Продолжение знакомства с творчеством Николая Носова
Н. Носов. «Федина задача»
Цели урока:
1. Продолжение знакомства с творчеством Н. Носова (связь с произведениями, изученными во 2 классе).
2. Выявление характера героя.
3. Обучение решению проблемных ситуаций.
4. Воспитание чувства юмора.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Рассказы учащихся на заданную тему |
Вступительная беседа | Вводя в тему, учитель может дать простор для высказываний детей: Какие рассказы Николая Носова вы читали? Нравятся ли они вам? Чем? Какой герой из рассказов Носова вам особенно понравился? Чем? и т. п. |
Чтение учителем рассказа Н. Носова «Федина задача» | После чтения учитель выявляет первоначальное восприятие рассказа: Какое настроение вызвал рассказ? Было ли вам весело, смешно, грустно? Когда? |
Чтение рассказа учащимися цепочкой с предварительным заданием. | Учитель предлагает детям перечитать рассказ и определить своё отношение к главному герою |
Составление характеристики героя. Выявление отношения автора к герою | Вопросы: Отрицательный или положительный герой Федя? Какие черты характеризуют его отрицательно? А можно ли сказать, что Федя всегда так делал уроки? Что по этому поводу пишет автор? Если бы Федя был ленивый и безответственный человек, пошёл бы он к своему другу для решения задачи? А почему всё-таки Федя не выключил радио, когда сел заниматься? Вывод: герой не плохой, не отрицательный, а, скорее, положительный, но в данном случае не проявил усидчивости, терпения, сосредоточенности, чтобы решить задачу. Как относится автор к своему герою? (По-доброму смеётся, подшучивает над ним, даёт возможность сделать выводы, а за героем читателю увидеть и себя.) |
Комбинированное выразительное чтение (учитель - ученик) либо работа в тетради | Учитель читает слова автора и тексты песен, а слова героя - учащиеся по очереди. Работа в литературной тетради (задание № 19) |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать рассказ. Подготовить его продолжение (задание № 23) в тетради по литературному чтению |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Хохотания
Обобщающий урок «Повторяю и творю»
Цели урока:
1. Систематизация и обобщение знаний и умений, полученных при изучении раздела «Страна Хохотания».
2.Развитие творческих способностей, фантазии, речи, памяти учащихся.
3. Развитие умения размышлять над содержанием пословиц, загадок, самостоятельно их составлять.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Творческий пересказ продолжения рассказа Н. Носова «Федина задача» |
Рубрика «Определите. Вспомните» | Это задание требует от учащихся вернуться к прочитанным произведениям и подготовиться к ответам, поэтому оно займёт значительную часть урока |
Самостоятельная работа. Рубрика «Какие черты героев вам нравятся?» | Учащиеся самостоятельно работают над заданием, выявляя положительные черты характера героев |
Составление пословиц | Из деформированного текста учащиеся составляют пословицы и определяют их смысл |
Работа в тетради по литературному чтению | Работа в тетради (задание № 24) поможет не только проверить знание учащимися прочитанных текстов, но и активизирует их внимание, мышление, фантазию |
Заучивание стихотворения Р. Сефа «Бесконечные стихи» (задание № 26 в литературной тетради). Выразительное чтение | Закончить урок можно игрой «Кто быстрее?». Учащиеся заучивают стихотворение (побеждают первые три человека, которые без ошибок и выразительно его прочитают). Затем другие учащиеся продолжают «Бесконечные стихи» |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Сделать рисунок к полюбившемуся произведению раздела. Выполнить в литературной тетради задание № 25 |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков
Введение в раздел «Страна Мудрых уроков»
А. Глебов. «Легенда о камне»
Цели урока:
1. Активизировать эмоциональное восприятие учащихся.
2. Дать представление о рассказе и легенде.
3. Развивать умение анализировать поступки героя.
4. Развивать внимание к авторскому слову, его творческой манере.
