Массовая, элитарная, культура. контркультура
Одно из высших человеческих потребностей - духовное освоение произведений искусства. Эта потребность диалектична: в ней интегрируется стремление к познанию мира и самопознанию, к поискам смысла бытия и обсуждению кардинальных нравственных вопросов, к открытию и сотворению. Особенности производства и потребления (освоения) культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую элитарную.
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая ежедневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включающим и средства массовой информации и коммуникации.
Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Ее родиной стали США. Данная страна имеет довольно короткую историю существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. Будучи не слишком отягощенной историческим и культурным прошлым, Америка оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса. В этих условиях традиционная гуманитарная культура не получила должного развития. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением в этой области является литература, которая по своему художественному уровню не уступает европейской.
США с самого начала развивались главным образом как индустриальная цивилизация. Этому свидетельствуют следующие обстоятельства:
• в философии США смогли создать весьма скромное в философском плане течение - прагматизм. Эта философия, ставшая по сути идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему;
• в области научно-технической, интеллектуальной культуры США добились грандиозных и впечатляющих успехов и достижений. Здесь США ставили перед собой цель - в первую очередь достижение первенства и превосходства в экономике и политике. Наука при этом рассматривалась прагматически и инструментально, в качестве одного из главных средств для достижения поставленных целей (широко использовался научный потенциал других стран);
• возникшие течения неомодернизма и неоавангарда (поп-арт, фотореализм и др.) были ближе к массовой культуре, чем к модернизму. Даже американское кино обязано своей
39 мировой славой не только и не столько своим режиссерам, сколько иностранным постановщикам, которых Голливуд завлекает фантастическими гонорарами;
• высокая культура США не имела поддержку со стороны государства и общества, не была централизована и систематизирована как в Европе. В образовании преобладали частные колледжи и университеты. В то же время массовая культура с самого начала находилась под государственным контролем, она имела солидную поддержку со стороны государства и должна была выражать идеалы и ценности официальной идеологии и политики. Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:
• книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И. Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры - сначала Библии, а затем литературы;
• появляются газеты и журналы (с XVII века);
• изобретена фотография (XIX век) - сначала черно-белая, а затем цветная;
(• появляются радио и кинематограф (1895);
• изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;
• возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.
К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней все необходимое для возникновения массовой культуры.
Массовая культура определяется свойствами и качеством, которые должны соответствовать вкусам массового потребителя - зрителя, читателя, слушателя.
Главное назначение массовой культуры - предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному. Отличительные черты массовой культуры:
• соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;
• низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличается от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;
• создается не народом, но для народа. Ее создают профессионалы, творчество которых - яркая, но безвкусная массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;
• паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюжеты и темы народной и высокой культуры. В качестве примеров можно указать на то, как "Пигмалион" Б. Шоу превратился в "Мою прекрасную леди", а "Ночи Кабирии" Ф. Феллини - в фильм "Милая Чарити";
• близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;
• как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличениям. Обе они движутся в русле единой тенденции. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.
Основными видами и формами,в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.
Массовая культура в своей борьбе за потребителя выработала следующие способы:
• в литературе - система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экз. ("Крестный отец" М. Пьюзо, "Изгоняющий духов" У. Плэтти);
• в кино и музыке - система "звезд" (Мэрилин Монро, Фрэнк Синатра, Сильвестр Сталлоне, Элвис Пресли, Боб Дилан).
• Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм и т. д.
Эволюция массовой культуры претерпела существенные изменения. В 50-60-е гг. она подвергалась суровой критике. Ей предъявлялись серьезные обвинения: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным и т. д.
В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Правда, это было характерно главным образом для США. Американский социолог Д. Белл относил к заслугам массовой культуры то, что она устанавливает социальную гармонию, превращает американское общество в единое целое. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.
41 Молодёжная культура как субкультура. Контркультура.
Молодость представляет собой длительную фазу или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют такую социально-демографическую группу как молодежь.
Признаки молодежи:
• возраст;
• социальный статус;
• социально-психологические свойства.
На этапе социализации отмеченные признаки претерпевают глубокие, качественные изменения.
Основными каналами социализации выступают:
• семья;
• школа и высшее учебное заведение;
• общество сверстников;
• средства массовой коммуникации.
