Сущность и принципы экскурсионной работы, ее значение в туризме

Экскурсионное обслуживания является частью комплексной туристской услуги.Экскурсия - это форма познания действительности и расширения кругозора путём посещения достопримечательных объектов.

Основные функции экскурсии:отдых, учебная, образовательная, культурно-просветительская, духовно-воспитательная.

Признаки экскурсии:специфическая форма общения+ изложение определенной точки зрения+это форма манипуляции восприятием туриста+ пространственно-временные обстоятельства экскурсии+ участники экскурсии – экскурсовод и 1 экскурсант как минимум

Экскурсии классифицируются:1) по содержанию (обзорные тематические, специальные);а) обзорные (они многотемны, большой объем информации, это 1-е знакомство, включает историю, прошлое)б) тематические

исторические (от прошлого до настоящего, здесь временная логика, но м.б. и наоборот – экскурсия в прошлое). Они м.б. историко-краеведческие, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, исторические музеи.

природоведческие

производственные (производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические – демонстрация оборудования и технологий, учебные – для учащихся ПТУ)

искусствоведческие (истрико-театральные, историко-музыкальные, связ. с народными промыслами, по местам деятельности великих людей, литературные, историко-литературные, литературно-художественные, архитектурно-градостроительные)

2) по кол-ву человек

а) индивидуальные (1-3 чел)

б) групповые (7-50 чел))

Оптимальное кол-во человек в группе – 15-20.

3) по составуа) местное население а) взрослыеб) приезжие туристы б) дети

по месту проведения (городские, загородные, путевая информация, в музее, на производстве и т.д.);

по способу передвижения (пешеходные, с использованием транспорта, комбинированные);

по форме проведения (обычные, учебные, рекламные, экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-концерт).

Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов:- выбор темы экскурсии;- создание новой экскурсии под выбранную тему;- подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии.

Объектами экскурсии могут быть:- места, связанные с историческими событиями;- природные объекты и заповедники;- здания и сооружения;- мемориальные памятники и комплексы;- произведения архитектуры;- оригинальные инженерные сооружения;- объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей;- технические экспонаты;- памятники искусства;- экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;- археологические памятники.

Процесс создания экскурсий также включает в себя:

- разработку экскурсионного маршрута;

- разработку текста экскурсии;

- создание методики проведения экскурсии;

- разработку и изготовление наглядного демонстрационного материала (фото, видео, плакат);

- определение перечня привлекаемых средств на проведение экскурсии;

- калькуляция затрат на проведение экскурсии;

- определение нормы прибыли и расчёт цены на данную экскурсионную услугу;

- контрольная обкатка экскурсионного маршрута путём его объезда или обхода;

- утверждение экскурсии в установленном порядке;

- рекламу экскурсионного маршрута.

Принципы экскурсионной работы: необходимо учитывать психологические особенности группы, возраст, уровень подготовки и т.д.,необходимо мотивировать экскурсантов,поддерживать контакт с аудиторией, информация должна быть достоверной, иметь культурно-познавательную значимость, полнота изложения материала, точность и законченность экскурсии.

Методика проведения экскурсии.

Приемы показа:

Предварительный осмотр – с его помощью произв-ся ориентация экскурсантов в пространстве и получ-ся при этом обобщенное зрительное впечатление от объекта.

Абстрагирование – мысленное выделение существенного, и «не видеть» несущественное для данной экскурсии.

Экскурсионный анализ – вид показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом или отдельных его частей:

Искусствоведческий анализ

Исторический

Естественнонаучный

Локализация – конкретизируется в локальной, т.е. местной обстановке показ объектов памятных мест, событий в определенной временной, хронологической последовательности.

Зрительная реконструкция – производится приемом обратного рассказа определенная ист-я эпоха, события, памятное место, несохранившиеся или частично сохранившиеся экск-е объекты.

Сравнение – устанавливается сходство и различие между отдельными объектами или их деталями.

