Эстетика, товар, качество

(Федоров М.В. и др. Научно-методические проблемы дизайна для решения социально-экономических задач.)

1. Эстетика, товар, качество

2. Эстетическая потребность, эстетическая ценность и оценка качества промышленной продукции

3. Эстетические принципы художественного конструирования

4. Эстетическая оценка: основные понятия и определения

[1]B последнее время изучение эстетических проблем перешагнуло академические рамки. Эстетическое перестало быть сферой абстрактно-фило­софских исследований, равно как и специфическим понятием, заимствованным из сферы высокого искусства. Эстетическое спустилось на землю, вошло в труд и быт людей. Вместе с этим возникла практическая необходимость изучения эстетического в повседневной жизни. Академическая эстетика оказалась неподготовленной к такому повороту событий. И если разделение областей эстетики и теории искусства уже признается как очевидный факт, то проблемам прикладной эстетики до сих пор не уделяется достаточного внимания.

Следует, наконец, договориться хотя бы о самой общей классификации сфер, в которых эстетические закономерности находят проявление. Традиционно проявления эстетического изучались в двух сферах: B природе и обществе. Красоте органической и неорганической природы, гармонии мироздания посвящались многие труды, начиная от античных мыслителей - Платона, Аристотеля, Пифагора, Витрувия - и заканчивая современными исследователями - философами, искусствоведами, архитекторами.

Проявления эстетического в сферах общественной жизни привлекали внимание многих исследователей. Кант, Гегель, Чернышевский давали различные трактовки эстетического, но всех их волновал вопрос о связи пользы и красоты, эстетических отношений человека к действительности, к различным сферам практической деятельности, о специфическом проявлении эстетического в искусстве, архитектуре и т.д.

 
  эстетика, товар, качество - student2.ru

Рисунок 1 – Эстетические свойства

B советском искусствоведении уже B 1920-е годы пристально изучаются проблемы производственной эстетики, анализируются пути проник­новения эстетического во все сферы жизни человека и его предметного окружения. Вся история развития эстетической мысли свидетельствует, таким образом, о многогранных аспектах рассмотрения эстетического, об его удивительных возможностях проникать всюду, где есть человек. Но подход к эстетическому, желание исследователей проникнуть в его сущность постоянно сталкиваются почти с непреодолимыми препятствиями: эстетическое, как человек-невидимка, хотя и присутствует везде, но в то же время поймать и пристально рассмотреть его не удается, несмотря на самые тщательные попытки. Эстетическое остается физически неуловимым: B вещах нельзя обнаружить эстетическое ни с помощью микроскопов, ни путём физических измерений.

Неудивительно поэтому, что споры о том, что такое прекрасное, продолжаются до сих пор.

Последнее время все большее внимание уделяется эстетическим качествам промышленных изделий, проникновению эстетического в сферы труда и быта, эстетике труда, эстетике поведения.

Процесс расширения сферы эстетического, так же, как и сферы исследований эстетических проблем, вполне закономерен. Вряд ли можно воспре­пятствовать этому процессу заявлениями о том, что «эстетика стала размножаться как одноклеточный организм», что термины - эстетика труда, эстетика торговли, техническая эстетика - неправильны и неправомочны. Может быть, некоторые термины действительно неудачны. Но суть не в терминах. Высокая эстетическая наука сегодня уже не может отгораживаться от сфер практического приложения и проявления в жизни эстетических явлений, понятий, категорий. Сегодня эстетика, оставаясь целостной наукой, имеющей свой предмет и изучающей специфические закономерности эстетического, вместе с тем развивает свои прикладные области.

Выделяя проявление эстетического в сфере производства, следует, в свою очередь, расчленить производство на составляющие. Такими составля­ющими являются, во-первых, люди, осуществляющие труд, орудия труда и материалы, на которые человек воздействует в процессе труда. Таким об­разом, сюда входят труд и условия труда, рабочее окружение человека и, прежде всего, производственные здания с созданным в них микроклиматом (свет, шум, температура, влажность). Эстетизация производственной среды, преобразование процессов труда и рабочего окружения человека на новых эстетических началах служат не только наглядным выражением достигнутого уровня культуры производства и научной организации труда, но и средством активного воздействия на человека, на процесс его труда.

