Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид

Соц-арт

Одно из направлений постмодернизма и постмодернистского эстетического сознания в культуре позднейсоветской и постсоветской эпох. Типичный продукт ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) последней трети XX в.Возник в начале 70-х гг. в среде молодых советских художников. Термин был введен в употребление в кругуактивных создателей этого направления — В. Комара и А. Меламида (эмигрировали из СССР в 1977 г.) в1972-1973 гг. в качестве своего рода иронического словесного «кентавра» из поп-арта и соцреализма.Вынужденные (для заработка) оформлять в духе и стилистике официальной советской символики иатрибутики различные советские учреждения и мероприятия (пионерские лагеря, дома и парки культуры,красные уголки и парткабинеты заводов и фабрик, улицы и площади в дни советских праздников,праздничные демонстрации и т. п.), они хорошо владели всем визуальным рядом этой символики и сиронией и неприязнью (как и большинство творческой интеллигенции, особенно молодой того времени)относились к ее содержанию. В советских художественных вузах, которые окончили главные представителисоц-арта (Э.Булатов — Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, В. Комар, А. Меламид, А.Косолапов, Л. Соков, Д. Пригов, Б. Орлов — Московское высшее художественно-промышленное училище,бывшее — Строгановское), официально признавался единственный советский творческий метод —социалистический реализм. Главные догматы его требовали от художника изображать «жизнь в формахсамой жизни» и «в ее революционном развитии»; создавать произведения «национальные по форме исоциалистические по содержанию». Изобретатели соц-арта хорошо ощущали пустоту, лживость, лицемериеи цинизм официозного советского искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Свое отношение ик этому искусству, и к породившей его идеологии, и к державшемуся на этой идеологии строю ониоригинально выразили, используя наиболее одиозные клише, формы, символы, знаки, стереотипы этогоискусства и политического пропагандистского инструментария. Сдвигая формально-смысловые акцентысоветских коммунистических символов, используя отдельные пространственно-композиционные,структурные, монтажные и т. п. приемы различных направлений художественного авангарда XX в. (отконструктивизма, дадаизма, реди-мейд, сюрреализма до поп-арта и постмодернизма), активно манипулируявизуальными стереотипами советской пропаганды, они создали самостоятельное политизированноенаправление в постмодернизме. Для него характерны заостренная ироничность, гротескность, ёрничанье поповоду и относительно главных идеологических клише и стереотипов советской эпохи. Объекты соц-арта —это, как правило, центоны, собранные и составленные из блоков, элементов, цитат советского официозно-государственного антуража по поп-артовским принципам визуально-пространственной организации. Соц-артисты работали во многих видах арт-деятельности — от традиционной живописи, графики, скульптуры,плаката и рекламы до коллажей, инсталляций, ассамбляжей, акций и т. п. Как и для большинства явленийпостмодернизма, для соц-арта (особенно второй пол. 80-х — нач. 90-х гг.), наряду с иронией по поводупородившей его культуры (советской официозной), характерны (возможно, независимо от сознательныхустановок самих соц-артистов) определенные ностальгические нотки и даже своего рода эстетизацияушедшей в прошлое эпохи (мажорный оптимистический колорит большинства соц-артовских объектов,изобилие яркой киновари, демонстрация официозных портретов коммунистических лидеров (особенноСталина), почти классицистическая организация композиции, пространства, помпезность, торжественность ит. п.). К к. XX в. соц-арт практически завершил свое существование; его представители живут и работают как вРоссии, так и (многие) в эмиграции, занимаясь самыми разными видами арт-деятельности.

СОЦ-АРТ в большей мере воплотился в традиционной живописи, графике, скульптуре, плакате и рекламе, коллажах и инсталляциях....но думаю будет интересно про него почитать и посмотреть..

В отличие от поп-арта, явления интернационального, проявившего себя в полной мере не только в американской и западноевропейской культурах, но на другом полушарии, в корейском и в японском искусстве, стиль соц-арт обычно считается советским продуктом. В большинстве энциклопедий по современному искусству термин «соц-арт» жестко локализован рамками московского неофициального искусства 1970-1980-х годов.

Действительно, соц-арт – сознательно придуманный, сконструированный в СССР стиль.

Соц-арт в международном масштабе

На рубеже 1970-1980-х годов соц-арт пересек границы СССР. Этому способствовала волна еврейской эмиграции, которая перенесла некоторых из крупнейших российских художников-соцартистов, в том числе и основателей движения, на Запад. Благодаря их усилиям, публикациям и выставкам, соц-арт в международном масштабе обрел статус фирменного стиля советского «нон-конформизма». Между тем, в самом СССР по мере углубления горбачевских реформ соц-арт легализуется, входит в моду, превращается в эстетический бренд Перестройки. Он прогрессивно теряет черты андерграундной культуры, разрастается в размерах, монументализируется, орнаментализируется. Его исходные приемы и художественные образы, созданные в узком интеллектуальном кругу мастеров, претерпевая многократные повторы, стилизации и отражения на различных этажах культуры, опускаются в дизайн, в архитектуру, в масс-медиа, и далее на низовой, анонимно-фольклорный, уличный уровень художественного творчества. Соц-арт в конце 1980-х годов называли «мейн-стримом» времени перемен, искусством периода крушения коммунистической формации, стилем эпохи «выцветающих флажков». В этом качестве соц-арт шагает в Европу, где в странах распадающегося «соцлагеря» обретает своих первых иностранных адептов - Е. Трушковского в Польше, Флатца - в Германии. Однак, громче всего соц-арт прозвучал на Востоке, где он оказал решающий импульс в становление нового искусства Китая 1990-х годов.