5. Формировать умение пересказывать с использованием словесного рисования.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Проанализировать и оценить рисунки учащихся |
Введение в Страну Мудрых уроков | Беседа учителя о том, какие бывают уроки, что они нам дают, в результате чего человек становится мудрым. Дать представление о рассказе и легенде |
Чтение учителем легенды А. Глебова «Легенда о камне» | Выявить первичное эмоциональное отношение учащихся к прочитанному. Это позволит перейти к глубокому осмыслению текста: Правильно ли был наказан Орёл? Далее работа направляется на понимание детьми специфики легенды (плавность, неспешность повествования) |
Перечитывание легенды учениками молча, а затем вслух цепочкой свободное высказывание | Работа по вопросам: К чему привело самомнение и гордыня Орла? Жаль вам его или нет? и др. - позволяет сделать правильный вывод |
Пересказ от имени рассказчика | Важно помочь детям представить себя на месте рассказчика и подготовить пересказ от его имени |
Работа в тетради по литературному чтению. Проверка выполненной работы. Задание № 1 | Учащиеся самостоятельно выполняют задание № 1 |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Подготовить пересказ легенды. Подумать, какой монумент из камня можно сделать. |
Класс Литературное чтение
Уроки ____________________
Тема уроков: Страна Мудрых уроков. Долг платежом красен
И. Панькин. «Легенда о матерях» Уроки 1 и 2
Цели уроков:
1. Продолжить знакомство с жанром «легенда».
2.Активизировать чувственную сферу школьников.
3.Учить анализировать произведение, давать ему оценку.
4.Формировать умение читать молча.
5.Развивать речь, внимание учащихся.
6.Воспитывать любовь к матери, бережное отношение к ней.
Этапы уроков и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учащиеся перечитывают легенду, пересказывают её, представляют на суд учителя свои эскизы или словесные описания монумента. Нужно обязательно поощрить всех за старание независимо от качества представленных эскизов |
Чтение учителем легенды И. Панькина «Легенда о матерях» | При чтении постараться передать безграничную любовь матери к своим сыновьям. После чтения необходимо дать ученикам время для прочувствования услышанного и только затем переходить к обсуждению |
"Чтение учениками молча. Анализ произведения | Работа над содержанием направляется вопросами учебника и учителя. Используются приёмы выборочного чтения, словесного рисования |
Составление словесного портрета матерей | Учащиеся подбирают определение к слову «мама». При помощи текста (выборочное чтение) составляют общий портрет матерей. Начинают подробно пересказывать легенду |
Работа в тетради по литературному чтению | Выполнить задание № 3 |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Научиться подробно пересказывать легенду. Подготовить рассказ о своих мамах. Выполнить задание № 4 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков Весёлые и грустные рассказы
В. Драгунский. «Шиворот-навыворот»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с писателем Виктором Юзефовичем Драгунским и его произведениями.
2. Учить в свободной беседе высказывать свою точку зрения.
3. Формировать навык составления характеристики героя.
4. Вырабатывать навык чтения, умение вести рассказ от первого лица.
5. Развивать фантазию.
6. Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Пересказ легенды. Рассказ учашихся о своих мамах. Сравнение их с матерями из «Легенды о матерях» И. Панькина |
Свободная беседа | В беседе третьеклассники вспоминают, что они знают 0 В. Ю. Драгунском, какие произведения автора читали, чем они их привлекли. Высказывают свое отношение к главному герою книг В. Ю. Драгунского — Дениске |
Чтение учителем рассказа В. Ю. Драгунского «Шиворот-навыворот». Вторичное чтение у^шшимися цепочкой | При чтении важно правильно эмоционально расставить акценты, возбудить у учащихся заинтересованность, стремление поделиться своими впечатлениями |
Анализ рассказа | Выявляем эмоциональное отношение учащихся к рассказу, к его герою. Работаем над смыслом выражений «почём фунт лиха», «когда я ем, я глух и нем», «сидели бы как шёлковые» |
Составление характеристики Дениски | Учащиеся составляют характеристику главного героя: подбирают слова, которые характеризуют героя, высказывают своё отношение к герою |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Оно может быть разным: подготовить пересказ рассказа или составить устный рассказ «Как я был Дениской». Выполнить задание № 6 или № 10 в литературной тетради (на выбор) |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков. Весёлые и грустные рассказы
С. Вольф. «Век его я не забуду» Урок 1
Цели уроков:
1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
2.Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков героев.
3.Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.
4.Учить осознанному подробному пересказу.
5.Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.
6.Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям.