B сфере потребления можно произвести аналогичное расчленение, выделяя при этом человека-потребителя с его взглядами, желаниями, вкусами, продукт потребления - здания, вещи и процесс потребления, т.е. процесс полезного использования изделий в личных и общественных интересах. Че­ловек-потребитель заинтересован иметь такие изделия и такое окружение, которые бы наилучшим образом его удовлетворяли материально и духовно. Эстетическое, проникая в быт человека, не только улучшает настроение, самочувствие, радует его, но и становится необходимой, неотъемлемой частью его существования, которая оказывает значительное влияние на его жизнь и поведение. Речь идет не только о таких понятиях как стиль, мода, красота, не только о проявлениях эмоционального в окружении человека, но и о категориях эстетического, взятых с отрицательным знаком, т.e. о «безобразном» B его различных модификациях. В таком смысле следует понимать тезис о постоянном и неотъемлемом присутствии эстетического во всем, с чем имеет дело человек, о положительном или отрицательном его воздействии на человека. Сказанное о разных проявлениях эстетического имеет отношение и к сфере торговли.

Известно, что распределение служит как бы промежуточным звеном между производством и потреблением. B результате распределения и обмена продукт труда выпадает из сферы производства и превращается в предмет потребления. При определенном способе производства его продукт превращается в товар со всеми его специфическими особенностями; производство, создающее то­вар, становится товарным. Особое место торговли в данных условиях предопределяет и своеобразие проявлений эстетического в этой сфере.

Торговля, одна из специфических областей практической деятельности человека, также расчленяется на составные элементы, характерные для любых других областей человеческой деятельности: это люди, участвующие в торговом процессе (работники торговли и покупатели); товары, подлежащие продаже и покупке; среда, создающая необходимые условия для осуществления торгового процесса. Таким образом, общие закономерности проявления эстетического в трудовых процессах, эстетизация среды, окружающей человека, в равной мере могут быть отнесены и к сфере торговли. Организация рабочего места, архи­тектурное решение интерьера торгового предприятия, создание благоприятных условий для нормального налаживания торгового процесса - все эти проблемы включают и эстетический аспект.

Таким образом, изучение эстетических закономерностей в сфере торговли должно идти по следующим направлениям:

• анализ и изучение эстетизации торговой среды;

• изучение проявлений эстетического в труде, организации торгового процесса, взаимоотношениях людей, участвующих в этом процессе;

• исследование эстетических качеств промышленных изделий (их товарного вида, стилевых черт и т.д.).

Но что означает само понятие «высокое качество? На этот счет имеются различные точки зрения. Научно обоснованная методика комплексной оценки качества промышленных изделий различного назначения пока не разработана. Но главное - в другом. При оценке качества изделий до сих пор еще не учитывается ряд важнейших требований, связанных с запросами че­ловека-потребителя.

Действительно, промышленные изделия должны быть не только технически совершенными и экономичными, но и отвечать высоким требованиям советского человека. Станок, прибор, автомашина, мебельный гарнитур, одежда должны быть общественно полезны, удобны в пользовании, красивы. Оценка потребителя также играет существенную роль. Промышленные изделия должны отвечать следующим потребительским и техническим требованиям:

• быть удобными в пользовании, красивыми, современными;

• технически производительными, надежными и безотказными в эксплуатации;

• современными в конструктивно-техническом отношении - прочными, долговечными, технологичными в производстве, отвечать требованиям стандартизации и унификации;

• доступными потребителям по цене, экономичными в производстве и эксплуатации по затратам труда и материалов.

Но этих условий еще недостаточно, чтобы качество изделий получило высшую оценку. Изделие не существует изолированно от окружающей среды, других предметов быта, с ним взаимодействующих. Вся среда, весь предметный мир, окружающий человека в быту и на производстве, должны составлять единое гармоничное целое. Они должны наилучшим образом служить чело­веку, помогать ему в труде и отдыхе.

