Входные требования. Порядок проведения входного контроля

Поскольку курс «Литература с основами литературоведения» читается в первый год обучения студентов факультета, входной контроль состоит в установлении степени начитанности студентов и уровня их знаний по литературе минимум в пределах школьной программы. Входной контроль осуществляется как в форме тестирования по историко-литературным темам школьного курса литературы, так и в форме собеседования по знанию теоретико-литературных понятий, необходимых для их понимания. Входной контроль осуществляется на основе вопросов школьной программы и вопросов экзаменационных билетов.

Объем дисциплины

Объем дисциплины и распределение часов по темам и видам работ указываются в соответствии с формой обучения.

Объем дисциплины и виды учебной работы по действующему учебному плану

Вид учебной работы Количество часов
Всего по уч.плану В т.ч. по семестрам
Работа с преподавателем (аудиторные занятия):        
Теоретический блок:        
Лекции -- --
Практический блок:        
практические и семинарские занятия    
лабораторные работы (лабораторный практикум)        
Самостоятельная работа:      
Теоретический блок:        
Работа с информационными источниками      
Практический блок:        
практические занятия      
Лабораторные занятия        
Работа с УМК        
Создание проекта, эссе иных объектов        
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ        

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Названия разделов и тем Общая трудоемкость Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа
лекции практ. занятия, семинары лабор. работы
Раздел 1. Теоретико-литературный
1.Введение. Теория литературы как наука. Возникновение и развитие теории литературы в истории литературоведения.      
2.Художественность литературы. Художественный образ. Литературное произведение и его анализ.  
3.Родовое и жанровое деление художественной литературы.    
4. Литературный процесс. Художественный стиль. Творческий метод. Литературное направление.    
Раздел 2. Историко-литературный
1.Изображение революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг.      
2. Тема Великой Отечественной войне в прозе 1950-80-х гг. «Жизнь и судьба»В. Гроссмана «Лагерная проза».      
3. Поэма А.Блока «Двенадцать». Послеоктябрьский Есенин. Творчество В.В.Маяковского после Октября      
4. Сатира 1920-х гг. Жанровый синтетизм романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Фантастический реализм А. Платонова. Антиутопия в русской литературе 1920-х гг.      
5. «Тихий Дон» М. Шолохова. Послеоктябрьская эпика М.Горького.      
6.Советская поэзия периода Великой Отечественной войны. Эпоса Твардовского    
7.«Деревенская» проза. Проза В.Шукшина. Проа В. Астафьева      
8. Литература 1985-1995 гг. Современный литературный процесс.      
ИТОГО:  


Содержание дисциплины

Теоретический блок

1.1. Введение

Теория литературы как раздел литературоведения и её предмет. Формирование литературоведческих понятий и терминов. Теория литературы в школьной программе по литературе. Разделы теории литературы.

1.2. Возникновение и становление теории литературы в истории искусствознания и литературоведения

Две тенденции в античной эстетике: материалистическая и объективно-идеалистическая. Учение Платона о «неистинности» искусства и «одержимости» художника. «Поэтика» Аристотеля. Аристотель о подражании, художественной правде, творческом характере поэзии, трех родах литературы. Проблема катарзиса.

Литературная программа классицизма. Учение о гражданственно- моралистической сущности искусства. «Поэтика» Буало, её рационализм и абстрактность. Регламентированность жанров.

Демократизм эстетики Просвещения. Представление об общественном содержании и активной просветительской роли искусства, демократическая

направленность эстетики Д.Дидро. Его учение о задачах искусства, правдивости искусства, соотношении общего и единичного, драматических жанрах. Концепция человека в эстетике Г. Лессинга. Разработка вопроса о специфике разных видов искусства, и особенно литературы; учение Лессинга о типическом.

Объективно – идеалистическая основа эстетики Г. Гегеля. Учение об искусстве как о закономерной ступени саморазвития истины, как познании истины в чувственной форме. Диалектический взгляд на неравномерность исторического развития различных видов искусства, на исторический процесс развития искусства. Три ступени этого процесса. Три стадии романтического искусства. Учение Гегеля о художественном образе, соотношении формы и содержания в литературе.

Социологическое направление в литературоведении. Революционно – демократическое литературоведение. Дух анализа и действительности в эстетике В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Борьба с монархо – крепостническим и славянофильским взглядами на литературу. Представления о природе и цели деятельности художника, народности литературы, защита реалистических принципов искусства. В.Г. Белинский о тенденциозной субъективности творчества, о духе современности в творчестве. Учение о реализме («натурализме»), о типизме, о пафосе как специфике поэтической идеи, о неравномерности соотношения разных видов искусства. Материалистическая эстетика Н.Г. Чернышевского. Расширение рамок содержания искусства. Объективность эстетического и активная роль человека в эстетическом познании. Н.Г.Чернышевский о предмете искусства и познавательном значении искусства. Критика Н.Г. Чернышевским идеалистических представлений о прекрасном.

1.3. Художественность литературы. Художественный образ. Литературное произведение

Эстетическое; его объективно – субъективная (реально – идеальная) природа. Эстетическое и художественное. Эстетический идеал. Критерии художественности, их относительность и историческая изменчивость.

Художественный образ как основа искусства. Воспроизведение и преображение в искусстве. Единство практического и теоретического освоения мира в художественном образе. Художественный образ как содержательная форма, его структура. Типология художественных образов. Своеобразие художественного мышления. Соотношение в художественном образе объективного и субъективного, общего и индивидуального, конкретного и условного, интеллектуального и эмоционального, факта и вымысла, правдоподобного и условного. Образность и художественность. Роль контекста. Понятие художественного текста.

Субъективно - творческое начало в литературе. Образ автора и формы его проявления.

Художественное обобщение. Эволюция основных типов художественного обобщения в развитии литературы. Идеализация и типизация. Понятия о литературных типах, типических характерах и типических обстоятельствах. Художественная правда, различные представления о ней в истории эстетической мысли. Правда жизни и правда искусства.

Содержание и форма в литературном произведении, их взаимосвязь, возможность противоречия, условность их разграничения и противопоставления. Концепция тройной структуры художественного произведения. Структура художественного содержания. Структура и функции художественной формы. Система предметных, сюжетных, композиционных и речевых деталей в составе художественной формы. Понятие хронотопа в художественном произведении. Соотношение формы и стиля в художественном произведении. Стиль произведения как художественно –целостное свойство формы. Содержательность, системность и целостность формы как критерии стиля литературного произведения.

Художественная речь, дискуссия о её специфике в литературоведении. Источники, виды и типы художественной речи. Роль автора и речь персонажа. Стихотворная и прозаическая формы речи.

1.4. Родовое и жанровое деление художественной литературы

Эпический, лирический и драматический роды литературы. Соотношение литературных родов и жанров. Историческая изменчивость системы жанров. Своеобразие и взаимопроникновение эпического, лирического и драматического способов изображения жизни.

Жанр как устойчивая содержательно – формальная целостность. Конкретно – историческое и типологически - устойчивое в жанрообразовании.

Поэзия как адекватный способ существования лирического рода литературы. Стих и проза. Единство лирического содержания и стиховой формы. Деталь, сюжет, персонаж в лирическом стихотворении. Лирический герой. Современные дискуссии о специфике и путях анализа лирической поэзии.

1.5. Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс

Талант писателя и его слагаемые. Индивидуально – неповторимое и общественно – представительное в творчестве писателя. Мировоззрение писателя, специфика его творческого проявления. Влияние общественной жизни и общественного сознания на мировоззрение писателя.

Зависимость литературы от общественного сознания и общественной психологии. Относительная самостоятельность развития литературы. Преемственность в художественном содержании и форме как объективный закон развития литературы.

Литературный процесс как совокупность созданных в определенную эпоху произведений (включая выдающиеся и эпигонские), их публикаций и обсуждений, творческих программ, актов литературной борьбы. Функционирование ранее созданных произведений как грань литературного процесса.

Специфика литературного процесса в ХХ столетии. Художественная литература и идеология. Формы идеологического вторжения в литературу советской эпохи. Вечное и современное, общечеловеческое и социально – классовое в литературе.

Понятия художественного стиля в научных определениях. Стиль писателя как фактор творческой индивидуальности. Стилеобразующие факторы в художественном творчестве. Стиль как целостность и устойчивость художественной формы в творчестве писателя. Критерии стиля. Соотношение стиля, индивидуальной творческой манеры и художественного метода. Стилевое течение.

Понятие художественного метода в литературной науке. Тип творчества. Художественный метод в индивидуальном и коллективном значении. Различные точки зрения на художественный метод в современном литературоведении. Творческий метод и мировоззрение писателя.

Литературное направление как конкретно – историческое бытие художественного метода, как творчество ряда писателей – современников, объединенных осознанной общностью идейно- эстетических принципов. Возникновение литературных направлений. Обоснование В.Г. Белинским «натуральной школы» как литературного направления. Литературные направления в отечественной поэзии и прозе ХХ века.

Поэма А.Блока «Двенадцать».

Центральные образы поэмы: России, народа, истории. Структурно-политическое своеобразие поэмы.

Публицистика периода эволюции и гражданской войны.

Различное видение революции Блоком ( "Интеллигенция и революция"), Горьким ("Несвоевременные мысли"), Буниным ("Окаянные дни").

Изображение революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. Многообразие решений темы гуманизма: ортодоксальная классовость "Разгрома" Фадеева, гротескная "пограничность" гуманистической концепции "Конармии" Бабеля, трагическое звучание "России, кровью умытой" А.Веселого, общечеловеческий характер гуманизма Булгакова в "Белой гвар­дии".

Послеоктябрьский Есенин как феномен поэтического разлада с действи­тельностью.

Основные конфликты поэта с послереволюционной действительностью, их трагическая безысходность и тупики, попытки решений и выходов.

Художественный анализ действительности в сатире 1920-х г.г.

(М.Булгаков. М.Зощенко, Н.Эрдман, Ю.Олеша).