При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть.
Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры.
В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории "конфликта поколений", конфликта "отцов" и "детей".
В наше время молодежь становится носителем особой - молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими - женской, городской, сельской и т. д.
Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкретным позициям:
• сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы рас
полагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравствен
ные ценности, эстетические ценности и т. д. Однако молодежь на первое место ставит нрав-
42 ственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали;
• восприятие мира. Для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость к лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т. д.
В узком смысле молодежная культура - это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти - высокой.
Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.
Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой.
Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.
Молодежная культура является субкультурой, существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т. д. Молодежная культура распадается на множество групп и течений. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т. д.
На определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры, имевшее место на Западе в 60-е годы, основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.
Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее "царство свободы".
Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений "новая чувственность", свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, "невербальные" способы общения и т. д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску "новой общности", конкретными формами которой выступали различного рода "коммуны", возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации. Особая роль отводилась "сексуальной революции", которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования "новой чувственности".
Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашалось общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе - в духе авангардизма - должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра. Одним из примечательных явлений контркультуры стали "хиппи". В начале 70-х годов движение контркультуры переживает кризис и уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е годы молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.
По поводу массовой культуры есть несколько точек зрения. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества и уж во всяком случае на заре христианства. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг, рассчитанные на массовую аудиторию. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII-XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширявшего аудиторию читателей за счет огромных тиражей.
Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX в. - роман.
Понятие «элитарного» искусства в противовес «массовому» вводится в оборот в кон-
44 це XVIII в., хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующая дифференциация публики произошли значительно раньше. Особенно наглядно разделение художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное несет знак избранности, образцовости. Понятие образцового понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения, когда античная художественная традиция расценивалась как вневременный образце культурного творчества. В таком понимании классическое отождествлялось в элитарным и образцовым.
Романтики выступили с принципиально новыми художественным манифестами, утвердили ориентацию на новацию в сфере художественного творчества. Тем самым они отделил свое искусства от социально адаптированных художественных форм, выделив в отдельный сектор то, что получило название массового искусства. Элитарное в сознании романтиков сохраняло близость образцовому, однако не являлось тождественным классическому.
В формировании массового искусства решающим оказался процесс, связанный с ростом городского населения. Возникали новые, городские по происхождению, жанры. Среди массовых форм искусства преобладающее значение приобрели такие, которые ориентировались на отдых, развлечение, занимательное чтение.
Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX вв. Феномен этот стал возможен благодаря всеобъемлющей массовизации жизни. Прежде всего он был связан с радикальным взрывом в истории человеческого общества, резким изменением темпов и ритмов жизни цивилизации, породивших феномен массового общества и массового человека. Массовизация затронула все сферы жизни человека: экономику, политику, управление, общение людей. Возросла активная роль общественных масс. Причины выдвижения масс X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс». Он выделил 4 группы предпосылок: экономические, правовые, научно-технические и культурные.
Массовая культура неоднородна: в ее рамках развиваются и функционируют несколько субкультур.
Культура - это целостная система с присущей ей внешней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается локальностью и определенной замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам гос-
45 подствующей культуры, хотя и бывают исключения.
Субкультура - это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений. Наиболее мощной и значительной субкультурой является рок-культура.
Рок-культура - социально-культурное явление, возникшее в 50-е гг. XX в. Изначально рок-культура обязана своему возникновению рок-н-роллу - музыкальному стилю, появившемуся в середине 1950-х гг. по в процессе развития из музыкального направления быстро трансформировалось в социально-мировоззренческий феномен, во многом определивший развитие культуры второй половины XX в. Развитие средств массовой коммуникации отражает существенные сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых информационных связей и компьютеризированных сетей ярко охватывает все большие и большие слои общества. Новая техника коммуникаций немало способствовала формированию следующего представления о «массовом обществе»: территориально обширное общество со значительным населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизированное. Власть здесь сконцентрирована и принимает форму манипуляции массами посредством коммуникаций.
В качестве антипода массовой культуры многие ученые рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения этого направления в культурологи, является высший привилегированный слой общества - элита. Это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она должна обеспечивать общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей.