Промышленные изделия, выпущенные на различных предприятиях, заполняя интерьеры жилых, производственных и общественных зданий, должны выглядеть так, как будто они созданы по единому замыслу, сконструированы одним коллективом. Ни о каком удобстве эксплуатации изделий, а следовательно, и об их высоком качестве, не может идти и речи, если точно не определен ассортимент нужных человеку изделий, если их функции, габариты, формы не унифицированы, не согласованы друг с другом.

Яркий пример такого несоответствия - оборудование кухонь современных жилых домов. Выпускаемые на многих предприятиях страны газовые плиты, холодильники, посудомоечные раковины, шкафы не согласованы по размерам, форме, цвету. K тому же они не рассчитаны на размещение B типовых секциях зданий массовой застройки. B результате в кухнях новостроек нельзя правильно организовать рабочее место хозяйки, создать максимум бытовых удобств, не говоря уже о красоте кухонного интерьера.

Проектирование удобных и красивых промышленных изделий, максимально приспособленных для нужд человека, внедрение художественного начала в производственную и бытовую среду осуществляются методами художественного конструирования. Наука, изучающая проблемы художественного конструирования, получила название технической эстетики.

B крупнейших городах страны - Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Свердловске - B настоящее время успешно функционируют специальные художественно-конструкторские бюро, C участием которых создаются станки, приборы, бытовые изделия. Руководство работой СХКБ возложено на Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, важнейшей задачей которого является забота о внедрении методов художественного конструирования во все отрасли отечественной промышленности, B проектирование всех без исключения изделий промышленного производства. Художественное конструирование способствует резкому повышению качества промышленных изделий, созданию вещей, нужных потребителю, улучшает показатели торгового оборота.

Но как в любом новом деле, здесь имеются и многие трудности. Так, для того, чтобы создать нужные потребителю изделия, следует поставить вопрос о комплексном планировании производства товаров. Этот вопрос отнюдь не технический - это социальный вопрос первоочередной важности. Действительно, в зависимости от того, какие изделия мы производим, как они обслужи­вают человека-потребителя (качественно и количественно), зависят само поведение человека, организация его труда и быта, условия его жизни. «Производя необходимые им средства к жизни, -писал K. Маркс, - люди косвенным образом производят и самою свою материальную жизнь. Какова жизнедеятельность индивидуумов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят» [1. -C. 19].

Наша социологическая и политэкономическая наука уделяла достаточное внимание именно второму вопросу - способу производства материальных благ, т.e. вопросу, как производят индивидуумы. Но, к сожалению, далеко недостаточное внимание наши общественные науки уделяют первому вопросу, подчеркнутому K. Марксом,: каким образом созданная человеком материальная среда, изменения материальных условий быта и производства оказывают влияние на преобразование условий жизни, воспитывают и формируют характер, вкусы и взгляды людей.

B зависимости от того, какие изделия мы производим, какие здания строим и как их оборудуем, замедляются, или ускоряются темпы преобра­зования жизни советских людей. Мы не должны оставаться равнодушными к таким вопросам как освобождение женщины от мелкого домашнего хозяйства, строительство детских садов, яслей, бюро бытовых услуг C полным комплексом необходимого современного промышленного оборудования. Нас должен волновать вопрос о создании на каждом производстве, торговом предприятии условий для повышения технической грамотности работников, росте их квалификации, овладении знанием современных наук. Ведь без этого невозможно осуществлять комплексную механизацию и автоматизацию производства, устранять различия между умственным и физическим трудом.

Все эти вопросы не могут быть решены без участия в проектировании промышленных изделий таких специалистов как социолог, эргономист (инженерный психолог), врач и, наконец, художник-конструктор, который в процессе проектирования должен как бы аккумулировать в себе, воплощая в изделии, весь сложный комплекс требований, связывающих человека с вещью, с окружающей материальной средой. Необходимо поставить дело так, чтобы процесс проектирования промышленных изделий перестал быть проектированием отдельных изделий. В будущем, по-видимо­му, потребуется централизация процесса проектирования, обеспечивающая создание целостных комплексов изделий. Большая роль при этом отводится науке, которая должна разработать реальные поэтапные прогнозы развития материальной среды. Значительное место при этом должно быть уделено проблемам архитектуры (научное прогнозирование строительства социально необходимых видов и типов зданий) и дизайну, т.e. области промышленного проектирования изделий и их комплексов.

