Работа над шумами в спектакле

Очень часто в процессе создания спектакля у режиссера возникает надобность в шумовом оформлении. Следует заме­тить, что к вопросам шумового оформления режиссер под­ходит на последнем этапе работы над спектаклем.

Если исключить ту часть шумов в спектакле, которая от­носится к полной имитации звуковое: проезжающего по мосту экипажа, приближающегося поезда, канонады или отдельных пушечных выстрелов, шума дождя, воя ветра, прибоя волн и т. д., то остаются такие театральные шумы, которые талант­ливым шумовиком позаимствованы в своей основе из непо­средственных впечатлений, получаемых из окружающей нас жизни, однако переработаны в особые шумовые эффекты.

Шумы помогают исполнителю передать необходимую атмосферу игровых кусков и лучше доносят самочувствие исполнителей до зрительного зала.

В непосредственной связи и взаимовлиянии с шумами на­ходится освещение и декоративное оформление в целом, при­чем шумы определяются в зависимости от того или иного характера освещения и декоративного оформления.

Обыкновенно руководитель шумовой части спектакля — человек с очень музыкальным ухом и одновременно чрезвы­чайно наблюдательный и умеющий хорошо схватывать такие явления в жизни, которые очень характеризуют то или иное событие или действие.

Доносящиеся из-за окон и из-за стен домов шумы, если они хорошо сделаны шумовиком, состоят из отдельных выкри­ков, звуков, характерных для проезжающих экипажей, авто­мобилей, военных тачанок, орудий, смешивающихся с разго­ворами толпы, идущей по тротуарам или останавливающейся около окон, с песнями проходящих воинских частей, с звуча­нием духовых оркестров я т. д., причем хороший шумовик сделает так, что вы отличите, что вот проехала тачанка, кото­рую везет тройка или четверка подкованных лошадей, дребез­жание железных частей этой тачанки и стук колес о мосто­вую; затем слышно, как проходит артиллерия — передается звук громыхающих колес пушек и лафетов; потом цоканье копыт идущей кавалерии и тяжелый марш пехоты.

Стр.188

Очень часто режиссеру интересно, чтобы шумовик добился таких звуков, которые передавали бы морозный день, когда гудят в воздухе провода; чтобы в полной тишине раздава­лись далекие гудки паровозов, разносимые эхом, шум листьев и ветвей старого парка за окном или невнятный гул огром­ного города, который слышен о какого-нибудь темного пу­стыря на самой окраине выселков «ли предместий. Однако режиссеру нужны не грубо натуралистические приемы, а такие, которые1 давали бы намек, фон для соответственных переживаний и той настроенности, какая ему необходима для рада' сцен, проходящих в данном месте действия.

Наконец, возможно, что (режиссер поставит шумовику и третью задачу. Предположим, так складывается действие, что режиссер хочет передать последнюю сцену какого-нибудь акта под вой метели в тайге и этот вой метели и ураган не­сущегося снега являются фоном и даже каким-то голосом, вступающим, в жизнь этой финальной сцены. Вот тогда ре­жиссер захочет, чтобы шумовик при создании этой картины достигал такого впечатления, которое не только было бы реально, но и заключало бы в себе кое-какие музыкальные звуки. Тогда этот шумовой фон плюс человеческие голоса или отдельные вокальные аккорды по определенному рисун­ку могут связываться с отдельными голосами и отдельными тембрами музыкальных инструментов, а вес это, вместе взя­тое, плюс шумовая аппаратура дадут такое шумовое оформ­ление драматическому действию исполнителей, которое суще­ственно будет отличаться от двух вышеуказанных шумо­вых задач.

Словом, режиссер может ставить для руководителя шумо­вой частью театра самые разнообразные задачи в зависимо­сти от того, чего он хочет добиться в спектакле от шумового оформления.

Как известно, для достижения простейших шумовых эффектов существует очень простая аппаратура, которая издавна находилась в ведении машиниста и постановочной части. Так, например, аппарат для создания иллюзии прибоя волн представляет собой раму, сделанную из поставленной на ребро дюймовой доски в 3½ вершка шириной и железной оси в середине квадратной, а на концах круглой — для подшипни­ков, установленных в стойках аппарата. С обеих сторон рамы натянут холст, стороны которого, обращенные внутрь, оклее­ны бумагой дли усиления звука, производимого при враще­нии аппарата скользящим по бумаге гравием. Аппарат для шума дождя состоит из двух плоских деревянных колец; каждое кольцо склеено из двух слоев дерева волокнами на­перекрест; оба кольца соединены между собой двойным ря­дом зигзагообразных деревянных рам, просветы которых за­тянуты пергаментом. Внутрь такого аппарата насыпают просо,

Стр. 189

скольжение которого по пергаменту напоминает падение дож­девых капель. Давно известны элементарные, имеющиеся почти в каждом театре аппараты для создания шума поезда, стука проезжающего экипажа, для эффекта звона колоколов, если эти последние в театре отсутствуют, и т. д.

Каждый шумовик, если он действительно мастер своего дела, непременно изобретатель, прячем он изобретает не только аппараты, с тонкостью и искусством передающие нужные шумовые эффекты, но и способы пользования этими аппаратами: как добиваться при пользовании ими тонких нюансов, как расставлять аппаратуру для того, чтобы в зри­тельный зал с нужной силой дошел тот или иной эффект, и как сочетать работу этих аппаратов, чтобы один усили­вал или дополнял другой аппарат, действующий для пере­дачи этих эффектов.

Наши рекомендации