Искусство и его виды (античное, по Лессингу, по Гегелю)
В античную эпоху разделились искусства
1. Муссические искусства(от «муза»)
Примеры: слово, поэзия, танец, бог Аполлон управлял этим миром
2. Технические искусства или “технэ”
Примеры: живопись, скульптура, природные материалы, с которыми работал человек, управляли Гефест, Афина Паллада
Муза астрономии – Урания
Муза истории - Клио
Разделение искусств по Гегелю
1. Изобразительные (живопись, пантомима, орнамент скульптура)
2. Экспрессивные ( музыка , показывает эмоции, танец)
Литература, изображает явление жизни
Разделение по Г. Лессингу
Лессинг написал ряд драм, статей, в том числе и работу « Лаоокон или в границах живописи и поэзии»
1. Пространственные и временные
Живопись изображает тела в пространстве, фиксирует важный момент, определенный, статична. Поэзия – членораздельные звуки, воспринимаемые во времени.
Пример: Статична скульптура Лаокоона, это не крик, а стон, замерший на губах
2. Вещественные и невещественные
Обладают материальностью
У Микеланджело есть скульптура «страдание» - динамизм, пластичность человеческого тела.
Скульптура – застывшая музыка
Почему Лаокоон не кричит, а стонет? По законам античности нельзя было преувеличивать, поэтому стон. В античном искусстве все должно быть гармонично ( законы эстетики) « Показать крик, показать предельную точку, значит подрезать крылья фантазии» - писал Лессинг
Мунка «Крик» - сильное произведение.
Поэзия должна подчиняться месту и времени ( временное искусство ), впечатление, производимое словом. Слово может изобразить скрытое психологическое искусство.
Место литературы в ряду других искусств (исторический обзор)
Мы жили в эпоху литературоцентризма 5 столетий
Аффективная сторона речи – звуковая, осталось и магическое начало в слове.
Гомеровские поэмы пелись под лиру. Образцом античности была скульптура, хотя искусства уже разделились.
Эпоха Средневековья
Архитектура была главным искусством (храмы, религия). Можно рассказать о образе жизни средневекового человека, как религия влияла на него.
В эту эпоху философия была служанкой богословия (это не было бесстыдством)
Эпоха Возрождения
Живопись была главным искусством!
Леонардо да Винчи « Спор живописца с поэтом» - трактат, в котором Леонардо да Винчи утверждал, что поэт может спорить сколько угодно, но своей кафедры у него нет (искусство слова второстепенное). Литература того времени была не очень развита. У Леонардо были свои законы, у слова же просто не было возможностей.
Далее стало развиваться слово, потому что живопись не могла заглянуть в потаенное. (слово – временнОе)
Эпоха классицизма
Буало «Поэтическое искусство»
Искусство слова училось у других искусств, потом стало главенствующим.
Ипрессионизм появился в конце 18 века. Впечатление на 1 месте, размытость
« Храматическая гамма» - сказали критики.
Сюрреализм. Шагал дает предмет и мечту рядом с ним ( картины сказки )
Театр лиц и действа в Средневековье, театр импровизации.
Далее на рубеже 19 – 20 веков появляется система Станиславского, театр переживаний, эмоций.
Искусство кино не совсем связано с театральным.
Литература и живопись взаимопроникают в друг друга. Литература чувственно воспроизводит то, что есть в живописи, скульптуре.
Герои литературного произведения в одежде времени. Герои спектакля в одежде того времени, но не в той самой одежде, а в костюме, сшитом современным портным.
Благотворное влияние передовой литературы и критики сказывается и на развитии русского музыкального искусства. Музыка лишена рационального воздействия, только эмоционально воздействует как определенная волна. Нет слов – разум вне прямого действия – только анализ эмоций – опосредованное воздействие.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный), впитавший» литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство и т. п
Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.