Изучая, кем и как будет употребляться изделие (индивидуально или коллективно, ежедневно или периодически и т.д.), художник-конструктор совместно с другими специалистами определяет признаки типологической классификации промышленных изделий. Чтобы спроектировать автомобиль, надо предварительно установить, предназначен ли он для индивидуального потребления, общественного проката или, скажем, для учебных или спортивных целей. B каждом из названных случаев создаются различные модели автомашин.

То же самое следует сказать и о бытовых вещах. Выпускаемые типы холодильников, телевизоров должны различаться не только конструктивно, но и по эксплуатационным признакам (малогабаритные, стационарные, переносные). B каждом случае художник-конструктор должен знать, на какого потребителя рассчитано проектируемое изделие, как оно будет видоизменяться в будущем. При определении оптимального ассортимента анализируется вся номенклатура данного вида изделий, из которой отбирается необходимое число основных видов. Наличие оптимального ассортимента избавит промышленность от производства ненужных потребителю изделий.

Классификация промышленных изделий по таким типологическим признакам определяет их общественную роль и назначение. Однако всякое потребление предмета в практических целях есть одновременно и его психофизиологическое потребление человеком. Поэтому, наряду с задачами типологическими, художественное конструирование преследует и вторую цель - создание вещи, удобной для повседневного использования.

B отношении станков и машин основные требования к организации рабочего места, удобству управления выступают как требования эргономические. B организации бытовой среды, в проектировании оборудования квартир, одежды, обуви первостепенную роль играет учет психофизиологических и гигиенических условий. Бытовое окружение не отвечает потребностям человека, если изделия не соответствуют данным антропометрии, характеру движений человека, особенностям его восприятия. При проектировании изделий должно учитываться воздействие предметной среды на организм человека, т.e. на работу его органов чувств и психику.

Создание товарного продукта в соответствии с нуждами общества обуславливает его зримые социальные черты, которые находят отражение в ассортименте, типологических особенностях и качестве выпускаемой продукции. Общественные отношения людей проявляются в отношениях вещей, и это неизбежно накладывает социальный отпечаток на весь общественный продукт, на всю создаваемую обществом предметную среду.

На формировании предметной среды и на развитии художественного конструирования за рубежом сказываются основные противоречия капитализма в сфере производства и потребления - недогрузка производственных мощностей и быстрый моральный износ промышленных изделий, обусловленный неустойчивой конъюнктурой рынка. B этих условиях даже при значительных достижениях в разработке конкретных видов промышленных изделий возникают стилизаторство, оформительство, являющиеся на Западе распространенным орудием конкурентной борьбы. Искусственная стимуляция спроса на вещи - вот, в конечном итоге, смысл оформительства.

Цель художественного конструирования в условиях социалистического общества состоит в помощи активному преобразованию окружающей человека предметной среды, эстетизации материальной сферы труда и быта.

Каждое отдельное качество или свойство изделия может быть оценено «своей» системой показателей, предопределяемых природой его воздействия: физической (прочность, тяжесть,, химической (горючесть, кислотоупорность), функционально-технической (надежность, мощность), конструктивной (сборность, индустриальность), социально-утилитарной (удобство, польза), физиологической (сладкий, ядовитый), психологической (раздражающий, радостный), эстетической (красивый, художественно-образный) и т.д.

Качества предметов могут быть так же разнообразны, как различны взаимоотношения предмета с внешним миром и человеком. Так, «большим» предметом обычно считают такой, который своими размерами превышает родственные ему объекты. Но «большой» дом в селе оказывается маленьким домиком в городе. Твердый камень становится слабой породой при воздействии алмазного бура. Вещь перестает быть удобной, когда ей на смену приходит новый, более совершенный образец. Модный костюм остается модным лишь до тех пор, пока не изменится мода. Словом, качества и свойства изделий проявляются и изменяются вместе с изменением условий взаимодействия данного предмета с другими предметами. B каждой новой ситуации проявляются новые качества в виде реакции данного предмета на эту ситуацию.

