Структура процесса впечатления. Восприятие– форма отражения мира

Восприятие– форма отражения мира.

Ассоциативное восприятие – это отражение в сознании связей феноменов, когда представление об одном вызывает ассоциативные ряды о другом/других. Ассоциативное восприятие всегда находится в динамической расширяющейся прогрессии:

a. По сходству;

b. По смежности;

c. По контрасту.

Аналоговое восприятие – это познавание феноменов (различных, не похожих, разнородных) по сходству, подобию, соответствию. Аналоговое восприятие вызывает эмоционально-чувственное или интеллектуальное отношение. Создает основу образного мышления.

Восприятие создает условие рождения целостного образа, а так же ощущения и понимания этой целостности.

Ощущение – форма отражения мира.

Простейшие ощущения основываются на органах чувств или 9 анализаторах.

Сложные ощущения основываются на казуальном рефлексе (интуиции), бессознательных и надсознательных процессах отражения и постижения.

Эмоциональная окраска от восприятия и ощущения:

a. Чувства;

b. Эмоции;

c. Настроения;

d. Аффекты;

e. Стрессы;

f. Экстаз;

g. Страсть;

h. Катарсис.

Переживание – это процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром, проходящий с эффектом целостного участия в психическом микромире человека как телесно-душевно-духовная целостность.

1. Переживание «дежа вю» - как «ошибка» памяти, т.е. о якобы действительном когда-то переживании.

2. Переживание «жами вю» - как «ошибка» памяти, т.е. о якобы действительном когда-то впечатлении.

3.Переживание сопротивления – как изначальное предощущение столкновения субъекта с непознаваемостью внешнего мира.

4. Переживания духовные.

5. Переживания интеллектуальные.

6. Переживания эстетические.

7. Переживания утилитарные.

8. Переживания рефлексивные.

9. Переживания моральные.

10.Переживания утрат/потерь – находок /приобретений.

11.Переживания победа/поражение.

12.Переживания взлеты/падения.

Запечатление – это процесс сохранения, запоминания.

2. Качество впечатлений.

Качество впечатлений и избирательность источников впечатлений зависит от:

1.Отношений к прошлому, настоящему и будущему через приоритеты:

a. Ценно – не ценно;

b. Безразлично – увлеченно;

c. Пассивно – активно;

d. Положительно – отрицательно;

e. Важно – не важно.

2. Миропостижения.

3. Миропонимания.

4. Миросозерцания.

5. Мировосприятия.

6. Мироощущения.

7. Потребностей (ценностные ориентиры):

a. Моральные ценности;

b. Эстетические ценности;

c. Социальные ценности;

d. Личностные ценности;

e. Утилитарные ценности.

8. Интереса – это участие в том, что возбуждает человеческое внимание, делает его заинтересованным и занимает его мысли и чувства:

a. Материальный интерес;

b. Потребительский интерес;

c. Познавательный интерес;

d. Духовный интерес;

e. Рефлекторный интерес;

f. Художественный интерес;

g. Всеобщий интерес;

h. Частный интерес;

9. Установка на «смысл жизни» т.е. личностная философия жизни:

a. Поиск смысла.

b. Отказ от поиска.

c. Знание смысла.

d. Принятие «на веру» знание смысла других.

e. Отсутствие знания смысла.

f. Отсутствие знания о существовании смысла.

10. Интеллект (сумма представлений).

11. Эстетический (художественный) вкус.

II. ВООБРАЖЕНИЕ.

Воображение (в психологии) – форма представления или предположения как обобщенное познание через процесс творчества. Относится к области преднаходимого. Создается на основе уже имевшихся восприятий, впечатлений, понятий и идеалов.

Восприятие – образ настоящего.

Память – образ прошлого.

Воображение – образ будущего.

Воображение бывает:

1. Репродуктивное (воссоздающее воображение) – создающее образы, соответствующие описанию их.

2. Творческое (моделирующее воображение) – создающее новые образы и понятия.

3. Произвольное (преднамеренное воображение) – создающее образы волевым началом.

4. Непроизвольное (спонтанное воображение) – создающее образы вопреки или без участия воли.

Воображение (в искусстве) – способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать образы, модусы, топосы, атрибуты и модели бытия в соответствии с принципами художественно-духовного освоения Мира. Отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое.

Цель творческого воображения – создание новой художественной реальности, инобытия.

Творческое воображение характеризуется:

a. Организованной направленностью;

b. Спонтанной непредсказуемостью;

c. Включенностью в реальную жизнь художника;

d. Осознанием вероятности и необходимости.

Творческое воображение выполняет:

a. Поисковую, эвристическую функцию;

b. Расширяет прогностические горизонты;

c. Активизирует опережающее предвосхищение;

d. Реализует отражение прошлого и будущего;

e. Претворяет возможное и желаемое в осуществленное;

f. Позволяет «видеть» Мир во всем его многообразии;

g. Выполняет роль проводника архетипов и прототипов в открытое творческое сознание через интуицию.

