Кафедра декоративно-прикладного искусства

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет декоративно-прикладного творчества

Кафедра декоративно-прикладного искусства

Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________ С. В. Буцык

«___» ______________ 2013 г.

История искусств

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура

профильный модуль № 4

Руководство студией декоративно-прикладного творчества

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

форма обучения – (очная, заочная)

Челябинск 2013

УДК 7.0 (073)

ББК 85я73

И 89

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной образовательной программой по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура

Автор-составитель Е.В. Девтерова, преподаватель факультета ДПТ, член союза дизайнеров РФ.

Рецензенты: Евтушенко Л. И., преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства ЧГАКИ, искусствовед, член Союза художников РФ

Программа одобрена на заседании совета факультета декоративно-прикладного искусства от 11.09.2013 г., протокол № 1

И 89
История искусств: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура, руководитель студией декоративно-прикладного творчества, квалификация «бакалавр», форма обучения – очная, сроки изучения – 1-4 семестр/ авт.-сост. авт.-сост.Е. В. Девтерова ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013 – с. 45

Программа определяет цели и задачи освоения дисциплины, ее роль и место в структуре ООП. Определены компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, раскрыта ее структура и содержание. Охарактеризованы образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины. Представлены оценочные средства для контроля успеваемости и самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2013

Содержание

1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель дисциплины
1.2. Задачи дисциплины
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура преподавания дисциплины
4.1.1. Матрица компетенций
4.2. Содержание дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Темы рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
6.2. Темы курсовых работ
6.3. Задания для проведения текущего контроля
6.3.1. Темы семинарских занятий
6.3.2. Темы практических занятий
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
6.5. Вопросы для подготовки к зачету и(или) экзамену
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Программное обеспечение, электронные издания и интернет-ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Список изданий по дисциплине (модулю), используемых для проведения занятий
8.2. Перечень используемых наглядных средств
8.3. Перечень используемых аудиовизуальных материалов
8.4. Перечень используемых лицензионных программных средств
8.5. Технические средства, используемые на учебных занятиях
8.6. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий

1. Цель и задачи освоения дисциплины

1.1. Цель дисциплины

Цель дисциплины – дать студентам системное представление об истории развития культуры и искусства от древнейших времен до современности, о зарождении и дальнейших модификациях художественных форм, смене художественных стилей и направлений. Объем курса позволяет создать не только базу необходимых систематических знаний по истории культуры и искусства, но и представлений об идейно-стилистических особенностях каждого этапа длительного исторического процесса, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров.

Познакомить с фундаментальными достижениями мирового искусства (включая отечественное), раскрыть единство и многообразие художественных культур мира, показать значение искусства в жизнедеятельности человека и социальных групп, его роль в творчестве и совершенствовании личности.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

- выявить предпосылки, факторы и условия формирования теории искусства, сформировать представление о месте и роли искусства в пространстве культуры России (ОК-1);

- развить навыки самостоятельной работы по поиску и подбору материалов по изучению теории и истории искусства и включению этих материалов в образовательный процесс в системе дополнительного образования детей (ПК-22);

- выявить значение исторического опыта изучения искусства для сохранения и трансляции лучших достижений художественного наследия в современных условиях (ПК-27);

- воспитать уважительное отношение к родине, культуре, патриотизм, умение видеть взаимосвязь и взаимообусловленность исторических событий и явлений с современной действительностью (ПК-22);

- владеть методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников народного художественного творчества (ПК-13);

1.2. Задачи дисциплины

Задачи дисциплины заключаются в:

- изучении основных памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до ХХ века;

- изучение видов и жанров искусства, их специфику, основных искусствоведческих терминов;

- сформировать представление о роли природно-географической, исторической, социальной, художественной и т. д. среды в формировании творческой личности;

2. Роль и место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История искусств» входит в вариативную часть этнокультурного, этнохудожественного и этнопедагогического цикла. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами, изучаемыми в циклах:

- гуманитарный, социальный и экономический – «история», «культурология»;

- этнокультурного, этнохудожественного и этнопедагогического –«теория и история народной художественной культуры»;

- профессиональный – «рисунок», «живопись»;

В соответствии с учебным планом данные дисциплины готовят студентов к эффективному изучению курса, формируя следующие «входные» знания у студентов:

- об основных этапах в истории человечества;

- о противоречивости, альтернативности исторического процесса, его причинно-следственных связях и закономерностях;

- хронологию, основные события, исторические факты, выдающихся деятелей мировой истории и истории Отечества.