В качестве реакции на «массовую культуру» и ее использование в идеологическом противостоянии капитализма и социализма к 70-м гг. XX в. в определенных слоях общества, особенно в молодежной и материально обеспеченной среде промышленно развитых стран, складывается неформальный комплекс поведенческих установок, получивших название «контркультура». Термин этот был предложен американским социологом Т. Роззаком. В его работе «Становление контркультуры» (1969) самым наглядным и ярким выражением контркультуры стало быстро распространившееся по всем континентам движением «хиппи», хотя оно отнюдь не исчерпывает этого широкого и достаточно неопределенного понятия. Ее примерами стали рокеры, скинхеды, панки многие другие неформальные движения.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Возникновение контркультуры - явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, не способна охватить все многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Иногда трудно провести четкие различия между субкультурой и контркультурой. В таких случаях на равных правах к одному явлению применяют оба названия. Примером служит так называемая «уличная культура».
Субкультура обычно сопровождает молодого человека со школьного возраста до создания им семьи. Западные субкультуры, как известно, в значительной мере нашли отражение и в молодежной культуре нашей страны.
Рокеры (мотоциклисты) - молодежная субкультура Великобритании, возникшая в среде низкооплачиваемых неквалифицированных работников ручного труда.
Скинхеды (бритоголовые) - молодежная субкультура из числа наиболее заметных до-панковых «народных дьяволов», возникшая в среде ярых футбольных фанатов и достигшая печальной славы яростными драками на стадионах с болельщиками команд противников. Они защищали «свои» территории, «свою» нацию (в драках с выходцами из Азии, например). Агрессивный расизм скинхедов привлек внимание неонацистских группировок Великобритании, пытавшихся рекрутировать из них членов движения.
Панки как субкультура впервые упоминалась в конце 1976 г. в английских газетах. Она была тесно связана с музыкальным течением «панк-рок». Люрекс, старая школьная форма, пластиковые мусорные мешки, булавки, туалетные цепи и пр. - таковы элементы их имиджа. Невероятные прически, волосы, выстриженные и окрашенные в разнообразные цвета составляли непременную часть индивидуального дизайна любого панка. В газетах писали о них: «Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались - с рассчитанным эффектом, приправляя ругательства обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. Облаченные в хаос, они воспроизводили шум в бесстрастно оркестрированном кризисе повседневной жизни...» Панки появились в период увеличения молодежной безработицы и вновь ввели социальную и политическую критику в музыку. Они протестовали против всего: семьи, работы, образования, религии,власти.
Теды - новая субкультура (примерно с 1977 года), возникшая в противовес панкам. Теды объявили себя охранителями социального порядка, противостоящими анархически-разрушительным влиянием панков. Широко известны групповые столкновения панков и те-дов. В этих столкновениях проявились противоположные социальные тенденции этих субкультур: панки как деструктивная сила, желающая изменения ради изменения, но без аль-
тернативного видения будущего; и теды как консервативная сила, ищущая порядка и стабильности.
Народная культура - культура того или иного этноса, отличающая традиционностью, коллективностью, консервативностью. В ней предельно концентрированно отражается психология нации. Народная культура имеет всегда глубокие исторические корни и мало подвергается изменениям. Она являет собой кладезь народной мудрости, близка к фольклорным традициям.
Тема 5. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ (2 часа)
ПЛАН
1. Основные этапы развития религиозного сознания.
2. Социокультурный смысл и функции религии.
3. Наука как сфера культуры.
4. Отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры.
Рекомендуемая литература:
1. Библейские повествования. Из книг Святой Библии. Ветхого и Нового Завета.- М., 1986.
2. Булгаков С.Н. Тихие думы.- М., 1996.
3. Гуревич П.С. Философия культуры.- М., 2001.
4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке.- М., 1998.
5. Чичерин Б.Н. Наука и религия.- М., 1999.
6. Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов; Под ред. И.Н. Яблокова.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2004.- 511с.
1. Ценности культуры.
Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. “Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща”, - отмечал в своем пленарном докладе Ф. Дюмон. В современных социально-философских постижениях культуры основательно актуализируется ее аксиологическая природа.
