Повесть о Петре и Февронии Муромских» - пример подлинно христианской семьи.

Зубарев Евгений Николаевич,

миссионер Свято-Серафимовского собора.

«Князья Пётр и Феврония явили нам пример подлинно христианской семьи. Исполняя евангельские заповеди, возрастая в вере, надежде и любви, они достигли святости, благочестиво живя в браке. Супруги хранили верность друг другу до последнего дня, выдержав с помощью Божией все испытания, отвергнув все соблазны. По особой милости Господней они перешли в мир иной в одно и то же время и были погребены вместе. Так Премудрый Создатель самой смертью прославил своих верных угодников, исполнивших Его повеление: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5 – 6)» (Патриарх Кирилл).

Очень важно обратить внимание на полное название «Повести»: «ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ НОВЫХ МУРОМСКИХ СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ. БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ».

Начиная рассказ о жизни святых, автор просит у Бога благословения, ибо духовного человека может понять и о духовном может судить только духовный, то есть исполненный благодати Божией. Поэтому и мы, читатели, просим: «Благослови, Отче!», чтобы всё правильно понять себе в назидание.

Пётр и Феврония «достойны похвалы» (достойны прославления, почитания, быть примером) прежде всего как благоверные. Благоверные – значит благой, правильной веры, веры Православной. И чтобы не было никаких сомнений, автор кратко излагает основные догматы Православия. Без вступления повесть-житие превращается в красивую сказку, а не в описание реальной истории.

Пётр и Феврония «достойны похвалы» не только благодаря правильной вере, но и как преподобные. Преподобные – значит в высшей степени подобные Богу. Стать преподобным непросто: надо жить нравственно, соблюдая заповеди. Но и нравственная жизнь сама по себе ещё не свидетельствует о преподобии человека. Должна стать нравственной не только внешняя жизнь человека, но и состояние его души должно стать нравственным. Нравственная жизнь - исполнение заповедей, жизнь по совести должна привести человека, его душу в состояние смирения и покаяния. Если нравственная жизнь не приводит душу к смирению и покаянию, то даже такая внешняя праведность не имеет ценности для православного христианина, потому что не достигает цели – спасения. Нравственная жизнь может способствовать и развитию греховных страстей - самомнения, тщеславия, гордости: какой я хороший! И смотри: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). Смирение же – плод внутренней, духовной жизни. Смириться – значит увидеть себя в сравнении с требованием Евангелия недостаточным, признать свою неспособность к совершенству без помощи Божией, воззвать к Его милости («Боже, милостив буди мне, грешному») и Его помощи. Суть духовной жизни – это борьба со страстями в опоре на помощь Божию (благодать).

Пётр и Феврония «достойны похвалы» и тем, что имели (и имеют) дар чудотворения, которыми почтил их Господь, «твердости их ради (в вере благой) и смирения».

И, наконец, Пётр и Феврония «достойны похвалы» тем, что «ими (святыми) Господь Сам просветил и украсил землю, как небо звездами».

Всем, для кого христианство есть живая вера, остаётся с благоговением и вниманием прочитать повесть-житие, делая её героев неувядаемым примером достижения счастья в этой и будущей жизни.

Пётр и Феврония, как сказал Патриарх Кирилл, «явили нам пример подлинно христианской семьи». Христианская семья – синоним счастливой семьи.

Счастье там, где муж и жена «уже не двое, но одна плоть». В чём выражается это единство?

Во-первых, в единомыслии. Пётр и Феврония одинаково мыслят в христианских категориях. Они оба благоверные, одной, Православной, веры. Смысл их жизни в одном – в спасении души.

