Тема 1. зарождение средств связи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

А. Б. Гехт

Т. С. Комиссарова

В. И. Мосеев

И. А. Цверианашвили

ИСТОРИЯ СВЯЗИ

Практикум

СПб ГУТ )))

Санкт-Петербург

УДК

ББК

Рецензент

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой телевидения и метрологии СПбГУТ

А. А. Гоголь

Рекомендовано к печати

редакционно-издательским советом СПбГУТ

Гехт, А. Б.

К63

История связи: практикум / А. Б. Гехт, Т. С. Комиссарова, В. И. Мосеев, И. А. Цверианашвили. – СПб. : Изд-во СПбГУТ, 2016. –………..с.

Практикум включает комплекс заданий для практических занятий.

Предназначен для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и итоговому контролю (зачету) по дисциплине «История связи» студентов-бакалавров, обучающихся по всем направлениям.

УДК

ББК

Ó Гехт А. Б., Комиссарова Т. С., Мосеев В. И., Цверианашвили И. А., 2016

Ó Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский

государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………..
Тема 1. Зарождение средств связи ………
Тема 2. Возникновение и развитие почты ………….
Тема 3. Виды телеграфной связи и основные этапы ее развития ………..
Тема 4. Возникновение, распространение и совершенствование телефонной связи ………
Тема 5. Изобретение радио, освоение радиоэфира и основные виды радиосвязи ………
Тема 6. Создание и совершенствование телевидения ………..
Тема 7. Изобретение компьютера и создание интернета ……..
   

Антон Борисович Гехт Татьяна Сергеевна Комиссарова Василий Ильич Мосеев Иван Алексеевич Цверианашвили

ИСТОРИЯ СВЯЗИ

Практикум

Редактор …………………

Верстка …………………………

План 2016 г., п. …………..

Подписано к печати ……………..

Объем ……….усл. печ. л. Тираж ……….. экз. Заказ …………

Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61

Отпечатано в СПбГУТ

А. Б. Гехт

Т. С. Комиссарова

В. И. Мосеев

И. А. Цверианашвили

ИСТОРИЯ СВЯЗИ

ПРАКТИКУМ

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ

Наш вуз был создан в 1930 г.[1] Здание вуза находилось на набережной реки Мойки, дом № 61 и было хорошо известно петербуржцам: в середине XIX в. этот участок купил титулярный советник Г. И. Руадзе на имя своей жены Марии Федоровны. Новая владелица привлекла к строительству известных архитекторов Р. А. Желязевича и Н. П. Гребенку.[2] Большой зал дома (в будущем – Актовый зал института) сдавался для концертов, любительских спектаклей, литературно-художественных вечеров. С 1859 г. в зале проводил вечера Литературный фонд, среди организаторов которого были Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, А. К. Толстой.[3]

В 1929 г. в этом доме разместились Высшие курсы инженеров связи, вскоре ставшие базой для создания института. В его составе были организованы четыре факультета: телефонный, телеграфный, радиотехнический и инженерно-экономический. В том же году открылся рабочий факультет (рабфак) и техникум связи, составившие с институтом единую структуру, названную Ленинградским учебным комбинатом связи (ЛУКС).

Первоначальное название вуза – Ленинградский институт инженеров связи (ЛИИС). Его создание не случайно совпало по времени с первыми пятилетками и начавшейся индустриализацией, включавшую также интенсивное развитие телефонных сетей и создание отечественной промышленности по производству телефонного и телеграфного оборудования. Стране требовались и молодые инженерно-технические кадры, и качественные изменения в технических средствах связи.

В последующие годы вуз дважды переименовывался:

· 1938 – Ленинградский электротехнический институт связи

(ЛЭИС). В этом названии в 1940 г. было увековечено имя М. А. Бонч-Бруевича (1888–1940), одного из основоположников отечественной радиотехники.[4] В 1930-е годы в должности профессора он руководил кафедрой теоретической радиотехники, являлся заведующим радиофакультетом, заместителем директора института по учебной части.

· 1993 - ЛЭИС получил статус университета и тогда же появи-

лось новое название: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). В этом названии отражена современная потребность не только в специалистах-связистах, но и в ИТ-профессионалах в области информационных систем, компьютерных технологий, т. е. направлениях, ставших главными в образовательном процессе вуза.