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, роль культуры в становлении человечества, содержание культурной деятельности, типологию культурных ценностей;

- знать различные типы и формы культуры, основные культурно-исторические центры и регионы мира, понимать культурную эволюцию человечества и преемственность цивилизаций;

- знать основы и принципы академического рисунка;

- знать принципы создания живописного произведения;

Освоение дисциплины «история искусств» будет необходимо при изучении дисциплин «мировая художественная культура», «музейно-выставочная работа», «история искусств Уральского региона», « история традиционных промыслов урала».

Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- предпосылки, факторы, условия формирования и развития теории искусства в целом и, в частности, истории искусства России (ОК-1);

- хронологические и территориальные характеристики изучаемых в рамках курса вопросов (ОК-1);

- архитекторов, художников, деятелей мировой культуры и России

- (ОК-1);

- основные подходы к сохранению, изучению историко-культурного наследия (ОК-1);

- основные механизмы сохранения и трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей традиционной художественной культуры (ОК-1);

- современные проблемы культуры и искусства (ОК-1);

Уметь:

- осуществлять самостоятельный подбор, поиск и анализ информации по заданной теме исследования (ПК-13);

- уметь работать с научной и учебной литературой, периодическими изданиями, электронными источниками информации (ПК-13);

- грамотно анализировать, адекватно оценивать историко–культурные явления (ПК-13);

- выполнять историко-художественный анализ художественных произведений на предмет их принадлежности к определенным историческим периодам и локальным художественным школам (ПК-13);

- использовать информацию историко-искусствоведческого характера в организации образовательного процесса в системе дополнительного образования (ПК-22);

- разрабатывать информационные и методические материалы о различных аспектах развития художественной культуры (ПК-22);

- использовать в своей профессиональной деятельности современные источники, каналы и средства информации (ПК-22);

Владеть:

- основными механизмами сохранения и трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей традиционной художественной культуры (ПК-27);

- понимать профессиональную и этическую ответственность (ПК-27);

- применять полученные знания при написании контрольных, курсовых, исследовательских работ (ПК-22);

- основные предпосылки и причины возникновения кризисных ситуаций на художественных производствах и возможные пути их преодоления (ПК-27);

- создавать банк данных по уникальным явлениям в историко-культурном наследии России с целью творческого освоения лучших традиций отечественной художественной культуры (ПК-27;

- анализировать государственные проекты и программы сохранения и развития художественной культуры и искусства (ПК-13);

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

4.1. Структура преподавания дисциплины

№ раздела дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лек. сем. практ. инд. с/р
        тестирование, проверка выполнения самостоятельной работы  
        оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам. работы  
        тестирование, проверка выполнения самостоятельной работы. презентации зачет
        тестирование, проверка выполнения самостоятельной работы. презентации  
        коллоквиум, проверка выполнения самостоятельной работы, презентации  
Итого 108 - -   зачет

Матрица компетенций

Разделы, темы дисциплины Кол-во часов с учетом с/р Компетенции
ОК- 1 ПК-13 ПК-22 ПК-27 Σ общее количество компетенций
Раздел 1. Введение. Первобытное искусство.  
Тема 1.1 Введение. Основные понятия и термины. Виды и жанры искусства. + +
Тема 1.2 Первобытное искусство. + + +
Тема 1.3 Искусство древних цивилизаций. Египет. Месопотамия. Эгейский мир. + +
Тема 1.4 Искусство Древнего Востока. + + +
Раздел 2. Античное искусство.    
Тема 2.1 Искусство Древней Греции. + + + +
Тема 2.2 Искусство Древнего Рима. + + +
     
Раздел 3. Искусство средних веков и эпохи Возрождения    
Тема 3.1 Искусство средневековой Европы. + + +
Тема 3.2 Средневековое искусство Востока + + +
Тема 3.3 Искусство Византии. + +
Тема 3.4 Средневековое искусство мусульманского мира. + + +
Тема 3.5 Искусство эпохи Ворождения. Италия. + + +
Тема 3.6 Искусство Франции XV-XVI вв + +
Тема 3.7 Искусство Нидерландов XV-XVI вв + +
Тема 3.8 Искусство Германии XV-XVI вв + +
Тема 3.9 Искусство Испании XVI вв + +
Тема 3.10 Искусство Италии XVIIвв + +
Тема 3.11 Искусство Фландрии и Голландии XVIIвв + +
Тема 3.12 Искусство Испании и Франции XVIIвв + + +
Раздел 4.Западное искусство XVIII-XXвв    
Тема 4.1 Искусство Италии XVIIIв + + +
Тема 4.2 Искусство Франции и Испании XVIIIв. + +
Тема 4.3 Искусство Англии и Германии XVIIIв + +
Тема 4.4 ИскусствоФранции пер.половины XIXв. + +
Тема 4.5 ИскусствоФранции середины и посл.трети XIXв. + +
Тема 4.6 Основные тенденции развития зарубежного искусства кон.XIX-XXвв. + + + +
Раздел 5. Искусство России    
Тема 5.1Искусство Киевской Руси IXв. + + +
Тема 5.2. Искусство периода феодальной раздробленности (XI-XIIвв). + +
Тема 5.3.Искусство Пскова в XIVв. + +
Тема 5.4.Искусство великокняжеской Москвы в XIV- XVвв. + +
Тема 5.5.Искусство Русского централизованного государства(конец XV- XVIвв.) + + +
Тема 5.6.Искусство России XVIIв. + + +
Тема 5.7.Искусство России XVIIIв. + + +
Тема 5.8.Искусство России пер.половины XIXв. + + +
Тема 5.9.Искусство России втор..половины XIXв. + + + +
Тема 5.10.Искусство России концаXIXв.-нач. XXв. + + + +
Тема 5.11.Искусство России XXв. + + + +
Итого
Всего                

4.2. Содержание дисциплины

Раздел 5. Искусство России

Тема 1. Искусство Киевской Руси IXв. Культурные последствия христианизации Руси, ее приобщение к восточно-христианской культуре. Роль Византии в формировании русской средневековой культуры. Искусство домонгольской Руси (X - середина ХIII в.). Собор святой Софии в Киеве, его архитектура, убранство интерьера. Древнерусская мозаика. Собор святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.),

Тема 2. Искусство периода феодальной раздробленности (XI-XIIвв). Владимиро-суздальское искусство XII—XIII вв. Роль великокняжеской власти в развитии архитектуры. Применение белого камня. Тесная связь архитектурных сооружений с окруЖающей природой. Пропорциональные особенности й характер декоративного убранства. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение владимиро-суздальского искусства с романским стилем в искусстве Западной Европы. Значение народной деревянной резьбы в орнаментации фасадов архитектурных памятников. Новый, более мягкий образ богоматери в иконе «Богоматерь Оранта» (называемой Ярославской) по сравнению с мозаикой Киевской Софии. Икона «Дмитрий Солунский». Особенности композиции.

Искусство Новгорода и Пскова XII—XIJI вв. Новый характер церковной архитектуры, ее эволюция. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Храм Спаса на Нередице. Предельное упрощение его внутреннего пространства и статичность наружного облика. Фрески церкви Спаса на Нередице, их величавая сила и суровость. Иконопись местной новгородской школы на красном фоне («Иоанн, Георгий и Власий»).


Архитектура и росписи Спасо-Преображенского собора Ми-рожского монастыря в Пскове.


Искусство периода феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (XIV—XV вв.). Искусство Новгорода и Пскова. Широкий размах строительства. Тяготение к большой живописности пластических масс архитектуры и декоративному убранству. Изменение техники кладки и материала в архитектуре. Церковь Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. Своеобразие условий развития новгородской художественной культуры.

Расцвет монументальной фресковой живописи в XIV в. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине Феофаном Греком. Страстная напряженность и внутренняя сила его образов («Вседержитель», «Авель», «Троица»). Фрески церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.

Новгородская икона и ее своеобразие. Воплощение в ней народных представлений. Фольклорность и сказочность икон, их тесная связь с народными языческими символами. Линейно-плоскостной характер изображения, декоративность, тонкий ритм в сочетании красок, построение композиции с сохранением «малой глубины». Знаковый (символический) характер иконы в отличие от чувственного, осязаемого характера искусства Италии периода Возрождения. Отличие иконы как своеобразной «модели мира» от европейской картины Нового времени, трактуемой как «вид из окна». Доминанта принципа изображения «как я знаю», а не «как я вижу» в древнерусской живописи. Материалы иконописи. Специфика темперной живописи. Ее сравнительная характеристика с маслом. Причины отсутствия в иконе рамы. Отсутствие иллюзии третьего измерения (пространства). Характер передачи времени в иконе. Совмещение
в одном произведении разновременных моментов («Рождество Богоматери», «Георгий с житием», «Битва суздальцев с новгородцами»).

Тема3. Искусство Пскова в XIVв. Уяснение особенностей художественного языка древнерусской иконописи на примере сравнительного анализа родственных по теме произведений средневековья и Нового времени: тема материнства и тема героя-всадника. Тема материнства: «Богоматерь Владимирская» (XI в.), «Богоматерь Толгская» (XIII в.), итальянская «Мадонна со святыми и ангелами» Джотто (1310 г.), нидерландская «Мадонна в церкви» Яна ван Эйка (XV в.), французская «Богоматерь с младенцем» Жана Фуке (XV в.).


Сравнительная характеристика особенностей художественного языка произведений на тему героя-всадника: «Чудо Георгия о змие» (XIV в.), «Св. Георгий» (начало XIV в.), «Св. Георгий» (начало XV в.), «Св. Георгий» П. Учелло (XV в.), «Св. Георгий» Рафаэля (начало XVI в.), «Купание красного коня» Петрова-Водкина (1912 г.). Традиция и новаторство в искусстве.


Тема 4.Искусство великокняжеской Москвы в XIV- XVвв. Москва — главный центр экономической, политической и художественной жизни страны. Отражение в искусстве идеи единения Руси и освобождения ее от татаро-монгольского ига. Формирование особенностей московской архитектуры и значение владимиро-суздальского наследия. Энергичное движение архитектурных масс, изысканность силуэта, ярусность кокошников и мягкость силуэтных линий как специфические черты ранних московских памятников (соборы Успения на Городке в Звенигороде, Спаса Андронникова монастыря).


Московская икона «Архангел Михаил» как воплощение действенного пафоса героической эпохи Куликовской битвы. Переезд в Москву Феофана Грека, его участие в росписи Благовещенского собора. Икона из деисусного чина иконостаса «Богоматерь».


Творчество А. Рублева. Росписи Успенского собора во Владимире. Передача движения с помощью гибкой линии, моделировка формы гибкими мазками. Отличие мягких лирических образов А. Рублева от суровых ликов Ф. Грека. Проникновенная человечность образа Спаса из Звенигородского собора как выражение нового нравственного идеала эпохи. Гармоническая слаженность композиции и колорита в иконе «Троица». Сравнение ее с фреской Ф. Грека и иконой Симона Ушакова (XVII в.) на эту же тему. Традиции рублевского искусства в московской культуре. Икона «Жены мироносицы у гроба господня».

Отличие московской иконописи от новгородской. Характеристика иконостаса на примере иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (XV—XVII вв.).

Тема 5. Искусство Русского централизованного государства(конец XV- XVIвв.) Сложение общерусского централизованного государства. Освобождение от татаро-монголь­ского ига. Широкое строительство в Москве. Ведущая роль архитектуры среди других видов искусства. Реконструкция Мо­сковского Кремля при Иване III. Привлечение итальянских ма­стеров и возведение монументальных Успенского и Архангель­ского соборов. Сохранение традиционных приемов русского зодчества и внесение ордерных мотивов. Грановитая палата. Колокольня Ивана Великого. Строительство крепостных укреп­лений на примере стен Московского Кремля. Церковь Вознесе­ния в Коломенском. Особенности воздействия деревянного зод­чества. Шатровое покрытие. Покровский собор, храм Василия Блаженного в Москве.


Дионисий и живопись XVI в. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Появление в образах репрезентативности, утонченности и рафинированности. Изы­сканность цветовых соотношений, затейливый ритм плавных линий. Нарядная декоративность и торжественная празднич­ность живописи.
Иконы «Распятие», «Богоматерь Одигитрия».Икона «Митрополит Алексий» в Успенском соборе Кремля.

Усложнение композиций в живописи XVI в., склонность к символике и аллегории, появление бытовых подробностей (икона «Видение Иоанна Лествичника»). Повествовательный характер иконы «Церковь воинствующая» для Успенского со­бора в Кремле, прославляющей поход Ивана Грозного на Ка­зань. Традиции Дионисия во фресках Успенского собора. Воз­никновение светских росписей в палатах Кремлевского дворца.

Возникновение Строгановской иконописной школы. Иконы «Святой Никита» работы Прокопия Чирина и «Симеон Столп­ник», их особенности: манерность характеристик, изощренная тонкость письма, обилие золота и орнамента в деталях, изы­сканность красочных сочетаний, миниатюрная выписанность. Открытие красоты и поэтичности пейзажа в иконах Строганов­ской школы.
Тема 6.Искусство России XVIIв. Социально-политическая борьба в России XVII в. Широкое освободительное движение. Борьба с интер­вентами. Развитие ремесел и торговли. Подъем русской науки. Влияние этих факторов на развитие культуры. Противоречи­вость развития культуры. Борьба старого и нового. Возрастание удельного веса светской архитектуры (дворец в Коломенском, Крутицкий терем). Стремление к живописности композиции зда­ния, богатству внешнего убранства, жизнерадостной нарядно­сти. Развитие декоративной тенденции в архитектуре (церкви Троицы в Никитниках. Рождества Богородицы в Путинках, По­крова Богородицы в Филях, Николы в Хамовниках в Москве) как выражение процесса обмирщения культуры. Архитектура Ярославля. Деревянная архитектура XVII—XVIII вв.

Новаторские искания в иконописи, их половинчатость.
С. Ушаков и его живописные произведения. Стремление к реа­листичности и к повествовательное™ изображения. Введение светотени в лицах и сохранение традиционного композицион­ного построения. Работы Ушакова «Насаждение древа госу­дарства Российского», «Спас Нерукотворный», «Троица».
Зарождение портретной живописи. Преобладание в «парсу­нах» плоскостной, декоративной трактовки, внимание к передаче орнамента тканей.
Изменения в иконографии фресок. Ярославские фрески в церкви Ильи Пророка и др. Ковровый, узорчатый характер росписей, обилие жанровых сцен. Влияние ярославских фресок на иконы («Иоанн Предтеча с житием»). Росписи храмов Рос­това Великого. Их композиционное и колористическое мастер­ство.
Высокий уровень развития русского прикладного искусства.
Нарастание светских черт в искусстве XVII в. Подготовка перехода к светскому искусству.

Тема 7. Искусство России XVIIIв. Своеобразие развития искусства в России в XVIII в. Переход к светским формам художественного творчества в России. Из­менение задач искусства в связи с развитием материалистиче­ского мировоззрения. Утверждение принципов реализма, осно­ванных на эстетике просветителей. Творческая переработка рус­скими художниками достижений западноевропейского искусства Нового времени. Характеристика стилей барокко и классицизма.
Искусство первой половины XVIII в. Эволюция архитектуры от скромных и утилитарных форм «петровского барокко» к тор­жественной помпезности барокко середины XVIII в. Основание и строительство Петербурга, его планировка. Работы Д. Тре-зини. Основные черты стиля барокко на примере творчества Ф. Б. Растрелли. Архитектура Москвы рубежа XVII—XVIII вв. Строитель И. П. Зарудный. Особенности его стиля.

Скульптура. Анализ композиционного строя скульптуры Б. К. Растрелли.
Распространение портретного жанра. Парадный и камерный типы портретов, особенности их композиционного и образно-пластического решения. Отражение в портрете нового понима­ния человека (по сравнению с искусством средневековья). Ос­воение новой техники живописи маслом. Ее специфика по сравнению с темперой. Портретная живопись И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П.Ар­гунова. Реалистический характер их искусства.
Прикладной характер искусства гравюры. А. Ф. Зубов.

Искусство второй половины XVIII в. Историческая характе­ристика эпохи. Выражение в искусстве идей просветительства. Создание Академии художеств и ее роль. Новое идейное содер­жание русского искусства. Становление классицизма, его идей­но-художественная сущность.

Дальнейшее развитие архитектуры и градостроительных ра­бот. Творчество В. И. Баженова — вершина русского класси­цизма. Анализ основных особенностей архитектуры класси­цизма на примере постройки Баженова — Пашкова дома (ныне старое здание Библиотеки им. В. И. Ленина). Проект Крем­левского дворца. Роль М. Ф. Казакова в формировании архи­тектурного облика Москвы. И. Е. Старов. Путь к простоте и строгости архитектурных форм. Джакомо Кваренги — вырази­тель строгого классицизма. Здание Академии наук в Ленин­граде. Достижения Чарльза Камерона в области загородного строительства. Ансамбль Павловска.
Изменение в паркостроении: пейзажные парки (Останкино, Архангельское).
Жанры и виды скульптуры. Достижения реалистического портрета в творчестве Ф. И. Шубина. Острота индивидуальной характеристики. Пластическое мастерство. Классицизм в рус­ской скульптуре второй половины XVIII в. Следование высоким заветам античности, основанным на идеях гражданственности и патриотизма. Памятник Петру I Э М. Фальконе. Изучение на его примере основных особенностей, присущих монументаль-ной скульптуре. Станковая пластика М. И. Козловского, ее ха­рактерные качества.

Становление исторического жанра живописи. А. П. Лосенко и интерес к темам из русской истории. Анализ характерных осо­бенностей классицизма на примере картины «Прощание Гек­тора с Андромахой». Лосенко как один из основателей русской художественной педагогики. Расцвет портретного искусства. Камерный портрет в творчестве Ф. С. Рокотова. Глубокая че­ловечность и душевная теплота в его произведениях. Особенно­сти лессировочной живописи. Роль тонких тональных переходов в живописной системе Ф. Рокотова.
Многогранность творчества Д. Г. Левицкого. Парадные и интимные портреты. Реалистическая направленность его искус­ства.

В. Л. Боровиковский_и развитие им темы человеческой личности, ее внутреннего Пира. Живопись В. Боровиковского как связующее звено с искусством начала XIX в. Утверждение сен­тиментализма. Роль пейзажа в портретах художника.
Зарождение пейзажа как самостоятельного жанра. Город­ской пейзаж Ф. Я. Алексеева. Композиция идеального пейзажа в произведениях С. Ф. Щедрина и Ф. Матвеева. Декоративность их пейзажей.

Первые шаги бытовой живописи. Художники Иван Фирсов и Михаил Шибанов. Позднее появление и незначительное рас­пространение жанра.
Итоги развития искусства XVIII в.

Тема 8. Искусство России пер.половины XIXв. Кризис и разложение феодально-крепостнической системы. Развитие капиталистических отношений. Воздействие об­щественных событий — войны 1812 г., восстания декабристов, революционного движения 1840-х гг. на русскую художествен­ную культуру. Развитие эстетической мысли. В. Г. Белинский и его эстетика. Путь искусства от классицизма и романтизма к критическому реализму.

Развитие городского ансамбля, синтез архитектуры и скульп­туры. Строительство общественных зданий. Выражение в архи­тектуре высокого классицизма патриотических идей. А. Н. Воронихин (Казанский собор (ныне Музей религии и атеизма АН СССР), Горный институт). Тома де Томон и его работа над проектом здания Биржи (ныне Военно-Морской музей). Творчество А. Д. Захарова. Адмиралтейство как вершина архи­тектуры классицизма начала XIX в. Ансамбли К. И. Росси. Дворцовая площадь. В. П. Стасов.

Московская архитектура после 1812 г., ее особенности. Ра­боты московских зодчих О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А. Г. Гри­горьева.

Успехи русской скульптуры. Творчество И. П. Мартоса. Па­мятник Минину и Пожарскому в Москве. Выражение в нем патриотического подъема начала XIX столетия. Ф. Ф. Щедрин и его монументально-декоративная скульптура, украшающая здание Адмиралтейства. Барельефы Ф. П. Толстого на темы Отечественной войны 1812 г. Памятник Крылову, кони на Анич-ковом мосту П. К. Клодта. Б. И. Орловский и его памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Ленинграде.

Академическая живопись. Исторический жанр в творчестве Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и А. Е. Егорова. Академическое искусство (Ф. А. Бруни «Медный змий»). Ро­мантизм в творчестве О. А. Кипренского (портреты А. К. Швальбе, мальчика Челищева, Е. П. Ростопчиной, автопортреты). Идеал Кипренского, отражение в нем черт общественного подъема. Особенности русского романтизма. В. А. Тропинин и его место в русской живописи первой половины XIX в. Эле­менты жанра в его портретном творчестве. Тропинин как анти­под Кипренского. «Домашний» характер портретов Булахова, Равича, Зубовой. Сравнительная характеристика портретов Кип­ренского и Тропинина (на примере портретов А. С. Пушкина или портрета мальчика Челищева с портретом сына).

Историческая картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Сочетание в ней классицизма и романтизма. Эволю­ция творчества художника от идиллического мировосприятия к трагическому. Соединение открытой романтизмом динамики форм, выразительности движения с устойчивостью композиции классицизма. Знаменательность обращения Брюллова в исто­рической картине не к отдельному герою, а к человечеству, его судьбе. Отзвук в картине социальных сдвигов, исторических пе­ремен, происшедших в н

Наши рекомендации