Однако само понятие ценности употребляется в современной философской литературе в различных значениях. Естественно, что эти оценки и расхождения создают спектр неожиданных, зачастую противоречивых представлений о культуре. Наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия.
Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа, хотелось бы прежде всего указать на сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определению ценности:
- ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;
- ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;
- ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.
Ценность ассоциируется с типом “достойного” поведения, с конкретным жизненным стилем.
Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.
Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении – степень истинности той или иной идеи.
Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивидуум воспринимает данное неопровержимое суждение как безусловное благо. Напротив, в сфере ценностного поведения человек как бы опровергает безоговорочность приведенного суждения. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.Основные функции, выполняемые духовной культурой:
1. Выявление объективных законов бытия (наука, техника, частично искусство).
2. Сохранения целостности социума (нравственность, религия, которая наименее подвержена изменениям).
3. Социокультурный смысл и ценнотси религии.Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. «Религия не может быть частным делом, - писал Н.А. Бердяев, - как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопреляю-щим делом» (Бердяев Н.А, Философия творчества, культуры и искусства, М., 1994, с. 412). Философ считал, что сама наука возвращается к своим магическим истокам, и скоро оконча-
64тельно выявится магический характер техники. «Религия и знание вновь приходят в соприкосновение, и рождается потребность в религиозном знании» (там же, с. 436).
Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее, священное.
Религия (от пат. religio - совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; Religare - связывать, привязывать; relegere - возвращаться, обдумывать, бояться) - мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, тип мировоззрения, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.
Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В трактате «О природе богов» он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом. Существует и другая версия, которую выдвинул христианский писатель IV в. до н.э. Лактанций. Он полагал, что «религия» происходит от слова religare - «связывать».
Религия - это и определенная связь между человеком (как конечным существом) и Богом (как бесконечным и абсолютным началом мира) и вытекающие из нее (связи), благоговение перед бесконечным, т.е. богопочитание. Религия - это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-Цзи, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммад. Не расходятся с этим осмыслением религии и то, что предлагают современные мыслители.
Структура религии:
- представление (мифологический элемент)
- религиозное чувство (эмоциональный элемент)
- религиозное действие (обрядовый элементы) Все эти элементы зародились давно. Любая религия включает в себя несколько составных частей. Первый - это вера,
учение, система представлений о главных богах, о происхождении мира и людей. Т.е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают и укрепляют религиозную веру. Второй компонент религии - религиозные чувства. У. Джеймс отвергал бесстрастное, чисто интеллектуальное истолкование религии. Он видел в ней живое, трепетное чувство, невыразимые и многочисленные роптания души. «Красота и безобразие, любовь и жестокость, жизнь и смерть живут рядом друг с другом, в нерасторжимой связи, и мало-помалу взамен прежнего человеколюбимого Божества, склон-
ного к людям, в нас складывается понятие о грозной силе, которая никого не любит и ненавидит, но бессмысленно ведет все к общей погибели» (Джеймс У. Воля к вере. М., 1997, с. 34). Считая такое мировоззрение кошмарным, Джеймс тем не менее полагал, что религия всегда преисполнена различными чувствами. В трудах по психологии и философии религии нередко встречаются попытки точно определить сущность религиозного чувства. Однако религиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиозное спокойствие, религиозный фанатизм.
Третий компонент религии - обряды, культы. Культ - это совокупность специальных действий и ритуалов, обусловленных верой и регламентированных вероучением. По мнению русского философа Павла Александровича Флоренского (1882-1937), древние культы потрясали и тем самым открывали возможность постижения тайн. Н.А. Бердяев считал, что культура в первоначальный период своего развития была связана с культом.В.С. Соловьев писал: какова бы ни была наша уверенность в истине нашей религии, она не дает нам права закрывать глаза на тот факт, что религий существует множество и что каждая приписывает себе исключительную истинность. Обычно аргументы в пользу своей религии касаются нравственности. Сторонники той или иной веры объявляют, что их вера более этична. Но B.C. Соловьев обращает также внимание и на красоту культа. Он пишет: если бы красота греческого богослужения в Софийском соборе не произвела такого сильного впечатления на послов киевского князя Владимира, то, вероятно, Россия не была бы теперь православною. (Соловьев В. С. Собр. Соч. в двух томах. Т. 1, М„ 1988, с. 102).