Качественная подготовка специалистов включает в себя ряд условий, в том числе наличие знаний по истории развития науки и техники, особенно в тех областях, которые являются профессией выпускника вуза. Исходя из этого, в СПбГУТ на всех факультетах введен специальный курс «История связи».

Понятие «связь» является многозначным термином и в широком смысле определяется как взаимодействие или общение с помощью природных (естественных) или технических средств. Поэтому можно считать, что средства общения (связи) в природе появились вместе с зарождением жизни и совершенствовались с эволюцией всего живого на Земле.

На уровне высокоорганизованных животных мы наблюдаем определенное взаимодействие, достаточно разнообразное общение с помощью знаков, жестов, символов и звуков, заложенных на генетическом уровне. В то же время человека от животных отличают осмысленные действия и речь. Таким образом, можно говорить о появлении визуальной и звуковой связи уже на заре развития человеческой общности. С развитием общества и освоением новых территорий возросла дальность передачи сообщений: появились гонцы, барабаны, дудки, трубы и т. п. С ростом объема информации возникла письменность (произошло отделение информации от человека), которую можно рассматривать как один из первых способов сохранения информации вне памяти человека.

Вместе с развитием цивилизации необходимость в обмене информацией только возрастала, что привело к появлению разнообразных способов передачи сообщений. Это же относится и к средствам записи и обработки информации. Связь нужна была не только быстрой, но и действующей на максимально возможное расстояние. Это требование отразилось в названиях постепенно формировавшихся основных видов связи, где присутствует греческое слово «теле» (вдаль, далеко) – телеграфирование (запись на расстоянии), телефонирование (передача речи на расстояние), телевидение (передача изображений на расстоянии). Кроме того, к основным видам связи относятся почта, радио и Интернет.

Наш университет готовит специалистов в области современных систем передачи и приема информации, объединяемых понятием «телекоммуникации». В широком смысле слова телекоммуникации – это средства дистанционной передачи информации (радио, телевидение, телефония, телеграф, телетайп, телекс, телефакс и другие). Впервые этот термин в 1904 г. предложил Эдуард Эстонье (1862–1942), директор Высшей школы почт и телеграфов Франции.[5] Таким образом, с понятием «телекоммуникации» тесно взаимодействует понятие «информация», значение которой резко возросло на рубеже XX–XXI вв.

Понятие «информация» (лат. informatio – разъяснение, изложение) можно рассматривать в научном[6] и общеупотребительном (разговорном) смыслах. В последнем случае под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.[7]

XXI век невозможно представить без различных систем связи, объединяемых понятием «телекоммуникации». Однако редко кто задумывался, какой огромный путь развития прошла эта сфера человеческой деятельности.

В зависимости от способа представления информации системы связи можно подразделять на знаковые (телеграф, телефакс), звуковые (телефон), видео и комбинированные системы (телевидение). Наиболее развитой системой связи в наше время является Интернет.

Высокая динамичность развития информационных технологий, сфер и областей их применения вызвала ряд социокультурных проблем,[8] привела к появлению теорий информационного общества,[9] которые делят на две группы:

· теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходящие,

· концептуальные схемы, отмечающие такое общество как особую стадию в историческом развитии. При этом выделяются два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества:

ü информационное общество рассматривается как как фаза индустриального общества,

ü информационное общество рассматривается в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом.[10]

Общими положительными признаками такого общества называются: умственная технология как ведущая (на предыдущих этапах: ручной труд; трудоемкие технологии; машинное производство; капиталоемкие технологии); широкое использование вычислительной техники для решения задач; увеличение скорости обмена информацией, разработка новых средств ее передачи; увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс; высокая информационная культура; равные возможности в доступе к информации всех слоев населения и др. Главная тенденция изменения технологических процессов – возрастание автоматизации, постепенная замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.[11]

Знание истории телекоммуникаций в дополнение к специфическим профессиональным знаниям решает и мировоззренческую, общекультурную задачу. Ведь средства коммуникации создавались усилиями многих ученых, инженеров, изобретателей всех развитых стран планеты. Мир коммуникаций интернационален и с его помощью человечество начинает преодолевать накопившуюся вражду и недоверие между народами.

Содержание дисциплины распределено между лекционными и практическими занятиями, являющимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основными установленными видами организации учебного процесса.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности бакалавров по овладению программным материалом учебной дисциплины. Она закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.

