О ДРЕВНЕЙ РЕЛИГИИ СТЕПИ – ТЕНГРИАНСТВЕ

ТЕНГРИАНСТВО

И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Якутск-2002

О ДРЕВНЕЙ РЕЛИГИИ СТЕПИ – ТЕНГРИАНСТВЕ

В настоящее время некоторая часть читателей, особенно иноязычных, понимают под религией якутов черный шаманизм. Это не совсем так. Черный шаманизм, связанный исключительно с миром нижних духов - абааhы, наносящих только вред человеку, может запугать его и заставить отказаться от любого желания бороться и устраивать свою жизнь, поэтому не может быть той религией, которая дала силы и веру народу саха и позволила прожить ему очень долгую жизнь в этом мире. Автор в этом вопросе полностью согласен с Ксенофонтовым Г.В., который в свое время писал:

"Нужно признать бесспорным положением, что современное якутское шаманство не есть народная вера и представляет из себя остаток древних суеверных приемов народной медицины - лечение болезней заклинаниями, заговорами, молитвами, жертвоприношениями и т.д. До христианства же господствующий класс придерживался культа так называемых белых шаманов и их светлых духов айыы"[1].

Гумилев Л.Н. считал якутов реликтовым этносом, сохранившимся со времен хуннов. Но племена саха появились на исторической арене намного раньше объединения степи во главе с хуннами, и поэтому религия народа саха имеет, скорее всего, еще более глубокие корни", потому что и до хунско-тюркского периода в Великой степи жили кочевые народы, которые имели религию, отличавшуюся от других мировых религий.

Настоящая белая религия - религия белых айыы, сформировавшая менталитет народа саха, объединившая отдельные личности в народ и позволившая ему освоить суровый северный край, была религией древних кочевников и вошла в историю под названием тенгрианство. Заповеди этой религии сохраняются в устном народном творчестве народа саха, в его обычаях, в проведении культовых праздников ыhыах. Как и всякая другая религия, она применяла понятные для народа понятия, связанные с его хозяйственной деятельностью, со временем она видоизменялась, появлялись новые заимствования, потому что в состав народа саха вливались представители других евразийских народов, новые канонизированные святые, которые увековечивали в сознании народа его легендарных вождей, но основным оставалось одно: поклонение Солнцу и Небу, олицетворяющим в сознании народа Верхний Мир светлых творцов и будущее, поклонение Срединному Миру, являющемуся колыбелью и местом жизни всего человечества и окружающей природной среды и уважение к Нижнему Миру - миру жизни на Земле до появления человечества - биосфере.

Многие религиозные термины употребляемые, например, в христианстве и в буддийских учениях Тибета и Индии имеют смысл и на языке народа саха. Удивительно то, что смысл этих слов передают суть этих религиозных терминов, которые часто на языке христианина или буддиста употребляется как слово из другого древнего языка, которое не имеет смысла на языке верующего.

Народ саха не отвергая логическое познание человеком окружающего мира, в то же время не отрицает наличия и высших степеней человеческого сознания – ступеней сверхсознания. Это знание о существовании более высоких уровней человеческого разума сохраняется как в религии, так и в олонхо - героическом эпосе народа саха.

А.С.Попова, которая занималась исследованиями, записанных у народных сказителей, текстов олонхо в своей кандидатской указала пять из них: "Рассуждение и толкование, интуиция, экстрасенсорная познавательная способность, исполнение олонхо с медитацией, шаманские видения"[2]; а по сообщению Неустроева Б.Ф. (Мандар) знатока эзотерического знания народа саха таких последовательных идущих друг за другом состояний человеческого разума, входящих как составная часть во Вселенский мировой божественный разум всего девять. Эти уровни развития человеческого разума в религии народа саха тесно связаны с зачатием, рождением и воспитанием ребенка, добровольным выбором самим человеком своего жизненного пути и в зависимости от этого предоставления ему возможности достижения высших уровней физического и духовного развития. Только от самого человека и окружающих его людей зависит до какого уровня духовного развития дойдет человек. В начале природой всем предоставляется равные возможности.

Такие понятия сформировались в очень древние времена. Например, на скалах возле впадения речки Кэтэмэ в реку Лену имеется рисунок летящего человека-шамана и нарисованы тремя кружочками три мира: Верхний. Средний и Нижний, а девятью черточками ступени развития человека. При этом первая и девятая ступени прорисованы менее четко, чем остальные семь. Это показывает, что если первая ступень развития относится по понятиям народа саха к Нижнему Миру, то последняя девятая ступень уже относится к Верхнему Миру.

Для иллюстрации этих основных понятий религии народа саха в тексте будут использованы рисунки Михайловой А.И. молодой учительницы из Эльгяйской средней школы Сунтарского улуса. Правда, ею в них представлены древние боги степного тенгрианства, которые в современных религиозных понятиях саха несколько видоизменились. Что совершенно неудивительно, так как любая религия развивается в соответствии с развитием жизни на Земле и включает имеющийся к этому моменту исторический опыт народа и учитывает изменившуюся реальность.

Любая своя религия, таким образом, является средством, которое позволяет организовать народу жизнь на Земле. В некоторых случаях, когда религия навязывается чужеземцами или видоизменяется правителями с определенной целью. В результате можно получить измененный менталитет народа. И этот народ, который отказался от своей старой религии или имеет шанс исчезнуть или стать послушным маргиналом, которому новые правители не будут позволять использовать всю мощь старой религии и развивать свои способности.

В настоящее время в современных философских учениях довольно часто употребляют древнегреческое слово эйгрегор для обозначения энергоинформационного защитного поля, которое создает религия. Это слово на языке саха произносится эйгэ онгорор и переводится на русский формирующий окружающее пространство. Религия, таким образом, создает некое защитное поле, которое помогает человеку выжить в Среднем Мире.

Наши рекомендации