Дон Кихот – безумец или мудрец

«Дон Кихот» история одновременно комических и возвышенно-печальных приключений «мудрого безумца», решившего стать идеальным рыцарем. Дон Кихот – центральный персонаж романа. Комичная фигура престарелого идальго Алонсо Кихано, который, начитавшись романов, оставляет дом и пускается на поиски приключений. Дон Кихот стал «вечным образом» благородного идеалиста, защитника добра и справедливости.

4 столетия человечество пытается разобраться кто такой Дон Кихот мудрец или безумец.

Все кто сталкивается с Дон Кихотом во время его странствий по дорогам Испании, считают его безумцем. Нелепы и часто смехотворны подвиги героя, который хотел видеть и видел мир как в рыцарских романах. Постоялый двор представляется ему замком, ветряные мельницы – великанами, а скотница Дульсинея Прекрасной дамой. Сервантес постепенно подводит читателя к тому, что его герой прекрасно образован, начитан в античной литературе, может быть трезвым и рассудительным, а в его безумии есть своя последовательность. С поэтическим вдохновение рассказывает Дон Кихот канонику волшебную историю Рыцаря Озера. В связи с этим можно сказать, что у его безумия была поэтическая основа. Дульсинея существовала только в воображении ламанческого фантазера, но придумать ее мог лишь тот, кто поэтизировал женщину, благоговел над ней, для кого любимая превращалась в блистательную принцессу. Дон Кихот не только поэт, он, при всем своем безумии, еще и благородный мыслитель, человек большого ума. По замечанию священника «идальго говорит глупости, только если речь заходит о его помешательстве, но когда с ним заговорят о другом он рассуждает здраво и высказывает свой ум во всех отношениях светлый и ясный».

Свои неудачи на рыцарском поприще Дон Кихот объясняет происками волшебников. Он служит справедливости, на которую ополчился железный век.

Все свои силы он готов отдать людям, нуждающимся в помощи. Его безумие чаще оборачивается мудростью. По мнению Санчо Пансы, в красноречии и мудрости Дон Кихот не ступал церковным проповедникам. Мудрость его не церковная, а земная. Наставления Санчо отправлявшемуся на остров в качестве губернатора свидетельствуют о недюжем уме рыцаря. В основе его лежит мысль, что подлинное величие правителя измеряется не знатностью происхождения, а справедливыми и добрыми делами. Во 2-ой части романа энтузиазм Дон Кихота постепенно ослабевает, уступая место разочарованию и примирению с участь простого смертного. Но, несмотря на это рыцарь второй половины особенно дальновиден и мудр.

На протяжении всего романа Сервантес подвергает своего героя самому трудному испытанию – испытанию смехом, и Дон Кихот его выдерживает. Трагическое и комическое в нем сливаются воедино, а смех облагораживает. Мудрость Дон Кихота заключается в том, что своим безумием он завоевал себе бессмертное имя и почет.

Баллады Шиллера

Баллада - это поэтический жанр, в котором сливаются воедино три начала: лирическое, эпическое и драматическое.

Баллады Шиллера (драмы в миниатюре) воспринимаются как отголоски стародавних времен, когда разного рода поверья и предания, соседствуя с реальностью, сливались в прихотливые фольклорные образы. В балладах чаще всего говорится не о каком-то конкретном историческом времени, а о старине как таковой. Баллады притягивают и пугают своими диковинными жестокими сюжетами, потрясают неизъяснимыми таинствами природы.

В балладах "Перчатка", "Кубок", "Ивиковы журавли" сначала детально воспроизводится сценическая площадка, где начнется действие, затем поименно или только по званию представляется все участники предстоящего события. Происшествие становится кульминацией истории, а затем следует поучительная развязка. Баллада заставляет не только пережить рассказанное, но и задуматься над происшедшим. Мораль в балладах чужда однозначной дидактики, вывод не подсказан читателю, его извлекает каждый сам.

В балладе "Ивиковы журавли" проводится мысль о неотвратимости возмездия за совершенное злодейство. Если нет среди людей свидетелей содеянного, то сама природа становится обвинителем, и преступник непременно выдаст себя.

Никто не вправе подвергать жизнь героя рискованному испытанию, тем более нельзя дважды искушать судьбу - таков очевидный итог баллады "Кубок"

В балладе "Перчатка" жизнью возлюбленного прекрасная дама играет, но в ответ герой, совершив подвиг, дерзит ей отнюдь не куртуазно. Шиллер усиливает драматизм, шире использует диалог, прибегает к ремаркам, соблюдает композиционную структуру драмы.

Дон Кихот – безумец или мудрец - student2.ru 43. Робинзон и Гулливер – герои эпохи Просвещения

Даниель Дефо (1660 – 1731). Роман «Робинзон Крузо» (1719 – 1720). Этот роман сыграл особую роль в формировании представлений о «естественном человеке». Писатель создает новую жанровую форму романа, отказавшись от использования популярных схем плутовского и галантно-героического романов. Новизна заключалась в создании иллюзии документальности. Для английских читателей 18 века это было важно. Они довольно холодно относились к придуманным сюжетам, видя в них стремление писателей обмануть доверчивого читателя. Описанная жизнь Робинзона Крузо – это одновременно и рассказ о жизни человечества, прошедшего путь от дикости до цивилизации. Именно естественное состояние Робинзона воспитывает его.

Джонатан Свифт (1667 – 1745). Роман «Путешествия Гулливера» (1714 – 1726). В нем сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение действительности сочетается с просветительской утопией, что связывает роман как с последующим реалистическим сатирическим романов, так и с романтическим социально-утопическим романом. Вторая половина романа стала источником жанра антиутопии в европейской литературе.

Первые две части полны просветительского оптимизма. Начиная с третьей части оптимизм все менее заметен, а финал четвертой части просто мрачен.

Роман Свифта близок к жанру памфлета, в развитии которого писатель сыграл столь значительную роль. Гротеск, используемый в романе как одно из основных художественных средств, тоже носит памфлетный характер, сближающий романное описание с карикатурой. Гротеск Свифта графичен, рационалистичен.

Наши рекомендации