Массовое развитие в 1980-е годы

Содержание

· 1История

o 1.1Предпосылки возникновения

o 1.2После Второй мировой войны

§ 1.2.1Нью Эйдж в 1960—1970

§ 1.2.2Массовое развитие в 1980-е годы

· 2Положения мировоззрения Нью Эйдж

o 2.1Восприятие времени в Нью Эйдж

· 3Нью Эйдж и религии

· 4Нью Эйдж в России

· 5Нью Эйдж и медицина

· 6Нью Эйдж и культура

· 7Критика

o 7.1Наука

o 7.2Религия

История

Понятие «Нью Эйдж» широко распространилось в западных средствах массовой информации и литературе в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке Нью Эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сложились ещё в предыдущем столетии. Предшественниками Нью Эйдж были оккультные течения конца XIX — начала XX века[4], такие как спиритизм, теософия и антропософия, месмеризм, «новое мышление», астрология, магия, каббала, герметизм, сакральная геометрия и т. п.

Предпосылки возникновения

Нью Эйдж обрёл популярность в результате культурного и духовного кризиса, который назрел в западной культуре, а также проникновения в общественное сознание идей и концепций из других религиозных культур (индуизм, буддизм, шаманизм и т. д.), распространения неоязычества на почве неформальных общественных объединений и маргинальных социальных групп. Многие люди утратили доверие к институту церкви. Школьное образование деградирует, утрачивают влияние традиционные социальные институты. Пустующую нишу заняли религиозные движения, которые часто объединяют под названием Нью Эйдж, ставшие заменой традиционным западным культурным и религиозным традициям.

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны в западных странах возникло большое количество групп и течений оккультного, эзотерического и синкретического характера, совокупность которых впоследствии получила название «Нью Эйдж» (англ. New Age). Движение зародилось и сформировалось на основе приобретших популярность уфологических религий (англ. UFO religion) 1950-х и духовного утопизма 1960—1970-х. К концу 1970-х движение достигло наибольшего расцвета на Западе в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран. Термин «Нью Эйдж» был популяризован в сочинениях Алисы Бейли, позиционировавшей себя в качестве духовной наследницы Теософского общества, и в широком смысле означает ориентацию на ожидаемый эпохальный скачок в социальном, духовном и ментальном развитии человечества, который приведёт к возникновению новой и намного более совершенной культуры — к «Эпохе Водолея». Сфокусированное в 1970-х на общественных ценностях и традиционной морали, подчёркнутой альтруистической любви и служению человечеству, в 1980-х на Западе движение стало частью ещё более широкого явления, также называемого «Нью Эйдж», — большое количество людей, мыслящих альтернативно по отношению к окружающей культуре, стало искать возможности личностного духовного роста, образовав своего рода «духовный рынок», постепенно всё более и более коммерциализирующийся, где каждый мог найти и выбрать те идеи и ценности, которые ему по душе. Таким образом в Нью Эйдж был осуществлён постепенный переход от общественно-ориентированных к личностно-ориентированным ценностям[6]. Испытав влияние идей традиционных восточных религий и философий, ставших общедоступными, а также под воздействием западного секуляризма и научного материализма, современный Нью Эйдж стал представлять собой вид секуляризованного эзотеризма, во многих своих проявлениях — гибрид традиционного для эзотеризма холистического взгляда на мир, управляемый невидимыми силами, и популярных научных представлений о природе, подчиняющейся естественным законам. Для современного Нью Эйдж характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие.

Нью Эйдж в 1960—1970

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Важную роль в росте этого интереса сыграло широкое распространение молодёжныхсубкультур, таких как битники и хиппи, которые ставили под сомнение западные ценности и считали экзистенциальный и духовный поиск одним из важнейших аспектов жизни. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активную деятельность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Крупное международное сообщество Нью Эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием «Фонд Финдгорна» (Findhorn Foundation).

Массовое развитие в 1980-е годы

Манифестом движения Нью Эйдж стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрилин Фергюсон «Заговор Водолея».

Идеи и мировоззрения Нью Эйдж нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Наши рекомендации