Близость нового китайского искусства советскому соц-арту объясняется типологическими совпадениями - сходные режимы в аналогичных исторических обстоятельствах порождают похожее искусство. И все же в ее основе лежит знание созданных на двадцать лет раньше образцов российского стиля. Можно сказать, что китайский вариант соц-арта столь же близок советскому, как российская версия поп-арта – американской.

Мировоззрение, концепция и основные приемы соц-арта

Соц-арт отвергает веру во все, чего бы это ни касалось. Он стремится разрушить все культы, которые предлагаются человеку извне - политической, экономической, духовной и прочей властью; соц-арт не терпит ничего, что навязывает человеку неравноправное общение, опускает человека на колени и принуждает к подчинению. Для борьбы с культами соц-арт использует смех, лицедейство, мистификацию. Соц-артовцы предстают в гротескных и смешных ситуациях фигуры «начальников», политических вождей, духовных лидеров, выдающихся деятелей культуры и т.п. (а среди них оказываются не только большевистские вожди, но и Пушкин, Чайковский, Репин, Христос, Солженицын).

Изобретатели соц-арта хорошо ощущали пустоту, лживость, лицемерие и цинизм официозного советского искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Свое отношение и к этому искусству, и к породившей его идеологии, они оригинально выразили, используя формы, символы, знаки, стереотипы этого искусства и политического пропагандистского инструментария.

Представители соц-арта используют отдельные пространственно-композиционные, структурные, монтажные и т. п. приемы различных направлений художественного авангарда XX в. (от конструктивизма, дадаизма, реди-мейд, сюрреализма до поп-арта и постмодернизма).

Соц-артисты работали во многих видах арт-деятельности — от традиционной живописи, графики, скульптуры, плаката и рекламы до коллажей, инсталляций, ассамбляжей, акций и т. п.

Часто используемые приемы: во-первых, столкновение разных форм описания мира в пределах одного произведения или художественного образа как, например, в портрете Карла Маркса, выполненном Комаром и Меламидом в кубистской и соцреалистической манерах одновременно.

Во-вторых, это намеренный конфликт сюжета и языка описания, когда бытовая стилистика (например, стиль резной народной богородской игрушки) применяется для создания парадных портретов советских лидеров. Хрущев в виде огромной куклы «ванька-встанька», Андропов с медленно вращающимися ушами-локаторами – эти забавные и нелепые герои-идолы, созданные Леонидом Соковым, смотрятся откровенной издевкой над их грозными прообразами.

Специфический изобразительный канон соц-арта построен на автопародировании и самоопровержении. Художники соц-арта отказались от собственной цельной пластической системы, заменив ее концепциями «плохой вещи», разорванной формы. Эстетика «плохой вещи», которая со времен дадаизма, первый раз вновь появилась в русском искусстве, должна была служить указанием на разомкнутость, «дырявость» соц-артистского проекта. Художник не замыкается в собственном сочинении, а через него демонстрирует иные, чужие, внешние тексты, игрой с которыми и занимается. Часто авторский рисунок заменяется коллажем, как в «Поцелуе» Вагрича Бахчаняна, а если рисунок и существует, как в похожей работе Дмитрия Врубеля, то он намеренно нейтрализован и очищен от артистизма. Художник-соцартист выступает в произведениях не от своего имени, а вещает голосом некоего «лирического героя».

Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид - student2.ru

Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид - student2.ru

Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид - student2.ru

Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид - student2.ru

Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид - student2.ru

Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид - student2.ru

Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид - student2.ru

Явление соц-арта в советской культуре. Виталий Комар, Александр Меламид - student2.ru

Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.

Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта. Поп-арт являлся рефлексией на товарное перепроизводство и изобилие западного мира, а объектом соц-арта становится перепроизводство идеологии в СССР. Также определённое влияние на соц-арт оказал концептуализм.

Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и образы советского искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт в игровой, зачастую эпатирующей форме, развенчивал их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование, использование разнообразных форм (от живописи до пространственных композиций) стали основой броского,эклектичного художественного языка этого направления.

Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид, вокруг которых во второй половине 1970-х сложился круг художников, разделяющих их взгляды и убеждения. В разные годы к объединению примыкали Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, участники арт-групп «Гнездо» и «Мухоморы». Соц-арт объединял разных по своей манере авторов. К концу 1990-х появилось мнение что соц-арт исчерпал себя, так как с изменением политической ситуации содержательная основа этого искусства стала неактуальной.Такой вывод делался с точки зрения носителей идеи развала социалистической системы. Однако социальная составляющая этого направления искусства оказалась актуальной в любой политико-экономической формации общества. Соц-арт - часть постмодернизма, который является основным стилем современного искусства.

Наши рекомендации