Водружение креста. 1610—1611 гг. Собор, Антверпен

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

В XVII в. художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но само­бытные фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого раз­деления послужила драматическая история Нидерландов во второй поло­вине XVI в.

В то время в Нидерландах широко распространился протестантизм — ве­роучение, отрицавшее почитание икон как идолопоклонство и отказавшее­ся от церковного искусства. В 1566 г. по стране прокатилась волна иконо­борчества. За несколько дней было разгромлено множество храмов и монастырей, уничтожены статуи святых, алтари, иконы. Король Испании Фи­липп II, под властью которого находились тогда Нидерланды, отправил в страну большую армию, чтобы восстановить господствующее положение Ка­толической Церкви. Испанцы жестоко подавляли волнения, при этом десят­ки тысяч нидерландцев погибли. В ответ на насилие вспыхнуло вооружён­ное восстание.

На севере страны, где протестанты составляли большинство населения, в 1581 г. было провозглашено новое государство — Республика Соединён­ных провинций. Ведущая роль в нём принадлежала Голландии, и довольно скоро так стали называть всю страну.

На юге Нидерландов победу одержали испанцы. В 1585 г. сдался послед­ний оплот повстанцев — город Антверпен.

Филипп II в 1598 г. передал Южные Нидерланды любимой дочери инфан­те Изабелле (1566—1633). Вновь образованное государство в официальных документах называли Католическими Нидерландами, в учёных трудах — Бель­гией, в просторечии же — Фландрией, как и самую развитую из входящих в неё провинций. Оно полностью зависело от Испании.

В борьбе за религиозные идеи поражение потерпела культура: немало пре­красных памятников искусства уничтожили протестанты, но и в католиче­ских провинциях надолго пришлось забыть об исконной художественной тра­диции. Католическая Церковь с подозрением относилась к сказочной пестроте старонидерландского искусства. Художники, которые пытались по-своему толковать библейские сюжеты, рисковали быть обвинёнными в ере­си. Церковное искусство изменилось. Оно отныне должно было не просто объяснять прихожанам Священное Писание, а в буквальном смысле очаро­вывать, подчинять их сознание авторитету Церкви. Этому служили органная музыка, причудливая архитектура храмов, религиозная живопись. Если в Сред­ние века храм мыслился как школа, то в XVII в. он скорее напоминал театр.

ПИТЕР ПАУЭЛ РУБЕНС

(1577—1640)

Питер Пауэл Рубенс родился в го­родке Зиген в Вестфалии (Герма­ния). Отец будущего художника, ан­тверпенский юрист Ян Рубенс, был протестантом и вывез семью за гра­ницу, спасаясь от преследований испанцев. Там Рубенсы перенесли немало лишений, а в 1587 г., после смерти отца семейства, перешли в

католическую веру и вернулись на родину, в Антверпен.

Юный Рубенс ходил в школу при соборе и получил неплохое гумани­тарное образование. Уже в три­надцатилетнем возрасте он решил стать живописцем и начал учиться у разных мастеров. В 1598 г. моло­дой художник был принят в члены городской гильдии Святого Луки, что дало ему право подписывать и продавать свои работы.

*Гильдия (от нем. Gilde) — в Средние века в Европе название религиозных, политических,

профессиональных и других объединений. Святой Лука, который, по преданию, написал портрет Богоматери с Младенцем Иисусом Христом, считался покровителем художников, поэтому гильдия живописцев носила его имя.

В 1600 г. Рубенс отправился в Италию: посетил Венецию, Флорен­цию, Геную, Рим. В 1602 г. он посе­лился в Мантуе и поступил на служ­бу к герцогу Винченцо I Гонзага, владельцу знаменитой коллекции живописи. Рубенс копировал и изу­чал наиболее прославленные рабо­ты итальянских мастеров. По пору­чению своего покровителя он совершил поездку в Испанию, где

познакомился с произведениями испанских художников.

В 1608 г. Рубенс поспешно воз­вратился в Нидерланды, узнав о тя­жёлой болезни матери, но в живых её он уже не застал. Художник обос­новался в Антверпене и женился на дочери городского секретаря Иза­белле Брандт. В связи с этим собы­тием Рубенс написал автопортрет с супругой, известный под названием «Жимолостная беседка» (1609 г.). Молодожёны изображены сидя­щими в саду под пышным кустом жимолости. Собственным чертам живописец придал оттенок фило­софского спокойствия с лёгким на­лётом печали, взгляд юной Изабел­лы полон живого любопытства.

В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это су­лило жалованье, престиж и большую свободу творчества. К тому же ему позволили не переезжать в Брюс­сель, где находился двор.

В 10-е гг. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковны­ми заказами. В 1610—1611гг. он рас­писал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Его центральная часть — «Водружение креста» — по­священа распятию Христа. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест. Лица их почти не видны, а напря­жённые мышцы тел, стальные латы,

Водружение креста. 1610—1611 гг. Собор, Антверпен - student2.ru

Питер Пауэл Рубенс.

Водружение креста. 1610—1611 гг. Собор, Антверпен.

Водружение креста. 1610—1611 гг. Собор, Антверпен - student2.ru

Питер Пауэл Рубенс.

Автопортрет с женой

Изабеллой Брандт

(Жимолостная беседка).

Г.

Старая пинакотека,

Мюнхен.

Водружение креста. 1610—1611 гг. Собор, Антверпен - student2.ru

Наши рекомендации