Е) «Доверяющее падение»

Цель: переживание доверия как в отношениях при стрессовой ситуации.

Задачи:

- работа с защитными подходами.

Упражнение выполняется в парах. Один участник встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера и отходит на небольшое расстояние от него. Когда готов первый участник, он падает назад, а другой его ловит.

После упражнения участники обмениваются чувствами в группе.

Ж) Работа с самооценкой.

Цель: нахождение критериев оценки себя.

Задачи:

n другие в моих глазах;

n я в других глазах;

n понимание другого;

n риск самораскрытия.

Проблемы:

-Что для меня важно в знакомом человеке? А в незнакомом?

-Неадекватная самооценка.

-Жизнь «в любой самооценке» (ценна сама по себе).

-Неспособность быть самим собой среди других. Почему?

-Наркоман принимает наркотики, чтобы удовлетворить ожидания других о себе. Таким образом, он становится наркоманом для кого-то. Так для кого?

Основные понятия:

Самооценка.

Дистанция.

Риск.

Упражнения:

1. «Транспортное средство».

2. « Что общего и что различного?»

3. «Я и мое».

4. « Работа с образами границ».

5. «Чем я отличаюсь от других?»

6. «Черное и белое».

7. «Задачи с секундомером».

з) «Транспортное средство»

Цель: содействие в самораскрытии.

Инструкция: «Выберите себе транспортное средство. Лучше, если оно будет фантастическое, несуществующее... Представьте себя им... Какими возможностями вы обладаете?.. В какой среде вы обитаете?.. Кто вами управляет?..» Результатом упражнения должно стать осознание участником собственных возможностей.

и) «Что общего и что различного?»

Цель: нахождение сходства и различия между участниками.

Задачи:

n выявление критериев определения сходства- различия с другими;

n Развитие способности к свободному проявлению себя как похожего и себя как отличного;

n Выделение общего и различного как способ построения отношений.

Ход упражнения: участникам предлагается написать 5 (10) сходств и 5 (10) различий с другими участниками, например в парах. Упражнение можно усложнять, выполняя его в подгруппах с большим количеством человек. Тогда сравнение проводится в нескольких вариантах? 1-2-3; (1+2)-3; (1+3)-2; и т.д. Работа ведется с отношениями, возникающими в результате выделения общего - различного. Акцент можно сделать на работе с трудностями, возникающими в процессе сравнения. Возможны выходы на работу с риском самораскрытия.

n Почему трудно делиться «своим»?

n Что пугает в этом?

n Чем ты рискуешь, когда открываешь другим то, что им про тебя неизвестно?

n Чем ты рискуешь, когда ты себе открываешь то, что про себя не хочешь знать или не знал никогда?

Упражнения, которые способствуют решению различных психологических задач группы.

«Муха».

Цель: работа с эмоциональным фоном группы.

Задачи:

n диагностика познавательной сферы участников;

n эмоциональный «разогрев»

n построение отношений.

Ход игры: вычеркивается на доске или ватмане игровое поле 3х3 клетки. Инструкция: «Представьте себе, что в центре этого поля сидит муха, которая может двигаться по команде из поля в поле в следующих направлениях: вверх, вниз, налево, направо и никак больше. Сейчас по очереди вы даете команды, по которым муха будет переходить из клетки в клетку. Главное, чтобы муха не выходила за пределы поля.

Пройдя тренировочный круг, ведущий переводит игру на новый, невидимый (виртуальный) уровень. Все участники, представляя поле в своем воображении, продолжают игру. Будьте внимательны, так как в любой момент ведущий может спросить любого участника, где находится муха».

Игра проводится в течение 5-7 минут, чтобы она помогла достигнуть рабочего эмоционального фона, но не стала для участников неинтересной. Впоследствии можно усложнять игру, увеличивая поле или вводя условия объемного поля- куба. Кроме того, можно вводить несколько мух, каждая из которых будет «собственностью» какого-либо одного участника. Однако важно будет следить за тем, где какая муха находится и с чьей мухой она встречается. В случае встречи мух возможно какое-либо задание (например, задать друг другу какой-либо вопрос на существующую тему). В этом случае возможен выход на построение реальных отношений между участниками. Условием такой игры должно стать ограничение количества мух в одном поле.

В процессе упражнения ведущему следует отследить контактных-дистантных участников, их отношения и проявления. Возможно делегирование роли ведущего одному из участников. Это поможет ведущему скорее стать частью группы.

«Хлопки по кругу»

Цель: эмоциональная стабилизация группы, подготовка к дальнейшей работе.

Задачи:

n построение отношений;

n погружение в работу.

Ход игры: ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем хлопать в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только я внезапно хлопаю в ладоши 2 раза, то движение после хлопка начинается в противоположную сторону».

По ходу игры многие участники будут допускать ошибки, на которые следует обращать внимание, например, с помощью следующих вопросов:

Почему ты ошибся?

Почему пропустил?

Кто тебе помешал?

Они могут служить хорошим средством для ускорения процессов групповой динамики.

Наши рекомендации