждения: «На мой взгляд, я полностью раскрыл тему, и я в ней не могу не согласиться “Дом – это место или люди?”»; «Помогает ли любовь понять себя? Это очень редкий вопрос в наше время. А если задавать его, то люди вступают в ступор»; «В наше время все уже позабыли про настоящую искреннюю любовь»; «Таким образом, можно сделать вывод, что человек без дома – это уже не человек, это животное, которому ничего не надо»; «Детство и юность. Какую роль они играют в жизни человека? К сожалению, в наше время родители довольно редко задают себе этот вопрос. Они не понимают, что будущая жизнь их детей напрямую зависит от детства»; коммуникация с нулевым восприятием: «И при изучении литературы разных веков и народов можно понять, на какой направленности развивалось наследие нашей нынешней литературы».

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их речевого оформления.

Тема: «Что дом может рассказать о своем хозяине?»

Поход в гости – это возможность узнать друга с совершенно новой стороны, а именно познакомиться с местом, где он проводит минимум треть своей жизни, где ему комфортно и приятно. Приглашение в гости я считаю знаком особого расположения и доверия, ведь тебе приоткрывают двери в личный, недоступный большинству других мир. Каждая квартира особенна и неповторима; мне нравится изучать, как мои друзья организуют их собственное пространство: какие статуэтки они поставили на стол, какие картины выбрали для того, чтобы повесить на стену… Я всегда интересовалась, что создает эту особую атмосферу дома: просто набор вещей и их расположение друг относительно друга или еще что-то неуловимое, трепетное, некий дух помещения и живущего в нем человека?

Первое, на что мы обращаем внимание при посещении друга, – это, конечно, материальные предметы. Как известно, к отделке вновь купленной квартиры люди подходят очень ответственно: месяцами изучают каталоги обоев и напольных покрытий, черпают вдохновение из уже готовых дизайнерских проектов, а иногда даже нанимают персонального дизайнера. Но может ли сторонний оформитель прочувствовать то настроение, которое отражает твой дом?

Чем же руководствуются люди, выбирая то, как будет выглядеть место их проживания? Очевидно, здесь мы сталкиваемся с врожденным эстетическим чувством, уникальным для каждого, о существовании которого, кстати, говорил еще Бродский во время своего выступления при вручении ему Нобелевской премии.

Обращаясь к русской литературе, давайте посмотрим, что смогут нам рассказать об известных персонажах их дома.

Имение Собакевича сразу поражает Чичикова своими основательностью и размахом: даже избы крестьян добротны и устойчивы, не говоря уже о доме самого хозяина. Гоголь отмечает, что архитектор при постройке дома пытался привнести легкие декоративные элементы, но под давлением мнительного помещика сдался, и дом получился массивным, даже грубым. Вся мебель в комнатах тоже простая, крепкая и надежная, созданная для того, чтобы выдержать вес ее хозяина. Чичиков даже самого Собакевича про себя называет «шкаф», «кулак», «медведь». Таким образом, обиталище Собакевича замечательно отражает его прямолинейный грубоватый характер. Замечу, что на стенах висят изображения героев войны 1812 года в виде богатырей, потому что сама Россия своими просторами способствует появлению богатырей. Но вот в чем дело: на войне богатыри полегли; тех, кто выжил, не уважают (как капитана Копейкина); а такие, как Собакевич, посвятили себя не подвигам, а банальному накопительству. Наблюдается вырождение богатырей на Руси, что является причиной грусти автора. Что же Плюшкин? Гоголь называет его «прорехой на человечестве». Чичиков даже сначала не признает в нем мужчину и хозяина. Имение его в упадке: в закромах гниют запасы зерна, крестьяне умирают, в доме горы мусора (старые тряпки, перья, засохший кулич), везде пыль, грязь и запустение. Гоголь, используя прием ретроспекции, показывает, что Плюшкин не всегда был таким: раньше он просто был прижимистым хозяином, но страсть к накопительству приобрела маниакальную форму. Мне кажется, причина этого – желание остаться в прошлом, остановить мгновение; предметы материального мира расцениваются Плюшкиным как что-то надежное, неизменное, стабильное. Но на самом деле жизнь идет вперед, а кулич досыхает, окна покрываются слоем пыли… Обратим внимание также и на картину, висящую на стене у Плюшкина: это натюрморт с изображенными на нем цветами, фруктами, разрезанным арбузом, кабаньей мордой и уткой, свесившей вниз голову. Стоит сказать, что натюрморт («мертвая природа») – внешне простой жанр живописи, но на самом деле в нем есть глубокий философский подтекст: материальное красиво, но оно не вечно. Поэтому Плюшкин, скапливающий деньги и вещи, в действительности собирает ветошь, тлен, прах, гниль.