Показ наглядных пособий – используется портфель экск-вода.

Панорамный показ – осущ-ся общее знакомство с суммой экс-х объектов, с определенных точек.

Показ по ходу движения с предварительным выделением опознавательных признаков.

Приемы рассказа:

Описание – последовательное изложение особенностей объекта, его внешнего облика.

Характеристика – выявление при показе объекта наиболее существенных его сторон, явлений, процессов, событий, связанных с объектами.

Объяснение – освещаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, факта.

Справка - дается сжатое, краткое изложение материала об объекте.

Цитирование – в экс-ю вводятся точные отрывки из произведений классиков, документов, мемуарных воспоминаний.

Экскурсия представляет собой сердцевину туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок. Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих туристического продукта является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны или региона пребывания.

Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов: экскурсионный объект, экскурсовод и экскурсант.

Экскурсионный объект- предмет (явление), дающий представление о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы, искусства, вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности. В качестве объектов могут выступать: места, связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства; оригинальные инженерные сооружения; объекты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; технические экспонаты; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; археологические памятники; народные обряды, обычаи и.т.д. [9 с 9].

Экскурсовод-специалист под руководством, которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями проведения экскурсии [4 с 283].

Экскурсант-гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 ч и без ночевки в посещаемой стране[2]. Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой.

шесть обязательных признаков экскурсии:

1. протяженность по времени, обычно от академического час до одного дня

2. наличие экскурсионной группы (15-30 человек)

3. наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода

4. осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений

5. знакомство с объектами в движении и на остановках, в частности с выходом из автобуса

6. четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направленность

В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно.

Признаки: протяженность во времени от 1-24 часов., наличие экскурсантов и экскурсавода, наглядность и зрител восприятие и показ объектов, маршрут, наличие темы, активная деятел участников экскурсии.

[1] Действующий с 1990 года Музей Мыши, первыми экспонатами которого стали игрушечные мыши из Германии, Польши и Франции, в 1991 году начал работать на прием туристов. После первых публикаций в «Пионерской правде» и «Веселых картинках» сюда приходили мешки писем и подарков из различных уголков бывшего СССР – от Сахалина до Калининграда. Музей создавался силами энтузиастов, безвозмездно, на одном вдохновении. После нескольких лет работы Музей Мыши вошел в российский аналог Книги Гиннесса – собрание рекордов «Диво», друзьями и дарителями в коллекцию серых грызунов стали академик Дмитрий Лихачев и поэт Булат Окуджава.

Из музея живые мыши, то есть люди в обличье серых грузынов, вырвались на улицы города впервые в 1996 году, когда в городе прошел первый Международный фестиваль Мыши. Здесь были даже собственные «мышкинские» деньги из глины – 1 СЫРР, 2 СЫРРА, ПОЛ-СЫРРА, ТРЕТЬ СЫРРА... Летом в Музей Мыши пришло пополнение из Сингапура и Гавайских островов. Эти «новички» позволили коллекции перевалить рубеж в 5 тысяч экспонатов. Скоро число мышей-игрушек сравняется с числом жителей города.

[2] Результатом проектирования тура (услуги "Туристское путешествие") являются следующие технологические документы туристского предприятия:

· технологическая карта туристского путешествия;

· график загрузки туристского предприятия;

· информационный листок к туристской путевке, который предоставляется потребителю;

· программы обслуживания туристов –

Разработка программы обслуживания включает определение:

- маршрута путешествия;

- перечня туристских предприятий-исполнителей услуги;

- периода предоставления туров каждым предприятием-исполнителем услуги;

- состава экскурсий и достопримечательных объектов;

- перечня туристских походов, прогулок;

- комплекса досуговых мероприятий;

- продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута;

- количества туристов, участвующих в путешествии;

- видов транспорта для внутримаршрутных перевозок;

- потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки;

- необходимого количества транспортных средств;

- форм и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.

Наши рекомендации