Практикум – комплекс заданий для практических занятий, выполняемых бакалаврами самостоятельно.

Цели заданий согласуются с целями практических занятий.

В этой связи цели выполнения заданий: закрепление полученных самостоятельно знаний; развитие практических умений проработки материалов из соответствующей литературы для использования полученных результатов при подготовке к рубежному контролю; закрепление знаний сложных терминов и определений по темам занятий; развитие способности к самостоятельному мышлению, индивидуальным творческим решениям, к самообучению, в том числе:

· знаний процесса формирования и развития основных видов

связи (почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения, интернета), процесса развития основных технических идей в этой сфере научно-технических знаний, вклада России в развитие средств связи,

· умений понимать взаимозависимость процессов развития об-

щества и процессов развития средств связи, читать оригинальную литературу в области профессиональной деятельности для получения необходимой информации,

· владений навыками критического восприятия информации,

пониманием современного состояния связи.

Практикум выступает и как средство обратной связи: бакалавры – преподаватель.

Задания рассчитаны на индивидуальное (внеаудиторное при самостоятельной подготовке к практическим занятиям) и групповое выполнение (во время работы в аудитории).

Выполнение заданий предусматривает ряд этапов:

· предварительная работа над конспектом лекции,

· знакомство с научной и учебно-методической литературой по соответствующей теме.[12]

Следует знать, что для бакалавров СПбГУТ открыт доступ к электронно-библиотечной системе IPRbooks, содержащей учебники и учебные пособия, монографии, справочные издания, периодические издания.[13]

Для подготовки к выполнению заданий рекомендуется использовать и другие возможности интернет-ресурсов:

