III. Работа с учебником (с. 10)

1. Рассмотрите картинку.

– Скажите, кто позирует художнику.

– Вы произнесли звуки в определённом порядке.

– Что получилось? (Слово КОТ.)

– Его можно записать разными знаками.

Учитель показывает на доске схемы и слово КОТ.

III. Работа с учебником (с. 10) - student2.ru

– Что обозначает каждый кружок (квадрат.)? (Звуки.)

– Сколько звуков в этом слове? (Три звука.)

– Но слово «кот» можно записать и специальными значками. Что это за знаки? (Буквы.)

2. Отгадайте загадки и составьте схемы слов-отгадок.

Работа выполняется на доске и в тетрадях по чтению. Сначала дети квадратами (кружками) обозначают звуки слов. Дети, которые знают буквы, могут записать слова.

1. Молоко пьёт,

Песенки поёт.

Чисто умывается,

А с водой не знается.

III. Работа с учебником (с. 10) - student2.ru

2) Через речку лёг,

Пробежать не мог.

III. Работа с учебником (с. 10) - student2.ru

3) В шубе летом,

А зимой раздетый.

III. Работа с учебником (с. 10) - student2.ru

4) Сто одёжек,

И все без застёжек.

III. Работа с учебником (с. 10) - student2.ru

3. Словами человек называл всё, что он узнавал и создавал сам. Неужели действительно всё имеет своё название? Проверьте.

Дети рассматривают рисунки в учебнике (дом, избушка, комар, жираф).

– Что можете сказать о доме? (Большой, четырёхэтажный, высокий.)

– Сколько звуков в слове дом? Как вы узнали?

– Произнесите последний звук в этом слове.

– Как он произносится?

– Подчеркните соответствующую букву синим цветом.

– Что можете сказать об избушке? (Маленькая, деревянная и др.)

– Сколько звуков в этом слове?

– Произнесите последний звук в этом слове.

– Как он произносится?

– Подчеркните соответствующую букву красным цветом.

– Как вы думаете, почему мы их подчеркнули разными цветами?

– Об этом подробнее поговорим на следующем уроке.

– Сравните величину предмета и величину слова.

– Что заметили?

– Зависит ли величина слова от величины предмета и наоборот?

– Что можете сказать о комаре и жирафе? (Комар – маленький, жираф – большой.)

– Что скажете о величине слов? (Они одинаковые.)

– Почему комар маленький, а жираф – большой, но слова по величине одинаковые? Какой вывод можно сделать?

Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот.

– Каким цветом подчеркнуть последние буквы в словах комар и жираф? Какие звуки они обозначают?

– На какие две группы можно разделить эти предметы? (Живые и неживые.)

– На какой вопрос отвечают живые предметы? (Кто?)

– Неживые? (Что?)

– Когда слова отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предметы (называют их), их в русском языке называют именами существительными. Об этом мы ещё будем говорить на уроках русского языка.

– Как вы думаете, какой из этих предметов может быть лишним? Почему?

Мнения детей.

– Какое слово лишнее? Почему?

Мнения детей.

III. Работа с учебником (с. 10) - student2.ru

Карлики – великаны

Дети встают из-за парт. Учитель предупреждает, что они должны на слово «великаны» поднимать руки вверх, на слово «карлики» – приседать.

Учитель пытается запутать учеников. Например, он говорит «великаны», а сам приседает. Ученики должны сделать правильно, то есть поднять руки вверх.

4. Рассмотрите предметы в нижнем задании.

– Что можно сказать о нарисованных предметах? (Все они дают тепло; белка живая, а свечка, грелка и печка – неживые; все нарисованы по одному; у свечки и печки огонь, а у грелки и белки его нет.)

– А что можно сказать о словах?

– Какой предмет лишний? Почему?

– Что общего между словами?

– Как можно соединить предметы парами? Почему? (Рифмующиеся слова.)

Можно предложить детям вместе с родителями составить четверостишие со словами: свечка – печка, белка – грелка.

IV. Итог урока.

– Вам понравился наш урок?

– Что нового вы узнали?

– Из чего состоит наша речь? А предложения?

– Что такое слово?

– Как отличить предмет от слова, которое его обозначает? (Предмет можно взять, потрогать, а слово можно произнести, услышать, написать.)

Домашнее задание:«Я читаю?» (рассмотреть с. 2–3).

Урок 5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ (с. 11)

Цели: дать понятие «гласные и согласные» звуки; формировать умение читать схемы слов.

Ход урока

Наши рекомендации