Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности

Основополагающей для арт-терапии является ее связь с искусствознанием, психологией художественного творчества, социологией искусства. Знания в этих областях необходимы для понимания сущности функций искусства, и понимания роли искусства в социальной, духовной жизни человека и общества. Без этой основы невозможно осознание возможностей и особенностей, регулятивной и коммуникативной функций искусства и разработки этого направления в психологическом обеспечении профессиональной деятельности менеджера. В. С. Соловьев отмечал, что задача искусства вообще: это превращение физической жизни в духовную, то есть в такую, которая, способна внутренне преображать, одухотворять материю, и свободна от власти материального процесса. (Это самый важный вопрос, на который опирается общая концепция арт-терапии в психологическом обеспечении менеджера.) Я. Мукаржовский, чешский исследователь эстетики и теории искусства: «Одна из важнейших задач искусства находить путь к действительности, указывать человеку объединяющую точку зрения, с которой можно осмотреть действительность и понять пронизывающие ее связи. Искусство, которое мы называем современным, принимает на себя именно эту функцию и с ее позиции хочет и должно быть оцениваемо» [36]. Современное искусство нередко берет на себя психотерапевтическую функцию. Как отмечает Ю. Соболев, в настоящее время нет существенных границ, которые отделяли бы научные психотерапевтические методы от стратегий искусства. Их языки не обособляются, друг от друга… В арт-терапии можно очень широко применять стратегии современного искусства. И наоборот — интуитивно или сознательно, но многие приемы арт-терапии используются сейчас художниками» [58, с. 50]. Очень важным для этого сближения является в частности, что современное искусство апеллирует к личному творческому началу всех людей, стремится к получению опыта психологических изменений, освоению новых ролей и поведения. Следует обратить внимание, что основным направлением в современной философии, науке, искусстве, является постмодернизм, он выражает основные тенденции современной культуры. Постмодернизм отражает в разных формах изменение психологических потребностей современного человека, характеризует изменение способов их предъявления. Все это диктует необходимость рассмотреть влияние постмодернизма на задачи психотерапии. А. Блатер, придерживается следующего мнения, что ускоренное технологическое развитие в конце 1960-х привело к радикальному изменению качества жизни. Этот творческий подъем оказывает мощное влияние на психологию личности. И хотя есть весьма спорное утверждение, что в своей крайней форме философия постмодернизма отрицает объективное и измеряет истину лишь субъективным опытом. Все же следует признать, что такой конструктивистский подход, без сомнения, приложим к большинству категорий человеческого опыта, особенно, это относится к психологической, психосоматической, общественной, культурной, духовной и подобных им сфер деятельности. С другой стороны, творчество как основополагающий принцип, призывает к постоянной готовности пересматривать старую информацию сквозь призму настоящего момента. Среди практических задач психотерапии в эпоху постмодерна, он выделяет следующие:

1. Сделать творчество основополагающей ценностью.

2. Помочь построить клиентам историю их собственной жизни с элементами приключения и героического эпоса.

3. Помочь клиентам выработать трансперсональную (выходящую за пределы личности) перспективу как основу мировоззрения.

4. Помочь индивиду шире использовать метафору многообразного Я — не столько для того, чтобы синтезировать или контролировать его, сколько для того, чтобы предоставить свободу выражения различным его составляющим.

5. Помогать людям больше узнавать о других людях и культурах [71].

Необходимо, отметить мнение Б. Г. Ананьева, о задачах психологии искусства. Понятие «интериоризация», отражает превращение внешнего во внутреннее, объективного в субъективное, характеризует линию превращения социального в индивидуальное, линию развития человека как сына общества, народа. Есть и другой, более активный эффект социализации — экстериоризация — превращение внутреннего во внешнее. Это вид любой творческой деятельности. Механизм интериоризации в области искусства часто независим от человека, который выступает в роли зрителя, слушателя в течение всей жизни (например, благодаря каналам средств массовых коммуникаций). Переход к экстериоризации происходит именно тогда, когда человек, серьезно переработав все накопленное в процессе усвоения (интериоризации), пытается создать что-то свое [2].

