I. культура и искусство древневосточных цивилизаций

О.В. Данилова

Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям

По дисциплине

«Мировая и национальная культура»

г.Уфа

2014 год

Данное учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по дисциплине «Мировая национальная культура» предназначено для студентов всех форм обучения ФГБОУ ВПО УГНТУ.

Цель учебно-методического пособия– познакомить студентов негуманитарного вуза с фундаментальными достижениями мировой культуры, неотъемлемой частью которой является отечественная культура, раскрыть единство и многообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений.

Составитель Данилова О.В., доцент, канд. пед. наук

Рецензент Классен Э.Г., проф., д-р филос. наук

Сарварова Э.Н. канн. ист. наук

Сафонова О.В., ст. преподаватель, канд. филос. наук

Ó Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1 Семинар ………………………………………………………………………..…4

I. Художественная культура и искусство.

II. Первобытная культура.

2 Семинар……………………………………………………………………………8

I. Культура и искусство древневосточных цивилизаций.

3 Семинар…………………………………………………………………………...12

I. Культурное наследие античности.

4 Семинар…………………………………………………………………….……..16

I. Культура Западной Европы в средние века.

5 Семинар...………………………………………………………….…….………..19

I. Культура Арабского Востока.

6 Семинар...…………………………………….…………………………………...22

I. Культура Киевской и Московской Руси.

7 Семинар...…..……….……………………………………..……………………...27

I. Культура западно-европейского Возрождения. Реформация и её

культурно-историческое значение (XIV-XVI вв.)

8 Семинар...………….……………………………….……...……………………...31

I. Западно-европейская культура Нового времени.

9 Семинар...……….………………………………………………………………...35

I. «Золотой» век российской культуры.

II. «Серебряный» век российской культуры.

10 Семинар...………………..……………………….……………………………...39

I. Европейская культура XX века.

11 Семинар...……….……..………………………………………………………...42

I. Культура советской России.

Список выдающихся памятников европейской культуры……………….……...46Список выдающихся памятников отечественной культуры………………..…...47Рекомендации студенту по выполнению контрольной работы……………….…48Тематика рефератов и контрольных работ……………………….……….……...52

Зачётные вопросы по дисциплине………………………………………………...54

СЕМИНАР №1

I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

1. Проблема определения художественной культуры и искусства.

2. Сущность и функции искусства.

II. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

1. Историческая типология культуры. Первые представления о первобытной

культуре и этапы её развития, синкретизм.

2. Основополагающие институты культуры.

а) миф как форма культуры;

б) магия как форма смысловых взаимоотношений в мифологическом

пространстве;

в) древние формы религии;

г) искусство, философия и наука.

Доклады:

1. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура.

2. Шаманизм как форма религии.

3. Культура погребений.

Методические указания

При подготовке к данному семинарскому занятию необходимо выделить и подробно изучить следующие понятия и вопросы: основные определения культуры; субъекты художественной культуры и её структура; виды, жанры и классификация искусства; культура как система ценностей, как способ жизни и как творческая деятельность; культура как историческое явление; материальная и духовная культура; функции культуры. Ответ на эти вопросы можно найти в следующей литературе: [3, с.179-196; 8, c. 8-21; 2, c. 6-20] и др.

Самая длительная в истории человечества эпоха – первобытнообщинный строй, время, когда основной формой социологической организации общества была община. При подготовке к данному вопросу необходимо выделить основные этапы первобытной эпохи и определить основную роль каменного века, который в свою очередь подразделялся на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новокаменный (неолит); бронзового и железного века. Необходимо отметить общие черты, свойственные всем первобытным культурам, выяснить различия доисторического периода и первобытной культуры. Для понимания дальнейшего направления развития культуры необходимо раскрыть суть неолитической революции и отметить ее роль в возникновении цивилизации, раскрыть основные теории возникновения языка в первобытном обществе и постараться обосновать свою точку зрения на проблему. Отразить в своем выступлении связь звукового языка с письменностью, виды и роль предписьменности в его становлении. Материал об этапах развития культуры человечества в первобытную эпоху можно найти в следующей литературе: [3, с.196-210; 11, с. 141-153; 1, с.24-40; 4].

К первоэлементам культуры ученые относят и ранние верования человека, необходимо раскрыть содержание дискуссии о времени возникновения первых религиозных представлений. Ранними формами религий ученые считают магию, фетишизм, тотемизм и анимизм. Выясните, как выражается мышление и мироощущение первобытного человека. Синкретический характер первобытной культуры, неразделённость представлений о личности, коллективе и природе. Версии по мифологическому мировоззрению, роли мифов, магии, фетишизма, тотемизма и анимизма в первобытную эпоху можно найти, обратившись к учебникам по культурологии [2,5,8] и др.