Иногда люди, живущие в одинаковых условиях, делают совершенно разный жизненный выбор. Рассмотрим это на примере произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Заметим, как автор описывает комнату Родиона Романовича Раскольникова: «гроб», «шкаф», «каюта». Бедность, в которой он погряз, убогость его жилища резко контрастируют с его внешностью («прекрасные глаза», «замечательно хорош собой»). Таким образом, Достоевский с помощью интеллектуальной провокации намеренно подводит читателя к тому, чтобы найти оправдание преступлению Раскольникова в атмосфере, которой он окружен («тесные комнаты и низкие потолки теснят душу и сердце»). Однако обратим внимание также на описание жилища Сони Мармеладовой: «один угол ужасно острый, другой безобразно тупой». Как видим, автор здесь опровергает теорию среды: и Соня и Родион бедны, но при этом они совершают разный нравственный выбор: один выбирает убийство, другая – самопожертвование.

Итак, мы подошли к тому, что дом дышит жизнью и может поведать нам что-то только в совокупности со своим хозяином. Без жильцов, их радостей и горестей, их суеты помещение сразу становится пустым, нежилым, как будто покрытым серым налетом, то есть, по существу, это уже и не дом вовсе. Поэтому я прихожу к мысли о том, что человек – вот кто привносит смыслы в дом, а вовсе не предметы материального мира. Жилище лишь помогает человеку раскрыться, проявляет его истинную сущность, потому что, когда человек дома, он априори чувствует себя в безопасности и комфорте, его не сковывают никакие условности и рамки, значит, дома человек может быть таким, каков он есть на самом деле. Таким образом, роль этой среды сводится к лишь к тому, чтобы раскрыть потенциал ее обитателя, истинного создателя как себя, так и своего пространства.

Автор сочинения демонстрирует высокий уровень речевого развития. В тексте реализуются жанрово-стилистические признаки, соответствующие цели сочинения и его теме. Ученик имеет большой словарный запас, использует разнообразные синтаксические конструкции и языковые средства выразительности. В то же время в сочинении есть несколько речевых ошибок (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление (а именно…), следствием которого является нарушение логичности речи; смысловая недостаточность, вызванная пропуском слова (большинству других…); неточное словоупотребление, приводящее к фактической неточности при характеристике персонажа (мнительный вместо придирчивый, неуступчивый), к двусмысленности (дом может поведать… в совокупности со своим хозяином).

По критерию № 4 сочинение заслуживает оценки «зачет».

Тема: «Как судьба человека связана с историей народа?»

Произведение Михаила Шолохова «Судьба человека» показывает, что человек является частью народа и его истории. Главный герой – это Андрей Соколов. Он многое пережилв своей жизни, но это его не сломало. Еще в молодом возрасте он женился на сироте Ирине и был счастлив. Ирина быладоброй, мудрой и понимающей женой. У них было трое детей, сын и две дочери. С началом войны его взяли в фронт, трудно ему было расставаться с семьей, но он был истинным патриотом своей земли и народа. Его судьба связаласьс войной. Он отважный солдат, который имел честь и достоинство. Даже в плену у врагов он был верным своей родине, как другие. Но во время войны он потерял всю семью и остался один <…>

Приведенный фрагмент сочинения свидетельствует о низком уровне речевой культуры ученика. В тексте преобладают простые предложения, однотипные конструкции (использование составных именных сказуемых с глаголом-связкой быть). Фрагмент изобилует также речевыми ошибками (выделено жирным шрифтом): тавтология, нарушение лексической сочетаемости, неточное словоупотребление, нарушение в употреблении местоимения.

Однако сочинение по критерию № 4 заслуживает оценки «зачет», так как низкое качество речи не затрудняет понимания его смысла.

Тема: «Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?»

Чтение книг – это душевная работа потому, что после прочтения книги она как будто западает тебе в душу, ее герои, основные конфликты произведения, ты как будто сам среди этих героев, какое событие произойдет далее, ты переживаешь, нетолько душой, но и сердцем за каждого персонажа. Чтение книг – это душевная работа нетолько человека, который ее читает, но и самого автора произведения, он передают ту обстановку, те конфликты, чтобы читатель мог сделать такую же душевную работу как и автор произведения.

В правильности такой точки зрения меня пробуждает художественная литература Валентина Распутина «Прощание с Матерой». В этом произведении говорится о деревне Матере на острове, где строители строят водохранилище для улучшения жизни жителей. А на самом деле строители поджигают дома, ломают кресты на кладбище, чтобы жители съехали в другие дома в город со всеми удобствами. Но жители отказались, потому что у них здесь все к чему привыкли, и даже здесь похоронены, родные и близкие родственники <…>

Работа несовершенна по всем параметрам оценивания, в том числе по критерию № 4. Отмечается неверное словоупотребление, бедность лексики, неоправданные лексические повторы, речевые штампы, однообразие синтаксических конструкций, срыв начатых конструкций и др., но оснований для выставления «незачета» по указанному критерию нет, т.к. низкое качество речи не приводит к существенному затруднению понимания смысла сочинения.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 5 «ГРАМОТНОСТЬ»

Соблюдение грамматических норм языка – важное условие создания качественного текста, хотя в большинстве случаев уровень грамотности выявляет некий «портрет» автора как «языковой личности» со всеми «минусами» и «плюсами».

Анализ итоговых сочинений позволил сделать ряд выводов.

Наши рекомендации