К настоящему времени в отечественной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях. Несмотря на тот факт, что проведено много исследований отечественными и зарубежными учеными в области психологии творчества, по мнению многих ученых, нет целостной его концепции, которая отвечала бы запросам философской, искусствоведческой, психологической и т. д. мысли.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях.

Различные аспекты проблемы изобразительного творчества, взаимосвязь художественной деятельности и личностного развития индивида рассмотрены отечественными учеными Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, В. Н. Мясищевым, Б. М. Тепловым и др. Л. С. Выготский пишет: «Наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим» [14, с. 236]. Искусство является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, помогающей изжить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни». Рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление) [там же, с. 235].

Исследования С. П. Иванова, А. А. Мелик-Пашаева, В. С. Мухиной, П. В. Симонова в области проблем художественной деятельности связаны с решением задачи ее психологического наполнения, психологической операционализации. Этим, вероятно, объясняется большое внимание исследователей к таким важным вопросам, как, например, взаимосвязь творчества и художественной деятельности, ее психологическая роль в социализации человека и в освоении культуры, генезис общих и специальных способностей. Исследовано, что изобразительная деятельность облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения в работах М. Е. Бурно (1989), Р. Б. Хайкина (1982) и др.

В работах Л. А. Венгера, Н. Н. Волкова, А. В. Запорожца, В. И. Кириенко, О. И. Никифоровой и других ученых анализируются отдельные наиболее важные проблемы личностного, эмоционального развития в художественной деятельности. Не менее важным в творческом процессе является и эстетическое переживание, которое возникает в процессе создания художественной продукции. В своих исследованиях А. А. Попель, В. В. Рыжов отмечают, что «способность к творчеству является универсальной характеристикой человека, что каждый человек от природы способен творить, и творчество пронизывает любые формы деятельности человека» [42]. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, эстетическое, этическое переживание — это результат своеобразного искусства личности непосредственным образом воспринимать красоту мира или другого человека так, чтобы само переживание становилось ценностно [1]. Можно сказать, что эти переживания — не исходный пункт, а итог, результат личностного, эмоционального соединения с действительностью. И этот результат, в известном смысле, является самоцелью и самоценностью.

Возможности творчества не обозначить, так как его грани неисчислимо множественны. Мы согласны с мнением Л. Э. Панкратовой, что проблема творчества — одна из тех, какие в философии являются вечными. На каждом крутом вираже развития философской мысли она поворачивается то одной, то другой из своих многочисленных граней. Обозначим основные творческие возможности в рамках нашего исследования (рис. 1.).

Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности - student2.ru

Рис 1.Возможности творческого взаимодействия в модели арт-терапии

Методология, интерсдисциплинарная теория, технология арт-терапии

В продолжение теоретико-методологического обзора арт-терапии, остановимся на ее методологии, интердисциплинарной теории и технологическом уровне.

Методология арт-терапии продолжает находиться в стадии становления, собственно, как интегративная отрасль научного знания Особенностью методологии арт-терапии является то, что она отражает интеграцию теорий, концепций, методов познания психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук [28, 32]. Центральное место занимает психология с разнообразием теорий влияния и места творчества в жизни и деятельности человека. Развиваясь на основе межнаучного подхода, арт-терапия заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт психологии, психотерапии, искусства, и, прежде всего изобразительного, а также музыки, драмы, литературного творчества и т. д. Потребность в таком заимствовании объясняется не только «молодостью» мультидисциплинарной отрасли, сколько деликатностью объекта арт-терапии — психологическое здоровье человека как одного из наиболее сложных явлений материального мира [32]. Представим в виде модели (рис. 2) нашу точку зрения на некоторые, наиболее выраженные и очевидные взаимосвязи арт-терапии, для применения ее в профессиональной деятельности менеджера. Данная модель сформулирована на основе схемы мультидисциплинарных связей арт-терапии с другими науками Л. Д. Лебедевой [32].

Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности - student2.ru

Рис. 2.Модель мультидисциплинарных связей арт-терапии

Взаимосвязь арт-терапии с гуманистической психологией обусловливает ориентацию на персонализацию коррекционно-развивающего процесса, на становление психических функций, на развитие эмпатии, на активизацию его творческого потенциала средствами искусства [4]. Здесь следует остановиться на экзистенциальной психологии Р. Мей, который всецело опирается на идею К.-Г. Юнга об — индивидуальности человека. Он заявляет об уникальности каждого человека и видит источник множества проблем в том, что «человека играет не свою роль» и «не знает самого себя» [38]. Каждому человеку необходимо мужество быть собой, которое только и ведет к социальной адаптации. Новшество Р. Мэй заключаются в том, что при рассмотрении личности, он отмечает «дух» — как составляющую личности, которая обеспечивает ее творческий рост. Его «экзистенциалами», иными словами характеристиками человеческого бытия, являются — открытость будущему, воля, любовь. Любовь, тот же атрибут духа, что и воля, но направленная не на собственную жизнь или мир, а на других людей. Все эти процессы прочно связаны с творческой природой экзистенции. Всякое «расширение сознания», по Р. Мей, переконструирование мира, создание нового мира, что и является творчеством. Человек, живущий творчески, постоянно вне себя, вне своих рамок и ограничений; такой человек постоянно открывает новые стороны действительности, понимает каждую вещь и каждого человека со всех сторон [37]. По его мнению, личность, не может быть целостной, и этого не нужно добиваться. Статичность и замкнутость — это смерть для личности. «Наша цель — новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» [44, c. 30, 31]. Причиной всех личностных проблем, по его мнению, является «нарушение правильного распределения напряжений ко всей внутренней структуре личности» [там же, с. 40]. Коррекция напряжений — творческий, динамический процесс — величайший дар свыше: «Чем одареннее человек, тем легче и быстрее происходит в нем коррекция, он более восприимчив и глубже чувствует страдание, но его потенциал гораздо богаче» [там же].

Связь арт-терапии с психотерапией и медицинской психологией позволяет правильно выстроить психокоррекционных процесс воздействия средствами искусства в психологическом обеспечении управления. Знания психологии труда и психологии менеджмента дают возможность применять метод арт-терапии в психологическом обеспечении менеджера.

Для применения арт-терапии в психологическом обеспечении менеджмента, руководства необходимы знания из области психологии менеджмента, и психологии труда. Как мы будем рассматривать ниже, без знания требований к профессии, условий труда, проблем профессиональной деятельности и понимания концепции психологического обеспечения любой деятельности, применение арт-терапии может либо быть неэффективно, либо принести нанести ущерб психологическому здоровью, в нашем случае менеджеру.

На современном этапе применения арт-терапии — как отдельные, бессистемно используемые приемы, методики, упражнения на основе изобразительного творчества, отмечаются тенденции к выхолащиванию данного метода. Так как, арт-терапия рассматривается нами, как инновационная технология в психологическом обеспечении профессиональной деятельности, рассмотрим, в обобщенном виде — что мы подразумеваем под словом технологичность арт-терапии. Проблема «технология арт-терапии в психологическом обеспечении остается» мы оставляем дискуссионной, так как не претендуем на ее полное описание и обоснование. Мы не будем останавливаться на доказательствах соответствия арт-терапии понятию «технология», так как данную проблему более подробно рассмотрела Л. Д. Лебедева в своем лонгитюдном исследовании. Мы использовали данное исследование и выделили основные критерии «технология арт-терапия» в применении ее в психологическом обеспечении.

В самых общих чертах технология рассматривается разными авторами как совокупность (определенных процессов), научное описание (каких-либо) способов, смысл использования различных средств, программно-методическое обеспечение, совокупность психологических установок [32, 45]

Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности - student2.ru

Рис. 3.Технологические возможности арт-терапии в психологическом обеспечении профессиональной деятельности

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о полифункциональности арт-терапии и выделить ее терапевтические ресурсы в решении проблем персонала (рис. 4).

Взаимосвязь художественной деятельности и развития личности - student2.ru

Рис. 4.Полифункциональность арт-терапии в решении задач психологического обеспечения персонала

Групповая арт-терапия

Арт-терапевтический процесс может происходить как в индивидуальной, так и групповой форме. Существуют разновидности арт-терапевтических групп: тематически-ориентированная, студийная, открытая, закрытая, структурированная и неструктурированная. Для проведения исследований в области психологии труда возможно сочетание разных по форме групп, с учетом их характерных признаков и специфических особенностей групповой арт-терапии. Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий и меньшую длительность существования по сравнению со студийной и с динамической [30].

Групповая арт-терапия имеет ряд достоинств: она развивает ценные социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, повышает самооценку, развивает навыки принятия решений [78]. Это дает возможность использовать потенциал разных подходов арт-терапии, адаптировав их к конкретным задачам, условиям и направленности работы. В таких условиях важно уважать личное пространство, которое связано как с процессом художественной экспрессии, так и с правилами использования изобразительных материалов, расположением рабочих мест и самих участников в пространстве [30, 32].

А. И. Копытин выделил ведущие факторы групповой работы для анализа различных процессов и феноменов групповой арт-терапии:

· фактор художественной экспрессии;

· фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений;

· фактор интерпретации и вербальной обратной связи.

Каждый из выделенных факторов может быть связан с целым рядом подфакторов и механизмов психологических изменений [29].

Для более полного понимания терапевтического воздействия изобразительного творчества на человека необходимо учитывать не только изменения, которые происходят в его состоянии непосредственно в ходе изобразительной деятельности, но и то, что предшествует созданию визуальных образов и что за этим следует. Некоторые специалисты рассматривают последующие работы клиента с созданной им продукцией как важный фактор достижения психологических изменений. К ним относятся художественные описания, драматические представления (перформансы) на основании созданной художественной продукции, совершение с ней ритуальных действий, трансформация в талисманы и т. д. [29, 79].

Художественную экспрессию специалист должен оценивать на трех основных уровнях:

· общегрупповом («групповая художественная культура», «групповые образы»);

· межличностном (средство общения, выражение своего отношения, как друг другу, так и ведущему группы);

· внутриличностном (выражение индивидуальных чувств, потребностей, проблем, фантазий и т. д.).

Для описания комплексных изменений, которые происходят с человеком в ходе арт-терапевтических занятий, мы взяли за основу многоосевую модель коммуникаций участников группы (по А. И. Копытину), адаптировав ее под наши цели [29]. В ходе групповой арт-терапии ведущий группы может оценивать многообразие коммуникативных процессов, и, в зависимости от их характера, гибко применять те или иные стратегии и тактики работы с группой, чтобы задействовать внутриличностные, общегрупповые ресурсы, расширить круг возможностей участников группы, предлагая им техники изобразительного, драматического, музыкально-танцевального характера, в том числе связанные с изготовлением масок, современными речевыми стратегиями, перформансом.

Таблица 1.Оси коммуникации в групповой арт-терапевтической работе

Оси коммуникаций
Уровни коммуникации Направленность коммуникации Способы коммуникации
Уровень социальных отношений Общегрупповые процессы Сенсомоторный (телесная, голосовая экспрессия, манипуляции с художественными материалами, инструментами)
Уровень переносов Межличностные процессы Проективно-символический / проективно-знаковый (посредством символообразования, использования знаковых систем)
Уровень разных психических процессов Внутриличностные процессы Драматически-ролевой (посредством ролевого моделирования различных образов и ситуаций с элементами драматического исполнения)
Вербальный (посредством обратной связи и сообщения информации

Обсуждение в группе является наиболее приемлемой формой в групповой арт-терапии для осознавания содержаний внутреннего мира, и их связи с системой отношений. Чаще всего в нашей практике формой групповых обсуждений служит модель объединения в малые подгруппы (3–4 человека), при необходимости можно перейти к общегрупповой развернутой дискуссии или к записи полученного опыта в рабочую тетрадь.

Ведущий группы при этом выполняет следующие функции:

· обозначение темы обсуждения (или помощь участникам в выборе тем);

· структурирование обсуждения (порядок и временной регламент);

· комментарии и интерпретации (по поводу изобразительной продукции участников, их поведения, обсуждения в группе);

· помощь в оценке внутригрупповых, коммуникативных процессов;

· формирование наиболее продуктивной модели обсуждения (в иных случаях переход к развернутым дискуссиям) [29, 53].

Наши рекомендации