«Как бы не был мал какой-нибудь дом, но пока окружающие его дома точно также малы, он удовлетворяет всем предъявляемым к жилищу об­щественным требованиям. Но если рядом с маленьким домиком вырастает дворец, то домик съеживается до размеров жалкой хижины. Теперь малые размеры домика свидетельствуют о том, что его обладатель совершенно нетребователен или весьма скромен B своих требованиях; и как бы ни увеличивались размеры домика с прогрессом цивилизации, но если соседний дворец увеличивается в одинаковой или еще в большей степени, обитатель сравнительно маленького домика будет чувствовать себя в своих четырех стенах все более неуютно, все более неудовлетворенно, все более приниженно. Наши потребности и наслаждения порождаются обществом; поэтому мы прилагаем к ним общественную мерку, а не измеряем их предметами, служащими для их удовлетворения. Так как наши потребности и наслаждения носят об­щественный характер, они относительны» [2. — C.446].

Качества и свойства изделий, потребляемых человеком, есть, таким образом, величина переменная. Более того, каждое отдельное качество или свойство не может быть оценено как целесообразное, если оно берется изолированно от других качеств предмета. Очень большая прочность, например, костюма может оказаться практически бесполезной, если костюм выйдет из моды. Самым экономичным считается такое изделие, на производство которого затрачено минимум труда, средств, материала. Если довести этот принцип до абсолюта, то получится, что самыми высокими экономическими показателями обладают изделия, на создание которых вообще не затрачивается труда, т. е. несуществующие товары. Нельзя создать абсолютно удобных вещей. И не только потому, что условия их эксплуатации не постоянны, но и потому, что «самой удобной» оказывается вещь не данного, a совершенно нового типа. Можно сказать, например, что лучшая карета - это автомобиль. Но и самый скоростной автомобиль - менее совершенное средство передвижения на большие расстояния, чем, скажем, самолет, и т.д.

Отсюда следует, что если мы попытаемся произвести предмет, который был бы абсолютно удобным, прочным, экономичным, красивым, то убедимся, что такой идеальный предмет является чистой абстракцией. Все качества и свойства изделий, обслуживающих человека, должны выступать в органичном единстве. Они должны преломляться через сущность, назначение предмета. Лишь в этом случае они приобретают реальное звучание, перестают быть качествами вообще и становятся качествами данного предмета, обслу­живающего человека. Стало быть, все качества изделий, обслуживающих общество, выступают в преломлении к данному обществу, данному человеку, среде, приобретая свое действительное «лицо» как общественно необходимые (или, наоборот, бесполезные) качества. C другой стороны, в зависимости от того, как и какие предметы, орудия труда, здания и сооружения производит общество и как их эксплуатирует, можно судить о самом обществе, о его предметном «лице», о формах его организации и существования. Вся история материальной культуры и техники, являющаяся «раскрытой книгой человеческих сущностных сил», служит наглядным подтверждением этого.

Итак, качество изделий, производимых и потребляемых обществом, - это лишь своеобразное выражение взаимодействия вещи и человека, общества и предметной среды, вне которого никакие потребительные качества человеческой вещи не могут существовать.

B связи с этим очень важно отметить, что целый ряд реально существующих качеств и свойств предметов не может быть выделен или измерен чисто физическими мерками. K таким свойствам и качествам относятся удобство, целесообразность, польза и даже такая экономическая категория как стоимость.

Характеризуя стоимость полезной вещи как предметное свойство этой вещи, K. Маркс одновременно пишет, что «в прямую противоположность чувственно грубой предметности товарных тел, в стоимость [Wertgegenstandlichkeit] не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним, что вам угодно, он как стоимость [Wertding] остается неуловимым. Но если мы припомним, что товары обладают стоимостью [Wertgegenstandlichkeit] лишь постольку, поскольку они суть выражения одного и того же общественного единства — человеческого труда, что их стоимость [Wertgegestandlichkeit] имеет поэтому чисто общественный характер, то для нас станет-само собой понятным, что и проявляться она лишь в общественном отношении одного к другому» [3. - C. 56].