1 урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | При пересказе учащимися рассказа важно обратить внимание на то, как используют третьеклассники авторский текст, соблюдают ли последовательность в изложении, определённую интонацию при диалогах. А вот при сообщении собственных версий «Как я был Дениской» оценивается то, сумели ли ребята отойти от рассказа, что нового привнесли в него |
Работа в тетради по лит. чтению | Задание № 7 |
Чтение учителем рассказа С. Вольфа «Век его я не забуду» | Удивительно тонкие, тёплые узы связывают рассказчика с его бабушкой. Он не просто понимает её состояние, но готов сделать всё, чтобы оно поменялось. Вот это понимание — суть рассказа |
Чтение учениками цепочкой | Это первый этап в осознании текста. Обсуждение пока не требуется. Этому будет посвящен следующий урок |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать рассказ, определить эпизоды, которые наиболее понравились, подготовить их пересказ |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока:
Страна Мудрых уроков Весёлые и грустные рассказы
С. Вольф. «Век его я не забуду»
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | При опросе обязательно важно учесть сложившиеся у детей впечатления от рассказа, выявить их отношение к бабушке и её внуку: Чем он был встревожен? Что придумал? Как характеризует героя его поведение? От этих вопросов переходим к углублённому анализу |
Анализ рассказа | Что привлекает третьеклассников в герое рассказа? Что можно сказать о клоуне как о человеке? Почему так радовалась бабушка? О чём напомнил ей клоун? Почему мальчику стыдно было отдавать клоуну деньги? Правильно ли он сделал? Почему бабушка повторяла: «Век его я не забуду»? — вопросы, вокруг которых будет вестись обсуждение произведения на уроке |
Чтение по ролям | После распределения ролей необходимо, чтобы учащиеся перечитали свой текст, вдумались, как нужно его прочитать, с какой интонацией, где необходимы паузы, повышение и понижение мелодики речи, а затем переходили к ролевому чтению |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Подготовить к рассказу рисунки или сообщение «Как я был в цирке», «Моя встреча с клоуном» (на выбор). Поразмышлять над «Жемчужинами народной мысли». Выполнить задание № 12 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков. Всяк живи своим умом
Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ»
Урок
Цели урока:
1. Учить оценивать работы друг друга, соотносить рисунок с текстом.
2. Учить последовательно и логично рассказывать о своих наблюдениях.
3. Развивать устную речь учащихся.
4. Учить целостно воспринимать большой рассказ, эмоционально откликаться на прослушанное.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Можно сделать выставку рисунков учащихся, выделить наиболее удачные, соответствующие эпизодам рассказа С. Вольфа «Век его я не забуду». Затем нужно перейти к прослушиванию и обсуждению подготовленных третьеклассниками рассказов «Как я был в цирке». Необходимо, чтобы дети рассказывали не только 0 том, что видели в цирке, но и обязательно о своих впечатлениях и настроении, которое было после посещения цирка. Их собственное настроение поможет более глубоко понять тот факт, что именно после визита клоуна бабушка стала лучше себя чувствовать. Возможно, с цирком у неё были связаны самые прекрасные дни детства и юности |
Чтение учителем рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ» | Рассказ значительный по объёму, психологически и эмоционально насыщенный, требует целостного восприятия. Чтение учителя может чередоваться с чтением хорошо подготовленных учеников |
Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся | Первичное эмоциональное восприятие — первый и довольно серьёзный шаг в постижении художественного произведения. Выявление эмоций, чувств показывает, затронуло произведение сердце маленького читателя или он остался равнодушным |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать рассказ молча, выделить наиболее интересные эпизоды. Выполнить задание № 13 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков. Всяк живи своим умом
Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ»
Урок
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ»
2. Отработка навыка чтения цепочкой, по ролям.
3. Учить делить текст на законченные части, соотносить часть с целым.
4. Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев.