Почта  
Виды письменности http://flight-attendant.ru/pismennost/
Повоз http://informvest.ru/984-povoz.html
Ямская гоньба http://informvest.ru/979-yamskaya-gonba.html
Шмидт, К. Почтовая гоньба в России http://www.stampsportal.ru/great-russia-stamps/russian-empire/histruspost/744-gonba
С древнейших времен http://astrpost.ru/o-filiale/istoriya
Зарождение почты http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/museum/history
История почты в России http://history-gatchina.ru/estate/stmaster/post1.htm
История почты — исследование развития почтовой связи http://evolutsia.com/content/view/376/43/
История появления городской почты в России http://ria.ru/spravka/20130129/920119858.html
Почта в XIX - начале XX вв. На рубеже веков http://www.belpost.by/company/history/etapi-razvitia/xix-xx/
История развития почтовой связи на разных континентах http://post-marka.ru/
Почта России. История компании http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/history
История появления смайликов http://yoursmileys.ru/smilehistory.php
Автограф: «Черные кабинеты»: история российской перлюстрации. XVIII — начало XX века http://postnauka.ru/books/46053
Телеграф  
История развития электросвязи http://www.intuit.ru/department/history/ithistory/3/7.html; http://www.computer-museum.ru/connect/0.htm
К вопросу о возникновении телеграфа (хроника) http://www.qrz.ru/articles/article243.html
Из истории связи. Оптический телеграф https://www.proza.ru/2012/01/15/746
Оптический телеграф Клода Шаппа http://studyport.ru/referaty/tochnyje-nauki/3901-opticheskij-telegraf-kloda-shappa
Изобретен оптический телеграф-семафор http://22century.ru/cal/telegrafo
Оптический телеграф http://www.e-reading.by/chapter.php/126082/12/Yanovskaya_-_Kulibin.html
Оптические телеграфы в истории связи Европы и России http://nag.ru/articles/article/19816/opticheskie-telegrafyi-v-istorii-svyazi-evropyi-i-rossii.html
Главная станция оптического телеграфа Российской империи https://www.nkj.ru/archive/articles/14494/
Телеграфная связь http://megabook.ru/article/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C
Голос через океан. Появление телеграфа http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/VOICE/CHAPTER02.HTM
История телеграфа, телефона, радио http://home.mts-nn.ru/~pervomay/history/telefon.html
История создания и развития телеграфа   http://www.3dnews.ru/editorial/razgovor_tekstom http://technofresh.ru/techno-business/techno-people/samuel-finley-breese-morse.html
История телеграфа http://scsiexplorer.com.ua/index.php/istoria-otkritiy/1344-istorija-telegrafa.html
Провинциальные истории. Телеграф http://ptales.holdgold.ru/page.php?id=74
Телеграф http://mirnovogo.ru/telegraf
История развития телеграфа http://web.sinn.ru/~pervomay/history/telegraf.html
Рождение телеграфной связи http://www.cryptohistory.ru/book/chast-3-istoriya-rossijskoj-kriptologii/38-rozhdenie-telegrafnoj-svyazi/
Создание средств передачи информации. Изобретение телеграфа http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/DEPEN/ELMASH/ISTOR_ENERGET/METOD/UP/frame/15.htm  
Телеграф Земмеринга http://kipiahu.ru/%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0/
Очерки истории науки и техники. 1870-1917. Средства связи. Развитие проводной электрической связи.Телеграф http://www.bibliotekar.ru/istoria-tehniki/10.htm
Проводная связь. Трансатлантический кабель http://www.telecomlaw.ru/history/hi_wire.html#.VnneH_mLTIV
Телеграфный аппарат системы Морзе http://www.radiostation.ru/home/museum/22scheme.html
"Я вам писал тире и точкой...". История телеграфа http://www.3dnews.ru/579369 http://forum.3dnews.ru/showthread.php?t=100817
Изобретение телеграфа в России http://statehistory.ru/2056/Izobretenie-telegrafa-v-Rossii/
История электромагнитного телеграфа http://www.fizika.ru/fakultat/index.php?theme=10&id=10230
Первые телеграфные аппараты и станции на железнодорожном транспорте http://rzd-expo.ru/history/Telegraf/
Украинцев, Ю.Д., Цветов, М.А. История связи и перспективы развития телекоммуникаций http://www.sernam.ru/book_history.php  
Телеграфная связь в России должна быть сохранена, но усовершенствована при помощи новых технологий, считают в Минкомсвязи РФ http://minsvyaz.ru/ru/events/26467/
Телефон  
Изобретение телефона http://xroniki-nauki.ru/lyudi-nauki/izobretenie-telefona
История телефона http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39131507-5991-11da-8314-0800200c9a66/index.htm
Самые первые телефоны в мире   http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-pervyie-telefonyi-v-mire.html
1200-летний телефон: удивительное изобретение цивилизации Чиму http://nashaplaneta.su/blog/1200_letnij_telefon_udivitelnoe_izobretenie_civilizacii_chimu/2015-09-26-82450
История изобретения телефона http://www.mobiset.ru/articles/text/?id=64
Телефон http://izobretaika.in.ua/istory-izobreteniy/telefon/
История телефонов: возникновение и развитие http://www.ezhich.ru/index.php?page=39&art=2683
Техника в ее историческом развитии. Глава X. Развитие электросвязи. 2. Развитие телефонии http://bibliotekar.ru/spravochnik-185-tehnika/106.htm
Радио  
Радио http://bibliotekar.ru/enc-Tehnika-2/98.htm
Ранняя история радио   http://www.localhistory.scit.wlv.ac.uk/Museum/Engineering/Electronics/history/ValveEra.htm
История изобретения радио http://www.viol.uz/history/history/page2.shtml
Меркулов, В. Когда радио «заговорило». А. С. Попов — отец звукового радио ftp://ftp.radio.ru/pub/2007/10/6.pdf
Кто все же изобрел радио: Маркони или Попов? http://inosmi.ru/untitled/20011128/139714.html
Гончаров, В. Б. Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ) http://www.computer-museum.ru/connect/robtt2.htm  
Козловская, О. Большие успехи НРЛ http://www.computer-museum.ru/connect/nnovlab.htm
История отечественного радиовещания 1921-1999 http://evartist.narod.ru/text5/46.htm#з_02
История радио. От изобретения Попова до новейших разработок Ростеха http://rostec.ru/news/4516466
Члиянц, Г. Из истории авиационных радиостанций (1914-1917 гг.) http://www.computer-museum.ru/connect/avia_station.htm
Образовательный ресурс: Александр Попов – изобретатель радио http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200700702  
Телевидение
Перечень статей рубрики История телевидения http://www.qrz.ru/articles/category/8
Голядкин А.Н.История отечественного телевидения в контексте мировой телевизионной истории http://ftv.msu.ru/about/scientific/80let/goliadkin.php
История телевидения: от первых опытов до микросхем http://ria.ru/spravka/20071121/88907533.html
Рубченко, Ю. Грабовский Борис Павлович и его «Телефот». Мифы и реальность http://uk8aie.pr.uz/index.files/grab_telefot1.htm
История телевидения в России http://tass.ru/spravochnaya-informaciya/523158
Социальные функции телевидения. История и тенденции развития http://www.evartist.narod.ru/text1/10.htm
От черно-белого телевидения к киберпространству http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4626
Интернет  
Краткая история сети Интернет osnet.narod.ru/src/2.htm
История развития российского Интернета http://ria.ru/history_spravki/20110919/439857350.html
История развития протоколов передачи данных http://communications.narod.ru/sbornic/nets/v92_ver2.htm
Музеи  
Центральный музей связи им. А.С. Попова http://www.rustelecom-museum.ru/
Музей истории Центрального телеграфа http://www.mn.ru/moscow/89349
Музей истории телефона http://old.telmuseum.ru/history/phone2.htm
Музей телевидения http://www.cityspb.ru/guide-461902/0/
Музей отечественной киноаппаратуры Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения http://www.spbculture.ru/ru/map/offices/403/
Историко-технический музей развития высокочастотного и ультразвукового оборудования ВНИИТВЧ им. В. П. Вологдина http://vniitvch.ru/museum_vnii.php
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи http://www.artillery-museum.ru/
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru/aboutmus/