Все, что здесь говорится о стоимости как особом свойстве созданных человеком изделий, в равной мере может быть отнесено и к таким качествам как удобство и красота. Ключ же к научному пониманию основных эстетических категорий и, прежде всего, категории «красоты», по нашему убеждению - следует искать именно на пути познания эстетических качеств предметов материальной культуры, где красота проявляется в неразрывном единстве с функциональным назначением и техническим совершенством предметов. К. Маркс выяснял сущность эстетического, анализируя творческую деятельность человека, изменяющего природу, создающего орудия труда и материальную среду для существования и вместе с тем изменяющего самого себя, человеческие чувства.

Именно эта диалектика отношений, взаимное качественное обогащение, возникающее во взаимоотношении предметов, наиболее трудно постигаются некоторыми нашими философами. Все те, кто пытаются найти секрет красоты в однозначном решении - субъективно-объективно, или в механической смеси этих понятий, осуществляемой путем введения категорий «восприятия», остаются, в лучшем случае, на позициях фейербаховского материализма, главный недостаток которого, как и всего предшествующего материализма, заключался в том, что «предмет, действительность, чувственность берутся только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной чувственной деятельности как таковой... Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность» [1 - C. 1, 2].

Представляется, что эти всем известные положения марксистской теории следует практически приложить к определению ряда категорий современной эстетической науки, до сих пор находящейся, к сожалению, на созерцательном уровне. Действительно, говоря о красоте вещей, мы должны иметь в виду не их природное или утилитарно-практическое значение, а запечатленное в них духовно-практическое освоение человеком предметного мира, оказывающее воздействие на духовный мир человека. Известны примеры, когда удобная, красивая вещь, отвечающая строгим эстетическим критериям данного времени, перестает быть ею, как только рядом с ней появляются новые, функционально улучшенные и технически усовершенствованные изделия - новые марки автомашин, бытовых изделий. Вещь стареет морально, хотя физически она не меняется и обслуживает общество, как и прежде. Вещь становится и неудобной, и некрасивой лишь потому, что новые изделия удовлетворяют общество в большей мере, чем прежние. Проявление эстетических качеств относительно. Оно порождается обществом (в процессе человечески-чувственной деятельности), носит общественный характер, и поэтому мы обязаны прилагать к красоте, равно как и к категориям «стоимости», «удобства», общественную мерку. Если дом, одежда, бытовая утварь, машина удобны в потреблении, технически совершенны, экономичны, если они при этом соответствуют общественным представлениям о достойном внешнем виде, то такие изделия, при сопоставлении с другими предметами, оцениваются как красивы,, ибо они на самом деле приобретают в своем отно­шении к другим вещам и к человеку характерные отличительные признаки, которые именуются красотой.

Но как понимать формулу К. Маркса о приложении к предмету соответствующей меры? По нашему мнению, ее можно понимать так. Во-первых, изделие должно хорошо функционировать, быть технически совершенным и требовать для своего создания наименьших затрат сил и средств. Во-вторых, оно должно получить такую форму, чтобы материально необходимое выступало в нем как должное, совершенное, а следовательно, и красивое. Чтобы быть прекрасным, продукт произ­водства должен вполне удовлетворять человека как материально, так и духовно.

При этом эстетическое проявляется не только в форме предмета, но и в функциональной целе­сообразности, техническом совершенстве данного изделия. Подлинная красота предмета рождается лишь при соответствии исторически развивающемуся пониманию красоты. Нет, и не может быть неподвижного понятия красоты. Понимание красоты всегда связано с исторически конкретной эстетической меркой.

Эстетическая характеристика изделия должна рассматриваться как со стороны содержания, так и со стороны формы. Если форма не соответствует содержанию, то тогда возможны два случая: либо хорошее добротное изделие имеет некрасивый вид, либо, наоборот, плохое изделие приобретает выразительный внешний облик, который на поверку оказывается чисто формальным украшением. B первом случае, перед нами изделие, не прошедшее художественно-конструкторской отработки. Во втором - пример стайлинга, эстети­ческого оформления. Лишь при соответствии гармонизованной структуры назначению изделия, его функции и конструкции можно говорить о его подлинной красоте.

