Лекция 1. Культурология как наука

План:

1. Определение, этапы становления, предмет, задачи, цель культурологии.

2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.

3. Методы культурологических исследований.

  1. Определение, этапы становления, предмет, задачи, цель культурологии

На протяжении всей истории человечества философская мысль обращалась к проблеме фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека – миром, природой – и тем, что создано самим человеком, как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Напряженные дискуссии о роли и месте культуры в жизни человека и общества – одна из примет современности. Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии фотографии на ментальность человека, об эзотерической символике Пушкина или о бахтинском толковании Шекспира, о постмодернизме или о соотношении мифа и жизни, мы пытаемся пробиться к современному пониманию культуры, к осмыслению ее судеб.

Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений. Но вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен воспринимается конкретным человеком как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным, субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек стремится понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества.

Культурология – это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры. Впервые термин «культурология» (от лат. cultura – «возделывание, взращивание» и греч. logos – «слово, образ, учение») для обозначения новой науки о культуре был введен американским исследователем Л.А. Уайтом (1900–1975) в книге «Наука о культуре» (1949).

Этапы становления культурологии:

  1. Донаучный этап (временные рамки: с античности до возникновения науки Нового времени).

Хотя термин «культурология» был введен в научный оборот в начале XIX в., осмысление и разработка отдельных аспектов культуры относятся к более раннему периоду. Первые попытки выявить сущность культурных феноменов и их влияние на социальный организм можно встретить у мыслителей античной Греции и Рима (Протагор, Гиппий, Критий, Диоген Синопский, Платон, Аристотель, Цицерон и др.). В средние века попытки осмысления феномена культуры тесно связаны с теологическими представлениями, где культурное развитие человека понималось как преодоление греховности и приближение к «Царству Божию». Учение Августина Блаженного стало наиболее полным выражением древней идеи о тесной связи общего состояния культуры с этическими ценностями человека, с его внутренним миром.

В XVII веке английский философ Т.Гоббс и немецкий правовед С.Пуфендорф предположили, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном (природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, т.к. оно творчески пассивно, а культурное состояние человека рассматривается как более высокая ступень развития человека, т.к. оно творчески продуктивно.

Таким образом, данный период содержит стихийные представления о культуре и цикличности культурно-исторического процесса.

  1. Научно-исторический этап (временные рамки: с XVII века до середины XIX века).

Новое осмысление феномена культуры происходит в Новое время и эпоху Просвещения. Европейские просветители были убеждены в неограниченных возможностях человеческого разума (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.) и тем самым отвергли средневековую идею о божественности законов, управляющих развитием культуры. Другой важной характерной чертой Просвещения выступала вера в неизбежность поступательного развития человеческого общества. Именно в это время начал складываться комплекс собственно культурологических проблем. К ним можно отнести следующие:

1) противопоставление природного и неприродного (искусственного и естественного (Т. Гоббс, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо));

2) вопросы, связанные с проблемами исторического процесса, в ходе которого осуществляются необратимые общественные преобразования (Вольтер, А. де Кондорсе).

В это время формируется идея европоцентризма и наряду с «линейными» представлениями развития общества выдвигается идея исторического круговорота (Дж. Вико).

Продолжением теоретических взглядов на осмысление культурно-исторического процесса явилась теория немецкого просветителя И.Г. Гердера (1744–1803), ставшая, по

существу, первой культурологической концепцией. Согласно его учению, именно культура отличает людей от животных. Это то начало, благодаря которому формируется человеческое общество. История культуры – это история различных, уникальных культурных образований. За каждым взлетом культуры следует ее упадок, поскольку и культура, и люди историчны, меняются во времени и никогда не остаются неизменными.

На формирование культурологии как науки существенное влияние оказало становление этнографии (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган и др.). Так, американский этнограф Л. Морган (1818–1883) высказывал мысль о едином пути развития человечества и взаимосвязи культур. На историческую связь культур обращал внимание английский этнограф, один из основоположников эволюционизма Э. Тайлор (1832–1917). Он прослеживал историю культуры как единый процесс, в котором сама культура выступает своеобразным критерием общественного прогресса.

Таким образом, данный этап становления культурологии характеризуется стремлением понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей.

  1. Научно-философский этап (временные рамки: с середины XIX века до настоящего времени).

Американский теоретик культуры и антрополог Л.А. Уайт (1900–1975) сосредоточил свое внимание на изучении природы культурного феномена. Он считал, что должна существовать специальная наука – культурология, изучающая культуру как специфическое социальное явление. Объектом этой науки должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология.