5. Учить озаглавливать части произведения
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учащиеся пересказывают или зачитывают эпизоды из рассказа, которые их наиболее заинтересовали, объясняют, почему |
Чтение первой части рассказа (индивидуально, цепочкой, по ролям). Обсуждение прочитанного | После различных видов чтения обсуждаем рассказ. Важно, чтобы учащиеся почувствовали, какими были отношения в семье, как беспечность героя рассказа огорчила его близких. На это настраивают первые строки рассказа: «История разыгралась прескверная...» Почему тётушка Мария Ильинична повторяла: «... бойся дурных товарищей»? Почему отец был согласен с нею? Какие отношения сложились в семье? Почему для мальчика было большим наказанием, когда отец запирался у себя в кабинете? Что можно сказать о мальчике? Какой он (совестливый, внимательный, заботливый, переживал, когда взрюслые расстраивались)? Как происходили события того чудного осеннего утра? Какие чувства были у детей? Перечитайте: «Азарт, всеобщая весёлость ...» Насторожило ли это вас? Почему заразительный пример оказался плачевным? Прочитайте, как описывает Д. Н. Мамин-Сибиряк происходящую трагедию. Почему он говорит, что лёд «зловеще» треснул? Что чувствовали дети, когда очутились в воде? Что почувствовали вы? Работаем над словами, выражениями, которые употребляет в рассказе писатель. Озаглавливаем первую часть рассказа |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать первую часть рассказа. Выполнить задание № 16 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков. Всяк живи своим умом
Д. Мамин-Сибиряк. «Дурной товарищ»
Урок
Цели уроков:
1. Продолжить знакомство с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка«Дурной товарищ».
2. Отработка навыка чтения.
3. Учить детей соотносить внешнее проявление поведения героя с его внутренним состоянием.
4. Учить сравнивать героев, делать выводы.
5. Учить озаглавливать часть произведения.
6. Учить составлять план для пересказа.
7. Воспитывать бережное отношение к самому себе.
Этапы уроков и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учащиеся перечитывают первую часть, называют эпизоды, которые их особенно взволновали. Обращаем внимание на качество чтения: помогло ли эмоциональное осознанное восприятие первой части произведения понять учащимся трагизм положения мальчика. Важно проследить за подбором интонации при чтении, соблюдением пауз. Зачитывая наиболее напряжённые эпизоды из рассказа, третьеклассники должны аргументировать свой выбор, свои чувства, суждения |
Чтение и анализ второй части рассказа учащимися индивидуально, цепочкой | После чтения выявляем отношение учащихся к прочитанному. Как чувствовал себя после случившегося мальчик и его близкие? Почему он по-настоящему испугался только дома? Почему тетушка продолжала винить мальчиков Пашу и Костю? Прочитайте, что она говорила про них. Права ли она была? Почему мальчик чувствовал себя виноватым? Почему боялся встречи с отцом, ведь он его никогда не бил? Что произошло с мальчиком? Почему отец сказал Коле: «Смотри портрет самого дурного товарища»? Почему мальчик согласился с отцом? Озаглавливаем вторую часть. Составляем план для пересказа (см. методическое пособие) |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Подготовить пересказ по плану. Выполнить задание № 14 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков Друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
Урок
Цели урока:
1. Учить передавать содержание произведения по плану.
2.Активизировать умение соотносить пословицу с содержанием части рассказа.
3.Учить использовать текст для подтверждения своих мыслей.
4.Развивать умение делать обобщения и выводы.
5.Учить эмоциональному целостному восприятию большого текста.
6.Воспитывать уважительное отношение к родным, близким людям.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учителю важно выяснить, как поняли учащиеся рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ», правильно ли расставили акценты, оценили действия мальчика, его друзей, бабушки и отца, какой урок вынесли для себя. При пересказе по плану необходимо следить, чтобы не было упущено главное. Хорошо, если в своём пересказе третьеклассники используют текст и «жемчужины народной мысли» |
Работа в литературной тетради | Задание № 17 |
Чтение учителем рассказа Н. Гарина- Михайлов-ского «Тёма и Жучка» | Что должен добиться своим чтением учитель? Сопереживания. Понимания. Участия. Благодарности к главному герою. Пусть каждый ученик представит себя на месте Темы, почувствует его состояние. Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Поразмышлять над тем, что произошло с Темой. Выбрать и подготовить для чтения в классе наиболее напряжённые, заинтересовавшие ребят эпизоды |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
Цели уроков:
1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Гарина-Михайловского («Тема и Жучка»).
2. Отработка навыка выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части.
4. Обогащать словарный запас детей, развивать мышление, внимание.
5. Учить соотносить эмоциональное состояние героя с его действиями.
6. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
2 урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Выявляем эмоциональное отношение третьеклассников к прочитанным эпизодам. Какое место в рассказе наиболее взволновало вас? Когда вам было страшно, а когда радостно? Почему? и т. д. |
Работа над первой частью рассказа (чтение, комментарии, анализ) | Почему так тревожно было Теме? Как передаёт его состояние автор? Зачитайте. Какие сны снились мальчику? К чему один из них подтолкнул Тему? |
Чтение второй части рассказа (учителем, учениками) | Обращаем внимание учащихся на описание автором начала дня. Соответствует ли его описание настроению Темы? Почему? |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Прочитать третью часть рассказа |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков Друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
3 урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Проверяем навыки самостоятельного чтения и уровень понимания прочитанного |
Чтение четвёртой части рассказа учащимися молча. Анализ прочитанного | Дети уже знают, что Тема спасёт Жучку, однако с замиранием сердца будут снова и снова следить за его действиями. Что чувствовал Тема, подойдя к колодцу? Найдите в тексте слова, выражения, которые говорят о том, что он очень тревожился за Жучку. Изменилось ли его состояние, когда он увидел Жучку? Почему беспокоился мальчик? Как он спасал собаку? Всё ли правильно делал? Обращаем внимание учащихся на то, как автор описывает путь Темы к колодцу, какие глаголы употребляет для того, чтобы создать динамизм действия, как передаёт внутреннее состояние героя и его действия (волновался, но действовал точно) |
Озаглавливание четвёртой части рассказа | Названия могут быть разные, но нужно выбрать оптимальное |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Четвёртую часть рассказа научиться выразительно читать. Выполнить задание № 21 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
4 урок
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с рассказом Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» (пятая и шестая части).
2.Активизировать эмоциональное состояние детей, учить сопереживать.
3.Учить соотносить действия и поступки героя с его внутренним состоянием.
4.Учить анализировать произведение, давать характеристику герою.
5.Развивать речь, память, воображение.
6.Воспитывать любовь к животным.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учащиеся обосновывают выбор части рассказа для выразительного чтения. Обращаем внимание на интонацию, мелодику речи, правильное произношение звуков, расстановку пауз при знаках препинания |
Перечитывшше четвёртой части учениками молча | После перечитывания дети дают заглавие этой части |
Чтение пятой части, анализ | Анализируя пятую часть, добиваемся, чтобы третьеклассники заметили и оценили осознанность действий Темы, а также его умение в сложной ситуации не расслабиться и победить. Вопросы и задания: Что чувствовал Тема после неудачной попытки спасти Жучку? Что он предпринял? Что помогло ему выстоять? Представьте себя на месте Темы и Жучки. Что чувствовали мальчик и собака? Как об этом пишет автор? Найдите в пятой части рассказа самый волнующий эпизод. Упростилась или, наоборот, усложнилась ситуация в колодце? Почему так думаете? Докажите своё мнение с помощью текста |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Прочитать шестую и седьмую части рассказа и подготовиться к работе над характеристикой Темы. Выполнить задание № 22 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков Друг познаётся в беде
Н. Гарин-Михайловский. «Тема и Жучка»
5 урок
Цели урока:
1. Учить давать характеристику герою с помощью текста.
2.Учить озаглавливать части рассказа, соотнося с целым.
3.Учить делать выводы, подбирать необходимые пословицы.
4.Учить сопереживанию; воспитывать добрые качества личности.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | После прочтения дома шестой и седьмой частей рассказа на уроке разговор строится вокруг вопросов: Какие качества характера проявились у Темы? Можно ли назвать Тему и Жучку настоящими друзьями? Почему? |
Работа над составлением характеристики Темы. Выборочное чтение | Составляя характеристику Темы, учащиеся не только высказывают своё мнение, но и опираются на авторское отношение к персонажу. С этой целью используют текст, т. е. для подтверждения своих мыслей третьеклассники зачитывают определённые сцены, эпизоды из рассказа. Дайте характеристику Теме. Какой он? Подумайте, как относится автор к своему герою? Убедительно ли он передаёт мысли и переживания Темы? |
Подбор пословиц к определённым частям рассказа | Это задание довольно сложное, так как в пословице акцентирована основная мысль, поэтому учитель направляет эту работу, помогает, подсказывает |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать наиболее заинтересовавшие учащихся сцены, эпизоды из рассказа. Подготовить выразительное их чтение |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков. Всяк живи своим умом
Творчество Л. Н. Толстого
Л. Толстой. «Акула»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью Л. Н. Толстого.
2. Развивать читательский интерес.
3. Выявлять эмоциональное восприятие рассказа учащимися.
4. Учить при перечитывании обращать внимание на описание героев, их действия.
5. Учить представлять себя на месте героев и передавать своё состояние и персонажей.