Основные проблемы сатирического исследования жизни. Палитра сати­рических оценок и жанров: фантастическая абсурдность мира у Булгакова, ко­мизм и его объекты в

произведениях М.Зощенко, трагическая мистерия Н.Эрдмана, политическая заостренность героев Ю.Олеши.

Жанровый синтетизм романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Про­блематика и образы романа.

Сатирическое изображение Москвы 30-х г.г. Трагедия Мастера. Роль ми­фологических глав в романе. Образы Иешуа и Понтия Пилата. Сплав жанровых элементов.

Жанр антиутопии в русской литературе 20-х г.г.

Государство и личность в романе В.Замятина "Мы" Художественное своеобразие романа.

Крах утопии социализма в романе А.Платонова "Чевенгур".

Творчество Маяковского после Октября в современных оценках.

Трагическая эволюция таланта поэта после революции, противоречия и коллизии творчества, ощущение трагической вины и трагический пафос произ­ведений Маяковского.

Фантастический реализм А.Платонова.

"Котлован" как эпическое осознание и оценка русской действительности второй половины 20-х г.г.

Социальное и философское в романе. Особенности поэтики Платонова: смещенность реалий, близость к принципам "наивного" искусства, "пародийность" языка.

"Тихий Дон" Шолохова как роман о трагедии революции.

Трагедия человеческой цельности Григория Мелехова как

народного ге­роя и его путь в трагически разорванном времени.

Послеоктябрьская эпика М.Горького.

"Жизнь Клима Самгина", "Дело Артамоновых" как художественная пано­рама России. Основные проблемы. Система образов.

Советская поэзия периода Великой Отечественной войны.

Своеобразие творчества К.Симонова, О.Берггольц, Н.Тихонова. Проблема автора и героя в поэмах "Василий Теркин" А.Твардовского, "Сын" П.Антокольского, "Зоя" М.Алигер. Обобщенно-романтическая тенденция в по­слевоенной литературе. Лирическая проза К.Паустовского, О.Берггольц.

Эпическая концепция действительности в романе "Русский лес"Л.Леонова.

Проблематика, характеры, художественные особенности произведения.

"Матренин двор" - исток "деревенской" прозы.

Героиня - воплощение этического идеала Солженицына.

"Деревенская" проза: концепция героя и национальный идеал.

Лирико-психологическое и социально-аналитическое направления "дере­венской" прозы. Индивидуальное своеобразие прозы В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова. Проблемы и характеры в их произведениях. Проза В.Шукшина. Характерные герои и типы коллизий. Трагикомический стиль повество­вания. Особенности трагической типизации.

Лиризация эпоса в творчестве А.Твардовского.

Тема памяти в поэмах "За далью даль", "По праву памяти". Своеобразие художественной системы Твардовского.

Поэзия "шестидесятников".

Гражданский пафос "эстрадной" поэзии Е.Евтушенко, А.Вознесенского. Нравственно-философские искания "тихой" лирики в творчестве Н.Рубцова, В.Соколова. Авторская песня в творчестве Окуджавы, Галича, Высоцкого.

Проза В.Астафьева.

Решение проблемы "Человек и природа" Астафьевым в произведении "Царь-рыба". Напряженность социально-психологических коллизий ("Печаль­ный детектив"). Жанровая специфика текстов Астафьева.

Многообразие художественных решений темы Великой Отечественной войны в прозе 50-80-х г.г.

Различия в развитии военной темы в творчестве В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, В.Кондратьева. "Жизнь и судьба" В.Гроссмана. Трагическая судьба романа. Проблема свободы как неотъемлемого ус­ловия человеческого существования и ее многоаспектное художественное ис­следование в романе. Героическое и трагическое в произведении.

Своеобразие прозы Ю.Трифонова.

Герои, конфликты, позиция автора. Внутренняя противоречивость героев Трифонова.

Борис Пастернак как творческая индивидуальность.

Роман "Доктор Живаго". Личность и революция в романе. Человек в ка­таклизмах истории. Проблемное богатство и эстетическое своеобразие романа.

"Лагерная" проза.

Острота нравственных коллизий в прозе о ГУЛАГЕ. "Колымские расска­зы" Шаламова. Трагедийность, точность психологического рисунка. Значение Солженицына в поединке с тоталитаризмом. Движение от "Одного дня Ивана Денисовича" к "Архипелагу Гулаг". Своеобразие произведений Жигулина ("Черные камни"), Владимова ("Верный Руслан"), Домбровского ("Факультет ненужных вещей").

Анна Ахматова "Реквием".

Проблематика и поэтика поэмы "Реквием". Сплав лирических и эпических принципов: исповедальность, эпический образ страшных лет. Библейская тор­жественность, трагедийность сцен, точность реалистических деталей. Поэтика народного причитания. Конкретно-историческое и общечеловеческое в образе матери.

Литература 1985-1995 г.г. Современный литературный процесс.

Ироническая, игровая проза В.Пьецуха, С.Довлатова, В.Аксенова. Произ­ведения В.Ерофеева, Ю.Алешковского. Попытка развенчать мифологическое сознание. "Женская проза" и место Л.Петрушевской, Т.Толстой.

Практический блок

Наши рекомендации