Существенный вклад в становление культурологии внесли социологические взгляды таких мыслителей, как Э. Дюркгейм, А. Вебер, М. Вебер, О. Конт и др. (Так, французский социолог О. Конт (1798–1857) считал, что главным аспектом культурного творчества является процесс становления человеческого разума). Человечество существует потому, что существуют традиции, т.е. преемственность поколений. Язык же – это место хранения имущества разума. Получая язык, мы получаем культуру, созданную нашими предками. Важный вклад в постановку и решение культурологических проблем внесли представители романтизма. Немецкий философ, языковед и эстетик В. фон Гумбольдт (1767–1835) явился, по существу, основоположником философии языка, утверждая, что творческая природа языка есть форма выражения национального духа. В XIX в. немецкий философ А.Г. Мюллер вводит специальный термин «культурфилософия» для обозначения соответствующего раздела философии, изучающего культуру. Культурфилософия сосредоточила внимание на изучении исторических типов культуры. Наиболее влиятельными концепциям в этой области являются теории Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского и др. Развиваясь в лоне философии, культурология должна была определить свой предмет исследования и отмежеваться от ряда наук, изучающих культуру (философия и семиотика культуры, эстетика, этнография, искусствознание и др.).

Таким образом, на данном этапе становления культурологии исследуются основания и причины развития культуры, происходит философское осмысление культурного развития человечества путем анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Происходит проникновение в сущность культуры с помощью мышления.

В конечном итоге, контуры этой науки определились, хотя до сих пор она находится в стадии своего становления и уточнения своего предмета. В общих чертах под культурологией понимают науку о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание.

Предметом культурологии является содержание общественной жизни:

1. различные культуросодержащие процессы и явления, связанные с отношениями в обществе;

2. сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;

3. специфика локальных и региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;

4. особенности современных цивилизаций, основные тенденции их развития.

Основные задачи культурологии:

• глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

• изучение генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

• определение места и роли человека в культурных процессах;

• разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

• взаимодействие с другими науками, изучающими культуру (философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология);

• исследование развития отдельных культур.

  1. Структура и состав современного культурологического знания

В соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два вида – фундаментальная (теоретическая) культурология и прикладная культурология.

Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе.

Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм – к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры также носят прикладной характер.

Фундаментальная культурология включает в себя несколько основных направлений:

1. Социология культуры – делает анализ форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;

2. Философия и теория культуры – исследует культуру как явление и законы ее развития;

3. История культурологических учений – изучает возникновение и эволюцию культурологического знания;

4. Морфология культуры – изучает типичные формы культуры, характеризующие ее внутреннее «строение» как целостность;

5. Культурная антропология – изучает представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры;

6. История культуры – изучает генезис культуры, этнических и национальных культур, вклад конкретных народов в мировую культуру: достижения в области архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, музыки, философии, науки, религии.

Прикладная культурология включает в себя изучение представлений о культурной политике, функциях культурных институтов.

Таким образом, структура культурологии достаточно сложна и ещё окончательно не сформировалась.

  1. Методы культурологических исследований

Методы культурологии – это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в определенной степени, конструирующих предмет культурологического изучения. Поскольку культурология – интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда дисциплинарных областей, анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, группирующихся вокруг некоего смыслового центра «культура и ее аспекты», что позволяет переосмыслять многие представления и понятия, существующие в рамках каждой из составляющих дисциплин.

В процессе культурологического анализа конкретные методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурологического плана; нередко они применяются не в качестве формальных операций, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Все это дает основание говорить об определенной трансформации дисциплинарных методов, об их особой интеграции в рамках исследований культуры, что в итоге стимулирует развитие культурологического познания в целом.

Основные методы анализа культуры:

  1. Генетический,
  2. Компаративный,
  3. Системный,
  4. Структурно-функциональный,
  5. Социологический,
  6. Деятельностный,
  7. Аксиологический (ценностный),
  8. Семиотический,
  9. Герменевтический,
  10. Биосферный,
  11. Просветительский (гуманитарный),
  12. Сравнительно-исторический,
  13. Морфологический,
  14. Цивилизационно-типологический.

Вопросы для самопроверки:

1. Выделите основные идеи в учении о культуре на разных этапах становления культурологии как науки.

2. Почему исследования Л. Уайта можно рассматривать как принципиально новый этап в становлении культурологического знания?

3. Что нового вносит в культурологию философский анализ понимания культуры?

  1. Обозначьте круг проблем, которыми занимается культурология.

5. Назовите основные методы и подходы культурологии к изучению феномена культуры.

Рекомендуемая литература:

1. Антология исследований культуры: В 2 т.– СПб,1997. Т.1.

2. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2007

3. Васильев В.М. Культурология: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2007

4. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2007

5. Казанцева С.А. Культурология: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2005

6. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Учебн. пособие в 3-х частях. СПб., 2001.

7. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2003

8. Костина А.В. Культурология: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

9. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005

10. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2008

11. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. – СПб, 1998

12. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. – СПб.: Питер, 2007

13. Романов Ю.И. Культурология. – СПб.: Питер, 2007.

14. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005

15. Уайт Л.А. Наука о культуре // Антология исследований культуры. СПб., 1997.

Формы и виды работы: беседа со студентами, эвристический метод, «мозговой штурм», диалог с аудиторией, самостоятельная работа.

Наши рекомендации