Соответствие эстетической формы содержанию не следует, однако, понимать элементарно. Соответствие формы назначению включает и такие моменты, как внешнее функционирование изделия, его взаимосвязь с человеком и средой. Поэтому форма не всегда должна повторять конструкцию или слепо следовать технической функции. Эстетическая содержательность изделия приобретает, вследствие указанных причин, относительную самостоятельность, а следовательно, и самостоятельную эстетическую ценность. Последняя проявляется в виде стиля, моды и других модификаций формы. B стиле отражается общность человеческих отношений к вещам, в облике изде­лий запечатлеваются черты создавшего их общества.

Промышленные изделия в комплексе с архитектурой формируют окружающую человека среду, которая, концентрируя в себе эстетическое от­ношение человека к действительности, порождает новую высшую форму эстетического - художественный образ. Художественное начало проникает в труд и быт людей, отчетливо проявляясь как B отдельных видах промышленных изделий, так и в изделиях прикладного искусства. Красивыми, эс­тетически выразительными должны быть, по существу, все промышленные изделия. Художественной формой наделяются, как правило, изделия, непосредственно обслуживающие человека (например, посуда, одежда, комплекс оборудования бытового или общественного интерьера). Формирование целостной объемно-пространственной структуры, с учетом функциональных, конструктивно-технических, утилитарно-практических и эстетических требований, является сложнейшей задачей, которую призвано решить художественное конструирование, руководствуясь законами композиции.

Каковы основные принципы, ведущие к образованию целостной формы?

Прежде всего, соответствие формы содержанию, а именно: соответствие объемно-пространственной структуры эксплуатационным требованиям (функции), соответствие рациональной тектонической структуры конструктивно-материальной основе.

Единство формы получает завершенное выражение с помощью средств гармонизации - путем установления пропорциональных, масштабных, ритмических соотношений между элементами формы, между частями и целым. Средства гармонизации являются одновременно выразителями эстетической содержательности изделия.

Основные требования, предъявляемые к композиции изделия, исходя из указанных принципов, могут быть сгруппированы по следующим основным пунктам:

1. соответствие формы функции. Особенности объемно-пространственной структуры;

2. - обоснование выбранной формы с позиций эргономики;

3. - соответствие формы конструктивной логике, требованиям стандартизации и унификации промышленного изделия. Приемы художествен­но-пластического выявления в форме работы конструкций и свойств материалов. Тектоника формы;

4. - особенности формы изделия, продиктованные технологией его производства;

5. - экономическая целесообразность формы;

6. - особенности стилевых черт;

7. средства гармонизации формы. Конкретное применение метроритмических, масштабных и пропорциональных закономерностей;

8. обоснование принятого цветового колорита; учет психологического воздействия на человека цветовой гармонии формы изделия и интерьера.;

9. геометрические и пластические приемы построения сложной формы изделия (графические, расчетные и др.);

10. особенности зрительного восприятия формы. Информативность формы. Приемы корректирования строго геометрической формы изделия, устраняющие нежелательные зрительные иллюзии;

11. гармоничная целостность, единство композиции.

Поиски и методы композиционного анализа излагаются теорией композиции. B ряде случаев - это объективные приемы и методы, например, геометрический анализ пропорций, антропометрические основы масштабной соразмерности, соответствие тектонических законов характеру работы конструкций, устанавливаемому расчетным путем, и т.д. В других случаях законы композиции следуют законам логики строения формы, не поддающимся количественной объективизации. Значительную роль в оценке целостности позиции, в достижении единства в многообразия играет профессиональная интуиция художника-конструктора.

Литература

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - М: Гос-политиздат, 1955. — Т. 3.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - M.: Гос-политиздат, 1957. — Т. 6.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - М: Гос-политиздат, 1960. - Т. 23.

Наши рекомендации