A3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речиявляется эпитет

Часть 2. Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.

(1)Дед неожиданно продал дом, купив другой, по Канатной улице.

(2)Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен тёплой и

спокойной тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни

трёх окон и решётчатая ставня чердачного окна; крышу красиво прикрывала

густая зелень вяза и липы.

(3)В доме жили разные люди. (4)Особенно крепко захватил и потянул меня

к себе Хорошее Дело. (5)Это был худощавый, сутулый человек, с чёрной

раздвоенной бородкой на белом лице, с добрыми глазами, в очках. (6)Был он

молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно

отвечал:

– (7)Хорошее дело.

(8)Так его и стали звать.

(9)Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в

кухне интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей, и всегда вуглу, около печи, неподвижно стоял Хорошее Дело.

(10)Однажды бабушка устроила такой вечер.

(11)Сыпался и хлюпал неуёмный осенний дождь, ныл ветер, шумели

деревья, царапая сучьями стену, – в кухне было тепло, уютно, все сидели

близко друг к другу и были как-то особенно молчаливы. (12)Бабушка сидела

на краю печи, наклонясь к людям, освещённым огнём маленькой жестяной

лампы, и сказывала хорошую историю про Ивана-воина и Мирона-

отшельника; мерно лились сочные, веские слова.

(13)Уже в начале рассказа я заметил, что Хорошее Дело взволнован: он

беспокойно потирал руки, снимал и надевал очки, помахивал ими в меру

певучих слов, кивал головою. (14)А когда бабушка замолчала, он бурно

вскочил и, размахивая руками, как-то неестественно закружился, забормотал:

– (15)По-моему, это удивительно, это надо записать, непременно! (16)Это –

страшно верное, наше… русское...

(17)Было видно, что Хорошее Дело плачет, – глаза его были полны слёз;

глаза купались в них; это было странно и очень жалостно. (18)Потом он вдругкак-то сорвался с голоса, замолчал, поглядел на всех и тихонько, виноватоушёл, склонив голову.

(19)Стало грустно; какое-то уныние щемило сердце. (20)Хорошее Дело

очень удивил меня, было жалко его, – так ясно помнились его утонувшие глаза.

(21)Он не ночевал дома, а на другой день пришёл после обеда – тихий, явно

сконфуженный.

– (22)Вчера я шумел, – сказал он бабушке виновато, словно маленький. –

(23)Вы не сердитесь? (24)Видите ли, я страшно один, нет у меня никого!

(25)Молчишь, молчишь, – и вдруг – вскипит в душе, прорвёт...

(26)И меня потянуло к нему.

(27)Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один». (28)В этих словах было что-то понятное мне, тронувшее меняза сердце, и я пошёл за ним. (По М.Горькому)

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 –1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

A1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснованияответа на вопрос: «Почему рассказ бабушки взволновал Хорошее Дело?»

Атмосфера вечера особенно располагала к доверию иоткрытости.

Хорошее Дело почувствовал в рассказе бабушки что-топо-настоящему русское.

Хорошее Дело любил «историю про Ивана-воина и Миро на отшельника».

Хорошее Дело очень хорошо относился к бабушке.

A2.Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово

«сочные»(предложение 12).

1)наполненные соком 2)свежие3)мелодичные 4)выразительные

A3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речиявляется эпитет.

1) Особенно крепко захватил и потянул меня к себеХорошее Дело.

2) Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей, и всегда в углу, около печи, неподвижно стоял Хорошее Дело.

3) Хорошее Дело очень удивил меня, было жалко его, – так ясно помнились его утонувшие глаза.

4) Вчера я шумел, – сказал он бабушке виновато, словномаленький.

A4.Укажите ошибочноесуждение.

1)В слове ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ (предложение 9) количество букв

и звуков совпадает.

2)В слове ВСКОЧИЛ (предложение 14) первый звук – [ф].

3)В слове ДЕРЕВЬЯ (предложение 11) мягкость согласного [в’] на

письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4)В слове ГРУСТНО (предложение 19) согласный звук [т] является непроизносимым.

A5.Укажите слово с чередующейсягласной в корне.

1)спокойной 2)голубые 3)потирал 4)удивил

A6.В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если

после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется

буква, обозначающая звонкий согласный звук»?

1)неподвижно 2)склонив3)вскипит 4)раздвоенной

A7.В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В

суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».

1)спокойной 2)покрашен3)неподвижно 4)нарядней

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

B1.Замените разговорное слово «страшно»в предложении 24

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2.Замените словосочетание «чердачного окна»(предложение 2),

построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием

со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.

B3.Выпишите грамматическую основупредложения 8.

Наши рекомендации