Правильность выполнения заданий оценивает не только преподаватель, но и студенты-сокурсники, поэтому практикум является коллективным творчеством группы.

Практикум рассчитан на 10 занятий, содержание которых включает:

· Составление опорного конспекта теоретического материала по теме

занятия.

Опорный конспект – развернутый детализированный план. Основу составления опорного конспекта составляет анализ самостоятельно найденных данных по теме занятия.

Опорный конспект включает только основные положения темы; иллюстрации, схемы, таблицы, показывающие логические взаимосвязи вопросов; краткие примеры практического применения.

· Составление глоссария.

Глоссарий (лат. glossarium – собрание глосс; др.-греч. глосса – непонятное слово в тексте книги с толкованием) – словарь-справочник терминов с комментариями и примерами.

Рекомендации по составлению глоссария:[14]

ü выделение основных понятий из опорного конспекта,

ü расположение понятий в списке в алфавитном порядке,

ü подготовка статьи глоссария, т. е. определение термина с комментариями и примерами.

Пример составления глоссария:

Телекомму-никации   · Комплекс технических средств, предназна- ченных для передачи информации на расстояние. Информация поступа-ет в самых разнообразных видах: как цифровые сигналы, звуки, печатные слова или изображения. Пересылка выполняется посредством телеграфа, телефона, радио, по проводам или радиоволнами; иногда эти способы комбинируются. · Электронные сети для обеспечения комму- никации между рассредоточенными группами пользователей. Наиболее известна телекоммуникационная система Интернет. · Передача на большое расстояние звука или данных при помощи проводов, радио, компьютера или спутника. Телефонные и телеграфные системы, изобретенные в 19 в., преобразовывали речь или буквеннные символы в электрич. импульсы для дальнейшей передачи. В то время, как более ранние системы передавали каждый сигнал последовательно, современные способны одновременно управлять тыся-чами сообщений, связывая между собой отда-ленные точки. Словари и энциклопедии на Академике / http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/4711/%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9C%D0%A3%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98  
  · Телекоммуникация - это связь при помощи электронного оборудования, такого, как телефоны, компьютерные модемы, спутники и волоконно-оптические кабели. В период с начала до середины 20 века появились такие нововведения, как телефонный обмен, электромеханические коммутаторные системы, кабели, ретрансляторы, несущие системы, микроволновое оборудование, а потом в индустриально развитых районах мира начали распространяться телекоммуникационные системы. С 1950-х годов до 1984 года в этой отрасли продолжали развиваться новые технологии. Например, спутниковые и усовершенствованные кабельные системы, цифровая и волоконно-оптическая технологии и видеотелефонная связь. Отрасль коммуникаций была полностью компьютеризирована. Все эти модификации способствовали распространению телекоммуникационных систем по всем странам мира. После 1984 года в результате технического прогресса распространились телекоммуникационные системы, способные обеспечить универсальные услуги людям по всему миру. Это происходит, когда телекоммуникационные технологии объединяются с другими информационными технологиями в смежных областях, таких как электроника и обработка данных. http://base.safework.ru/iloenc?navigator&spack=110LogLength%3D0%26LogNumDoc%3D857200220%26listid%3D010000000100%26listpos%3D4%26lsz%3D12%26nd%3D857200220%26nh%3D1%26

· Тематику сообщений (по предложению преподавателя).[15]

· Тексты с ошибками.