Во-вторых, христианское мировоззрение даёт знание нравственных и духовных законов, следуя которым человек достигает цели жизни. Свою жизнь, свои поступки Пётр и Феврония подчиняют этим законам, главный из которых – это закон любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Вот Пётр, узнав от брата его несчастье, «стал думать, без колебаний и сомнений, как убить змея». Интересно, почему «без колебаний и сомнений»? Ведь для него здесь смертельная опасность! Откуда в нём такая решимость? Откуда в нём эта внутренняя готовность к подвигу? Всё просто. Христианин живёт в постоянном подвиге. Подвиг – это образ христианской жизни. Этот подвиг состоит в постоянном преодолении своей гордости, эгоизма и служении ближнему. «Каждый день Пётр приходил к брату своему и к снохе своей, чтобы отдать поклон им». Павел - его старший брат. Кланяемся ли мы старшим и по возрасту, и по положению? Наступаем ли на горло своей гордости? А князю взять в жёны простую девушку, преодолевая своё тщеславие и ропот окружения, легко? А затем ради неё и ради соблюдения заповеди «не разводиться» (см. Мф. 5, 31 – 32.) оставить княжение – это не подвиг? А после долгих лет жизни в любви и согласии расстаться и уйти в монастырь, чтобы соединиться в вечности? Какую же нужно иметь внутреннюю силу, чтобы жить в постоянном подвиге? Откуда эти силы? Ответ удивительно прост: Бог даёт, кто так живёт.

И Феврония поступает так же. И её жизнь – подвиг. Вот узнала о больном князе, который весь в язвах. Она не видела его, только услышала его историю и поняла причину его болезни. Нам ясно: «покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою». Она видит больше: убил своею рукою и возгордился; Бог попустил ему заболеть для исцеления души от заразы гордости. А гордость лечится смирением. Прозрев в больном корень зла, девушка размышляет: «Если бы кто-нибудь потребовал твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». То есть, тот вылечит, кто решится на самопожертвование - это первое условие исцеления. Второе условие – «если будет он мягкосердным и смиренным». И со своей стороны она решается на самопожертвование: стать Петру супругой, посвятить свою жизнь ему, быть с ним в одной упряжке. Решиться стать супругой больного телом (весь в язвах) и больного душою (язва гордости), да ещё и не видя его, разве это не подвиг? Она ставит условие супружества прежде всего не для устроения своей жизни, а по необходимости исцеления страждущего болезнями души и тела. Для князя Петра, согласившегося взять в жены простую девушку, - это был шаг к смирению, а значит, и к исцелению души от гордости и, как следствие, от язв телесных. Действительно, как часто мы стремимся вылечить тело, забывая о главном – о бессмертной душе. Исцелиться – значит стать здоровым целиком: и душою, и телом. И сколько ещё трудностей и испытаний переносит со смирением и терпением Феврония, оставаясь до конца своей жизни верной и послушной женой, надёжной его помощницей.

В- третьих, ни единство мировоззрения, даже и Православного, ни взаимная жертвенность сами по себе ещё не могут привести мужа и жену «в плоть едину». И цель ясна, и средства собраны, и усилия предприняты, но… «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1). Вот что действительно соединяет Петра и Февронию «в плоть едину» - сила Божия, Божия благодать, Дух Святой. Оба они исполнены одним духом – Духом Святым. Дух Святой даётся каждому человеку и прежде всего в Таинствах Церкви, это дар, но необходимы и усилия человека для его обретения, преумножения и удержания этого дара. Немало супругам пришлось претерпеть и потрудиться, чтобы обрести этот дар. Об этом и говорит нам автор их жития: «Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своею благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»

Много секретов семейного счастья таит в себе история их жизни. Но остановимся ещё на одном. Патриарх Кирилл сказал так: «Пример святых Петра и Февронии учит нас тому, что такое семья и что такое любовь. Сейчас люди много говорят о любви, поют песни, слагают стихи, пишут книги; каждый вкладывает в это понятие то, что хочет вложить. Но у очень многих людей, особенно молодых, нет понимания того, что есть любовь; любовь ассоциируется с такими понятиями, как грех и распутство. Но в грехе и распутстве нет любви – любовь может явить себя только в семейной жизни». Обратим внимание, что молодой князь Пётр и юная Феврония не были охвачены чувством до брака, не были влюблены, они исполнили заповедь: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Их встреча состоялась по Промыслу Божию. И первой предалась воле Божией Феврония, о чём сказано выше. Пётр не сразу смирился: трудно бороться с гордостью; но, предав себя в волю Божию, не остался в печали. Бог даровал им любовь. И по усилиям их в исполнении евангельских заповедей возрастали они в вере, надежде и любви.

Таким образом, святые достигли в браке такой степени единства, что не хотели расстаться: «умолили они Бога, чтобы в одно время умереть». И в монастырь ушли, чтобы до конца исполнить свой христианский долг уподобления Богу, молясь, смиряясь и каясь, и соединиться со Христом, а во Христе и друг с другом на веки вечные.

Наши рекомендации