Основные версии того, как возникла духовная культура человечества, излагаются в учебниках [1, 2, 5, 10] и др.

При раскрытии темы, связанной с искусством первобытной культуры, необходимо обозначить различия этапов ориньяка, солютре и мадлен по характерным элементам проявления культурной деятельности, а также назвать наиболее яркие примеры наскальной живописи, мелкой пластики, изменения техники изготовления орудий труда в периоды расцвета и разложения первобытного общества. См. следующую литературу: [3, с.197-202; 11, с. 141-153; 1, с.34-40; 9, с.37-42] и др.

Глоссарий

Антропогенез –процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Антропоморфизм богов – уподобление человеку, наделение человеческими качествами предметов и явлений природы, небесных тел, мифических существ.

Архетипы культурные – базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни.

Архаический – древний.

Архантроп – древнейший человек.

Зооморфизм – уподобление животному и растительному миру.

Игра– вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение.

Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Культурогенез –процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Керамика – изделия из обожженной глины с минеральными добавками.

Космогонические мифы – мифы о происхождении Вселенной.

Мегалитические сооружения – (мегалиты) первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб (менгир, дольмен, кромлех).

Мировая культура – совокупность лучших достижений всех отраслей и типов культуры, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.

Национальная культура – синтез культур различных слоев исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории, социально-экономической деятельности и менталитета.

Мезолит –средний каменный век.

Неолит – новый каменный век.

Палеолит – древний каменный век.

Петроглифы – наскальные изображения.

Первобытная культура – совокупность культур народов, живших в каменном веке.

Список литературы

1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.

2. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

4. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.

5. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2007. – 304 с.

6. Малюга Ю.А. Культурология: учеб. пособие. – 2-е изд. доп. и испр.– М.: ИНФРА-М, 2004. – 333 с.

7. Пигалев А.И. Культурология: учеб. пособие. – Волгоград: Либрис, 2002. – 420 с.

8. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 304 с.

9. Силичев Д.А. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов. – М.: ПРИОР-А, 2012. – 351 с.

10. Тайлор Э. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с.

11. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.

Вопросы для самопроверки

1. Каково происхождение слова «культура», что оно выражает? Чем можно объяснить столь большое многообразие определений культуры и научных подходов к ней?

2. Когда впервые культура стала объектом научного исследования?

3. Что входит в понятие «духовная культура общества»? Как связаны между собой материальная и духовная культура?

4. Каков смысл выражения «культуры в культуре»?

5. Кто такой Человек Духовный и какими чертами он обладает?

6. Что такое искусство? Под влиянием каких причин оно возникает?

7. Чем отличается искусство от других отраслей культуры? Каковы его функции? Какие виды искусства вы знаете? Какие направления искусства существуют? В чем смысл искусства?

8. В чем суть неолитической революции?

9. В чем причина единства первобытного человека с природой?

10. Какова связь между разумностью и культурностью?

11. На каком этапе развития человечества возникает мистика? Как соотносятся мистика и магия?

12. Как связано возникновение мистики с преодолением страха смерти у первобытного человека?

13. Как тотемизм, анимизм, фетишизм связаны с мистическим отношением к действительности?

14. Каковы культурные и социальные причины возникновение мифологии?

15. Какое значение в мифологии имеют жертвоприношения?

СЕМИНАР №2

I. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. Признаки высокой культуры и цивилизации.

2. Общие черты культуры Древнего Востока.

3. Культура Древней Месопотамии.

4. Культура и искусство Древнего Египта.

5. Культура Древней Индии.

6. Культура Древнего Китая.

7. Мировое значение древневосточной культуры.

Доклады:

1. Пирамиды – шедевры египетской культовой архитектуры.

2. Висячие сады Семирамиды.

3. Культовые памятники Индии.

4. Великая Китайская стена.

Методические указания

Древний Восток – родина великих культур. Древние восточные культуры – особый мир, магический космос, где человек лишь подчиненная часть. Этот мир отличается от первобытных восточных общин: в нем теперь обожествляются не только природные стихии, но и мощь деспотического государства. Боги являются строителями и покровителями государства, которое является как бы продолжением божественного порядка.

В мире древнего Востока человек начинает понимать и осознавать свою свободу, но это понимание рождается в несвободе. Здесь путь человека к свободе заключается не в поисках нового бытия, а в отказе от любого бытия. Свобода находится вне бытия. Свобода и бытие несовместимы.

Эти черты Древнего Востока во многом определены коллективным проживанием людей и географическими условиями. Условием выживания было деспотическое государство, которое получило свое оправдание в культуре. Но наиболее развитые восточные культуры давали не только оправдание, но и духовный протест против деспотизма, подавления.

Наши рекомендации