Творческое воображение осуществляется в различных формах:

a. Агглютинации (создает инобытийные Миры и существа);

b. Гиперболизации;

c. Типизации;

d. Символизации;

e. Индексации.

Творческое воображение существует только на уровне открытого сознания.

III. ФАНТАЗИЯ.

Фантазия (в психологии) – это творческая сила воображения, изменяющая облик действительности, отраженной в сознании с характерной перестановкой элементов реальности. Активность фантазии спонтанна, она связана с одаренностью и опытом личности.

Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней является игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия.

Фантазия (по Юнгу) – это самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями коллективного бессознательного.

Фантазия (в искусстве) – это творческая сила воображения, являющаяся элементом художественного творчества, выражающего в некотором отрыве от реальности в процессе ее отражения и создания чувственного воспринимаемого образа того, что в данном виде не встречается в действительности.

Особенностью творческой фантазии является мечта – как игра рассудка или сознания с желаниями и зависимостями личности.

Творческая фантазия играет важную роль в совершенствовании художественной формы и языка искусства.

Творческая фантазия составляет фундаментальную основу творческой интуиции.

Фантазм – это постоянный фон сознания и надсознательного как единство воображения, впечатлений и неосознанного желания осуществления.

Театр фатазма (Ибсен, Метерлинк, Стриндберг, Пиранделло, О’Кейси, Уильямс, Олби, Адамов и др.) – это театр, где представление, становясь непосредственной транскрипцией воображаемого в пространстве, отрицает себя как представление.

IV.ИНТУИЦИЯ.

Интуиция (в психологии) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств, т.е. это непосредственное отражение связей между предметами и явлениями реального мира.

Имеется две формы интуиции:

a. Каузальный рефлекс – непосредственное (без участия понятий) отражений связей.

b. Неосознанное мышление на основе высокоавтоматизированных умственных навыков, обобщений и опыта.

Интуиция(в искусстве)

Лосский.

a. Чувственная интуиция (иллюзии, галлюцинации, ясновидение, предчувствие);

b. Интеллектуальная интуиция (осознание смысла, идеи, нового);

c. Творческая интуиция (видение топосами тропами);

d.Мистическая интуиция.

Бергсон.

a. Интуиция противоположна – рацио, рассудку и чувственному восприятию;

b. Единственный стимул творчества.

Кроче.

a. Способность постигать уникальное, неповторимое, конкретное;

b. Интуитивизм – наука о выражении.

Платон.

a. Утверждение неразумного состояния художника в момент творчества.

Шопенгауэр.

a. Интуитивное искусство более глубоко проникает в суть бытия, чем рассудочное, рациональное искусство.

Гуссерль.

a. Творческая интуиция – высшая форма познания, безграничное созерцание, полное слияние субъекта с объектом, слияние с Миром и его отражение;

b. Творческая интуиция всегда формообразующая.

Творческая интуиция – непосредственное усмотрение, осознание и постижение скрытого ценностного смысла в явлениях и феноменах действительности и необоримое стремление отразить постигнутое.

V. ИМПРОВИЗАЦИЯ.

Импровизация – творческий акт создания художником произведения искусства, в момент исполнения без предварительной подготовки; это экспромт, фантазия на заданную тему.

Импровизационность изначально присуща природе истинного актерского искусства.

Существует множество степеней театральной импровизации:

a. Придумывание текста на основе четкой сюжетной канвы;

b. Драматическая игра на заданную тему;

c. Пластическая импровизация при отсутствии модели;

d. Импровизация вопреки условности и правилу;

e. Вербальная деконструкция (отступление от текста);

f. Поиск нового «физического языка»;

g. Поиск нового «вербального выражения»;

h. Экспрессионизм тела;

i. Спонтанные репризы и т.д.

Импровизация обусловлена высоким исполнительским мастерством, подлинно творческим опытом, развитым творческим воображением, творческой интуицией, чувством целого и композиции художественного произведения.

Глава 2.

ТЕАТРОГЕНЕЗ

Эволюция Театра как искусства постижения и отражения Мира и человеческого Бытия.

1. Натуралистический театр.

Театр прямых жизненных аналогий. Искусство трактовок.

2. Метафорический театр.

Театр поэтического, образного отражения феноменального мира. Искусство трактовок и преображений.

3. Романтическийтеатр.

Театр отражений человеческого личностного Идеала. Искусство преображений и интерпретаций.

4. Абсурдный театр.

Театр постижения и отражения парадоксов феноменального мира. Театр вопросов без ответов. Искусство тенденции.

5. Игровойтеатр.

Театр постижения и отражения личностной Свободы. Театр творческой импровизации. Искусство интерпретаций.

6. Мистическийтеатр.

Театр постижения и отражения Тайны Бытия. Искусство концепций.

7. Мифологическийтеатр.

Театр постижения и отражения реального, целостного мира Человека. Театрон.

8. Мистериальныйтеатр.

Театр духовного со-знания. Метатеатр.

Глава 3.

Наши рекомендации