· Обсуждение документальных и научно-популярных фильмов по проблемам истории связи.

· Применение метода «экспресс-рецензии».[16]

· Составление хронологических таблиц.

· Вопросы для обсуждения и повторения.

Самостоятельная работа включает также (помимо выполнения индивидуальных и групповых заданий):

· подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю с использованием тестирующих материалов, примеры которых приводятся в конце каждой темы.

Авторы выражают благодарность за помощь в работе над практикумом своему коллеге по кафедре В. Н. Фролову.

ТЕМА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ СРЕДСТВ СВЯЗИ

Задание № 1

Составить, используя учебную литературу, опорный конспект по теме 1 по предложенному плану, сопровождая его презентацией:

1. Язык как средство связи.

2. Системы передачи информации звуковыми средствами.

3. Системы передачи информации визуальными средствами.

Задание № 2

Составить хронологическую таблицу:

Простейшие средства связи Дата появления Место появления Примечание (естественные; искусственные: звуковые, визуальные)
       
       
       
       

Задание № 3

По предложению преподавателя отдельные студенты готовят «экспресс-рецензию» на опорный конспект по теме занятия.

Задание № 4

По предложению преподавателя отдельные студенты готовят справку (сообщение), сопровождая его презентацией, о Полибии, описавшем изобретение Энея Тактика «Водяной телеграф».

Задание № 5

По предложению преподавателя отдельные студенты готовят справку (сообщение), сопровождая его презентацией, о С. Морланде, изобретателе рупора.

Задание № 6

По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение, сопровождая его презентацией, на тему: «Зачем бьют склянки на флоте?»

Задание № 7

Вопросы для обсуждения и повторения:

ü На какие виды можно разделить все средства связи?

ü Почему речь человека рассматривается как первая информационная революция?

ü В чем отличие языка человека как знаковой системы от «языка» других животных?

ü Какие факторы повлияли на эволюцию простейших средств связи?

ü Почему простейшая оптическая (от греческого «зрительное восприятие») связь была более совершенной по сравнению со звуковой сигнализацией?

ü В каких случаях и какие средства визуальной сигнализации использовались в Древнем мире?

ü Как простейшие средства связи улучшали управление обществом и обеспечивали прогресс в его развитии?

ü Какие из простейших средств связи использовались в Древней Руси?

ü Какое средство связи было самым быстрым до появления электросвязи? Где оно зародилось?

ü Какие простейшие средства связи и сигнализации используются в современное время?

Задание № 8

Выполнить тестовые задания по теме 1:

Варианты ответов

  a b c d
Первая информационная революция связана с появлением   алфавита   письменности   речи   электричества
Способы увеличения дальности передачи речи (при переходе от присваивающего типа к производящему типу хозяйства):   гонец   эстафета   акустический резонанс   все вместе взятое
«Язык» животных:   врожденный приобретенный развивающийся средство общения и передачи накапливаемого опыта
«Язык» человека врожденный приобретенный развивающийся средство общения и передачи накапливаемого опыта
Значение первой информационной революции (оставить две характеристики)   возможность общаться Возможность передавать информацию Возможность передавать собственный опыт Возможность использования чужого опыта
Причины второй информационной революции (оставить два показателя) переход от аграрной экономики к индустриаль-ной переход от присваивающей экономики к экономике производящей переход от родоплеменного строя к государству переход от первобытного стада к родопле-менному строю  
Значение второй информационной революции (оставить два показателя)   Закрепление информации на матери-альном носителе отделение информации от человека Появление почты   изобретение телеграфа    
Назовите имя древнегреческого ученого, который первым разработал простейшие факельные сигналы Полибий Эней Тактик Клеоксен Демоклит  
Самый известный маяк в истории – Александрийский – построен В III в. до н. э. В V в. до н. э. В III в. н. э. В V в. н. э.
Общая особенность простейших средств связи (использование приемов, которые легли в основу многих дальнейших средств передачи информации на расстояние): Звуковой резонанс Ретрансля-ция Кодирова-ние Все вместе взятое

Наши рекомендации