6. Учить составлять план произведения и готовить пересказ по плану, используя меткие слова и выражения автора.
7. Учить восхищаться выдержкой и самоотверженностью героя.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учащиеся выразительно читают отрывки из рассказа, восхищаются мужеством Темы, его искренней преданностью Жучке, анализируют пословицу «Друг познаётся в беде» |
Чтение рассказа «Акула» учителем или хорошо подготовленными учениками | Рассказ Л. Н. Толстого «Акула» знакомит детей с силой человеческого духа, с умением и необходимостью в сложной ситуации не растеряться, сосредоточиться и принять правильное решение. При чтении необходимо стараться активизировать чувства детей за счёт психологических пауз, правильно подобранной интонации |
Выявление первичного эмоционального восприятия | Когда при слушании вы волновались, хотелось что-то изменить, помочь? Понравились ли вам мальчики? Чем? Какие чувства у вас возникли? -эти вопросы помогут выявить эмоции учащихся. А потом, после выявления чувств, переходим к осознанному пониманию рассказа |
Чтение цепочкой. Беседа. Выборочное чтение | Анализ произведения проводим посредством свободной беседы и выборочного чтения. Основные вопросы: Правильно ли поступили мальчики? Почему только после выстрела артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? - помогут сделать правильные выводы |
Составление плана пересказа | К каждому пункту плана учащиеся подбирают высказывание из «Жемчужин народной мысли». Например, «Выстрел» — «Риск благородное дело» |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков Друг познаётся в беде
Творчество Л. Н. Толстого
Л. Толстой. «Булька»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство учащихся с произведениями автора.
2. Учить читать произведение молча.
3. Учить анализировать текст, находить в нём слова и выражения для характеристики героя.
4. Развивать фантазию, выдумку, умение додумывать, продолжать рассказ писателя.
5. Развивать речь детей.
6. Воспитывать бережное отношение к животным.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учащиеся перечитывают рассказ и передают его содержание по плану: 1. Прекрасный день у берегов Африки. 2. Мальчики в открытом море. 3. Акула. 4. Выстрел. 5. Спасение |
Чтение учителем статьи о Л. Н. Толстом. Свободная беседа | Знакомство с личностью Л. Н. Толстого строится с опорой на знания учащихся о произведениях автора и расширением их круга. Классические произведения должны стать составной частью чтения учащихся |
Чтение учителем рассказа «Булька». Чтение учениками молча | С помощью интонации, выразительного чтения важно донести основную мысль рассказа — преданность собаки своему хозяину |
Анализ рассказа, беседа | Вопросы учебника, учителя направляют учащихся на углубленное осмысление текста: Понравился ли вам Булька? Чем? Как его описывает автор? О чём говорят действия Бульки? Подумайте, что могло бы произойти и др. |
Придумывание продолжения рассказа. Чтение цепочкой, подготовка к подробному пересказу | Очень важно, чтобы дети не отходили именно от этого рассказа и придумывали его продолжение |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Подготовить подробный пересказ и продолжение рассказа |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Мудрых уроков
Обобщающий урок «Повторяю и творю»
Цели урока:
1. Обобщить и закрепить знания учащихся.
2. Развивать интерес к творчеству писателей, с произведениями которых встретились в «Стране Мудрых уроков».
3. Активизировать творческое воображение.
4. Развивать речь.
5. Воспитывать коммуникабельность.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Очень интересно проследить версии ребят насчет будущего Бульки. Обязательно необходимо оценить и поощрить детей за творчество |
Рубрика «Вспомните» | Задача этой рубрики — систематизировать все знания, которые получили учащиеся, назвать произведения, авторов по отрывкам. Таким образом, мы приучаем школьников быть внимательными к слову автора, чувствовать, понимать его |
Подумайте | Какие мудрые уроки извлекли из определённых произведений? Какой из них наиболее запомнился? Почему эту страну называют «Страна Мудрых уроков»? Дайте ей другое название |
Придумайте свой «мудрый урок» | Эта работа класса происходит под руководством и с помощью учителя. Пусть это будет коллективный «мудрый урок» |
Составьте «мудрые мысли» | Предлагаем «разбросанные» слова пословиц |
Работа в лит. тетради | Выполнение заданий № 19, 20 и 21 |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Выполнить задание № 23 в литературной тетради. Подобрать и принести стихи любимых поэтов |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия