Сценарий литературного праздника
«Ожившие мгновения минувшей красоты»
Праздник проводится в рябиновом сквере перед Государственным
музеем И.С. Тургенева. На газоне перед крылечком музея установлены
стулья - места для зрителей Центральная сценическая площадка на-
ходится между крылечком и газоном, где отведены места для зрите-
лей. Площадка покрыта линолеумом. Крыльцо празднично украшено.
На крыльце установлено 2 микрофона. На газонах сквера отведено
еще 6 сценических площадок. Площадки огорожены музейной тесь-
мой как музейные экспозиции с трёх сторон. На одной из площадок
установлена ротонда и стоит скамейка. На площадке газона слева
от крылечка стоит скамейка. Сценическими площадками являются и
дорожки сквера, кроме одной, которая является местом для зрите-
лей. За 40 минут до начала праздника играет духовой оркестр, кото-
рый разместился в глубине сквера (возле забора). За 20 минут до нача-
ла праздника духовой оркестр сменяют исполнители на народных ин-
струментах. На свободных газонах вдоль дорожек размещены выс-
тавки-продажи изделий народного творчества. По дорожкам сквера
прогуливаются участники народных коллективов. За 5 минут до праз-
дника дорожки сквера пустеют, Коллективы расходятся на исходные
позиции. На крылечке разместился академический хор. Слева и справа
от крыльца стоят ведущие.
17 часов. Звучит 1-ая симфония Калиникова (фонограмма).
На фоне музыки звучит голос от имени И. С. Тургенева: Душа моя,
все мысли мои в России.
Звучит произведение А. Свиридова «Наша родина - Россия» в ис-
полнении академического хора.
На крылечко поднимаются ведущие.
1 Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 Ведущий: С праздником вас! С 60-летием со дня освобождения
города Орла от немецко-фашистских захватчиков.
1 Ведущий: Низкий поклон вам, ветераны и участники Великой Оте-
чественной войны! Великая благодарность вам, труже-
ники тыла. Мы гордимся вашими подвигами!
2 Ведущий: Мы помним и чтим тех, кто отдал свои жизни за мир на
нашей земле! За спасение великого культурного богат-
ства России!
1 Ведущий: Ведь только благодаря Великой Победе удалось сохра-
нить духовное наследие русского народа.
2 Ведущий: Сегодняшний праздник мы проводим здесь, у здания
Государственного музея И.С. Тургенева, не случайно.
Юбилейная дата героического освобождения нашего
города от немецко-фашистских захватчиков совпала еще
с двумя удивительными событиями в культурной жиз-
ни города Первого салюта:
— со 185-летием со дня рождения великого русского
писателя Ивана Сергеевича Тургенева, чьё творчество
до последней строки принадлежало только родине
- и 100-летием со дня основания парка «Дворянское
гнездо», названного в честь известного всему миру про-
изведения И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
1 Ведущий: Мы с вами имеем счастье жить в городе, где все овеяно
легендами, связанными с именем писателя, всюду здесь
места, отмеченные гением Тургенева.
2 Ведущий: Именно поэтому в дни празднования 60-летия освобож-
дения нашего города от немецко-фашистских захватчи-
ков мы приглашаем вас на литературный праздник
«Ожившие мгновения минувшей красоты».
1 Ведущий: Слово для открытия праздника предоставляется дирек-
тору Государственного литературного музея Ивана Сер-
геевича Тургенева - Сафроновой Валентине Викторов-
не.
2 Ведущий: А сейчас, давайте поприветствуем почётных гостей на-
шего праздника: заместителя губернатора Орловской
области Мосякина Ивана Яковлевича;
1 Ведущий: начальника управления культуры и искусства админист-
рации Орловской области - Делягину Ольгу Михайлов-
ну;
2 Ведущий: председателя Орловского союза писателей -Попова Ген-
надия Андреевича..
1 Ведущий: Пожалуйста, уважаемые гости, Вам слово. После выс-
тупления гостей (2-3 минуты). Спасибо.
2 Ведущий: Итак, наш праздник открыт! И сейчас мы приглашаем
всех Вас на необычную экскурсию по экспозициям Го-
сударственного музея Ивана Сергеевича Тургенева.
1 Ведущий: Мы приглашаем Вас на встречу с героями тургеневских
произведений, предлагаем воочию увидеть их мир, про-
никнуться их мыслями и чувствами, стать свидетелями
«оживших» мгновений минувшей красоты.
2 Ведущий: Воспоминания, как мыслил Тургенев, «способны оста-
новить мгновение» в масштабах исторических, воссое-
динить распавшуюся «связь времён».
Звучит классическая музыка в исполнении ансамбля скрипачей, ко-
торый разместился перед крылечком. На фоне музыки женский голос:
Еще томленья глубоки,
Еще спасаются в пустыне,
Бродя по берегам Оки
Тургеневские героини.
Еще и липы шелестят,
И спорит колокол с закатом,
И ландышевый аромат
Неуловимо бродит рядом.
И чей-то стройный силуэт
В дверях мелькает затемненных,
И плачет горлица в ответ
На тайный сговор двух влюбленных.
В это время из музея И. С. Тургенева один за другим выходят герои
тургеневских произведений:
- П.Я. Шубин, А. П. Берсенев, Елена Стахова, Дмитрий Инсаров -
роман «Накануне»;
- Ф.И. Лаврецкий, Леночка, Шурочка, Калитин, Лиза-роман «Дво-
рянское гнездо»;
- Зинаида, Беловзоров, Малевский, Вольдемар - роман «Первая лю-
бовь»;
— Дмитрий Рудин, Наталья Ласунская, Александр Павлович Липин,
Михаил Михайлович Лежнев, Басистое, Африкой Семенович Пигасов -
роман «Рудин»;
-Анна Сергеевна Одинцова, Евгений Базаров, Павел Петрович Кир-
санов-роман «Отцы и дети»;
- Синягина, Алексей Нежданов и Марианна Синеикая-роман «Новь»
Герои спускаются по обеим сторонам крылечка (каждый в своём
образе) и направляются на отведённые для них в сквере площадки, ог-
раждённые «музейным» шнуром Герои размещаются там, в заданной
мизансцене, в которой «замирают» точно по окончании музыкального
произведения, которое исполняет ансамбль скрипачей. Вслед за героя-
ми произведений И. С Тургенева из дверей музея выходит ансамбль клас-
сического танца и «фоновая группа» — дамы и господа XIX века Участ-
ники хореографического ансамбля размещаются на центральной пло-
щадке перед крылечком в исходную мизансцену и «замирают» по окон-
чании музыкального произведения «Фоновая группа» размещается на
крылечке в заданной мизансцене и также «замирает» по окончании
музыкального произведения На газонах парка, отведённых под музей-
ные экспозиции, разместились скульптурные композиции по произведе-
ниям Тургенева.
Звучит новая композиция - аккомпанемент для ансамбля классичес-
кого танца Участники хореографического ансамбля с первыми звуками
мелодии «оживают» и исполняют танец По окончании танца снова
«замирают», теперь уже в финальной мизансцене Пока идёт номер
хореографического ансамбля, все литературные герои и «фоновая груп-
па» находятся в «стоп кадре». По окончании танца «фоновая группа»
«оживает», спускается с крылечка по обеим его сторонам и выполня-
ет функцию «живого занавеса», перекрывая центральную сценическую
площадку на то время, пока участники хореографического ансамбля не
поднимутся на крылечко, а их место займут герои романа И. С. Турге-
нева «Рудин». Герои других произведений Тургенева за это время так-
же должны поменять своё месторасположение, перейти на заданную
площадку, в направлении центральной площадки. В это время звучит
музыка и на фоне музыки мужской голос:
Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет,
На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью, в поздней темноте,
Но все, неизбежимо тая,
Они плывут к одной мечте,
Все вместе - малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все - безразличны, как стихия, -
Сольются с бездной роковой!..
О, нашей мысли оболыценье,
Ты. человеческое Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?
Ф.И. Тютчев
«Живой занавес» открывает центральную площадку. Перед зрите-
лями возникает «скульптурная группа» из героев романа И. С. Тургенева
«Рудин».
Голос ведущего: Герои романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталья
Ласунская и Дмитрий Рудин.
«Скульптурная группа» «оживает», идёт инсценировка отрыв-
ка из романа «Рудин» - «Пью за здоровье Рубина».
Н.: Неужели же Дмитрий Николаевич, вы ничего не ждете от жизни?
Д.: О, нет! Я жду многого, но не для себя... От деятельности, от бла-
женства деятельности я никогда не откажусь; но я отказался от
наслаждения. Мои надежды, мои мечты не имеют ничего обще-
го. Любовь...любовь - не для меня; я...ее не стою;
Женщина, которая любит, вправе требовать всего человека, а я уж
весь отдаться не могу. При том нравиться - это дело юношей, а
я слишком стар. Куда мне кружить чужие головы? Дай бог, свою
сносить на плечах!
Н.: Я понимаю, кто стремится к великой цели, уж не должен думать
о себе; но разве женщины не в состоянии оценить такого чело-
века? Мне кажется напротив, женщина скорее отвернется от эго-
иста. Все молодые люди, эти юноши, по-вашему, все - эгоисты,
все только собой заняты, даже когда любят. Поверьте, женщина
не только способна понять самопожертвование: она умеет по-
жертвовать собою.
Д.: Вы не раз слышали мое мнение о призвании женщин. Вы знаете,
что, по-моему, одна Жанна д'Арк могла спасти Францию... Но
дело не в том. Я хотел поговорить о вас. (Отходят на задний
план).
Голос ведущего: Александр Павлович Липин, Михаил Михайлович
Лежнев, Басистов, Африкан Семенович Пигасов.
Л.: Господа, я предлагаю вам выпить за здоровье Дмитрия Рудина!
Недостатки Рудина мне хорошо известны. Они тем более выс-
тупают наружу, что сам он не мелкий человек (Все с удивлением
посмотрели на него).
Б.: Рудин - гениальная натура.
Л.: (возражает) Гениальность в нем, пожалуй, есть, а натура. В том-
то вся его беда, что натуры-то, собственно, в нем нет. Но не в
этом дело. Я хочу говорить о том, что в нем есть хорошего, реД"
кого. В нем есть энтузиазм; а это, поверьте мне, флегматическо
му человеку, самое драгоценное качество в наше время. Мы в
стали невыносимо рассудительны, равнодушны и вялы; мы зас
нули, мы застыли и спасибо тому, кто хоть на миг нас расшеве-
лит и согреет! Пора!
...Да, он действительно умрет где-нибудь в нищете и бедности;
но неужели и за это пускать в него камнем? Он не сделает нам
ничего именно потому, что в нем натуры, крови нет; но кто в
праве сказать, что он не принесет, не принес уже пользы? Что
его слова не заронили много добрых семян в молодые души,
которым природа не отказала, как ему в силе деятельности, в
умении исполнять собственные замыслы? Да я сам, я первый,
все это испытал на себе...
Б.: Браво! Браво! Как это справедливо сказано! А что касается до
влияния Рудина, клянусь вам, этот человек не только умел по-
трясти тебя, он с места тебя сдвигал, он не давал тебе останав-
ливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!
Л.: Вы слышите? Какого вам еще доказательства нужно?
Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это,
точно, большое несчастье. А за то, что в нем есть хорошего, бу-
дем ему благодарны. И дай Бог, чтобы несчастье вытравило из
него все дурное и оставило одно прекрасное в нем! Пью за здо-
ровье Рудина! Пью за здоровье товарища моих лучших годов,
пью за молодость,
За ее надежды, за ее стремления, за ее доверчивость и честность, за
все то, от чего и в 20 лет бились наши сердца, и лучше чего мы
все-таки ничего не узнали и не узнаем в жизни... Пью за тебя,
золотое время, пью за здоровье Рудина!
Герои романа «Рудин» «застывают в финальной мизансцене.
Хоровой коллектив исполняет произведение А. Ленского «Тихо со-
сны шумят». По окончании произведения звучит музыка. На фоне музы-
ки мужской голос:
Жизни лучшие мгновенья -
Сердца жаркие мечты,
Роковое впечатленье
Зла, добра и красоты;
Всё, что близко, что далёко,
Всё, что грустно и смешно,
Всё, что спит в душе глубоко,
В этот миг озарено.
В это время, «Живой занавес» открывает на центральной площад-
ке «скульптурную композицию» из героев романа И.С. Тургенева «Новь».
Голос ведущего: Марианна Синецкая, Алексей Нежданов, Валенти-
на Михайловна Синягина — герои романа «Новь».
«Скульптурная группа» «оживает», идёт инсценировка отрывка из
романа «Новь» - «Отречение от прошлого».
Алексей Нежданов и Марианна идут беседуя в сторону зрителя.
Синягина стоит спиной на заднем плане
М.: Сдается, что ты мог бы сделаться литератором, только я, навер-
ное, знаю, что у тебя есть призвание лучше и выше литературы.
Этим хорошо было заниматься прежде, когда другое было не-
возможно.
Н.: Ты думаешь? Да, я с тобой согласен. Лучше гибель, чем успех
здесь.
М.: Да, мой милый, ты прав! Ты прав! Но, может быть, мы и не по-
гибнем в тот час; мы успеем, ты увидишь, мы будем полезны,
наша жизнь не пройдет даром, мы пойдем в народ. Ты знаешь
какое-нибудь ремесло? Нет? Ну, все равно мы будем работать,
мы знаем, - я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки...
(Склонился к ее стану)
Н.: О, Марианна, я тебя не стою.
(Нежданов уходит на задний план. Синягина поворачивается и бы-
стро идёт к Марианне).
С.: Марианна, вы полюбили мсье Нежданова?
М.: Я люблю его.
С.: Да помилуйте, Марианна! Ведь он студент без рода без имения,
ведь он моложе вас! (злорадно). Что же из этого может выйти? И
что вы, с вашим умом, нашли в нем? Он просто пустой мальчик.
М.: Вы не всегда так думали, Валентина Михайловна.
С.: О, боже мой! Моя милая, оставьте меня в стороне... Тут дело идет
о вас, о вашей будущности. Подумайте! Какая же это партия для
вас?
М.: Признаюсь вам, Валентина Михайловна, я не думала о партии.
С.: Как? Что? Как мне вас понять? Вы следовали влечению вашего
сердца, положим... Но ведь все это должно же кончиться браком.
М.: Не знаю... Я об этом не думала.
С.: Вы об этом не думали!? Да вы с ума сошли!
М.: Прекратим этот разговор, Валентина Михайловна. Он ни к чему
не может привести. Мы все - таки не поймем друг друга.
С.: Нет, я вас очень хорошо понимаю: я понимаю, что вы пропита-
лись этими новыми идеями, которые вас непременно поведут к
погибели. Но тогда уже будет поздно.
М.: Может быть; но поверьте мне: мы и погибая не протянем вам
пальца, чтобы вы спасли нас.
Герои романа «Новь» «замирают в финальной мизансцене.
Звучит романс «Любовь не погасить невзгодам...»
По окончании музыкального произведения, «Живой занавес» закрывает
центральную площадку, звучит музыка. На фоне музыки женский голос:
Благославен учитель чувства,
Нам показавший образец,
Одевший в пламени искусства
И кровь и омуты сердец.
Наутре дней душа открыта,
Прикосновений жаждет новь,
И вот тропинка в ней пробита -
Через любовь к любви — в любовь.
На эти поэтические строки «Живой занавес» расходится, образуя
коридор, слева и справа от центральной площадки, открывая «скульп-
турную группу» из героев романа И.С. Тургенева «Накануне».
Голос ведущего: Герои романа И.С. Тургенева «Накануне».
После этих слов «скульптурная группа» «оживает» идёт инсцени-