Конвенция от 22 февраля 1866 г., подписанная в Каире

22 февраля 1866 г. вице-король Египта Исмаил заключил с Лессепсом конвенцию, которая уточняла положение фирманов 1854 и 1856 гг. За отказ от некоторых прав, которые были даром предоставлены Египтом Компании, Египет обязывался выплатить Компании большую сумму денег. Египетское правительство было вынуждено прибегнуть к новым займам.

Суэцкий канал был открыт 17 ноября 1869 г. Его строительство обошлось Египту в 400 млн. франков, тогда как все европейские концессионеры вложили лишь 100 млн. франков. Открытие канала имело большое международное значение, но Египет выгод от Суэцкого канала не получил. Страна была опутана иностранными займами, а борьба европейских держав за обладание каналом вела к захвату Египта и его колониальному порабощению.

Ст. 1. Повсеместно отменяется и остается отмененным положение от 20 июля 1856 г. относительно использования феллахов на работах на Суэцком канале.

Вследствие чего объявляется недействительным положение ст. 2 Концессионного акта от 5 января 1856 г., изложенное следующим образом: во всех случаях по крайней мере 4/5 рабочих, используемых на этих работах, должны быть египтянами.

Египетское правительство выплатит Компании в качестве возмещения ввиду отмены Положения от 5 июля 1856 г. и преимуществ, которое оно предоставляло, сумму в 38 млн. франков.

Компания будет впредь обеспечивать себя рабочими, необходимыми для работ предприятия, на общих правах, беспрепятственно и без всяких привилегий.

Ст. 2. Компания отказывается от преимуществ, предоставляемых ст. 7 и 8 Концессионного акта от 30 ноября 1854 и ст. 10, 11 и 12 акта от 5 января 1856 г.

Площадь пригодной для орошения земли, уступленной Компании теми же актами от 1854 и 1856 гг. и переуступленной правительству, была, с общего согласия, определена и установлена в размере 63 тыс. гектаров, из которых должны быть вычтены 3 тыс. гектаров, составляющие часть территории, выделенной для нужд эксплуатации Морского канала.

Ст. 3. В связи с отменой ст. 7 и 8 Концессионного акта 1854 г. и ст. 10, 11 и 12 акта 1856 г., как об этом говорится в ст. 2, возмещение, которое Египетское правительство обязано выплатить Компании, должно возрасти вследствие переуступки земель до суммы 30 млн. франков, при цене 500 франков за один гектар.

Ст. 4. Учитывая, что для Морского Канала необходимо определить площадь земель, требуемых для его сооружения и эксплуатации, на условиях, могущих обеспечить процветание предприятия; что эта площадь не должна ограничиваться пространством, которое будет за-нимать сам канал, его полоса отчуждения и причалы; учитывая, что для полного удовлетворения нужд эксплуатации необходимо, чтобы Компания могла соорудить вблизи Морского канала склады, кладовые, мастерские, порты в таких местах, где это будет признано целесообразным, и, наконец, жилища для сторожей, надсмотрщиков, рабочих, занятых текущими работами, и для всех служащих администрации; что, кроме того, является желательным предоставить вместе с жилищами участки земли, на которых можно разбить сады и которые могу! обеспечить некоторое пропитание в местах, лишенных любого источника такого рода; что, наконец, необходимо, чтобы Компания могла располагать земельными участками, достаточными для осуществления посадок и производства работ по предохранению Морского канала от засыпания песком и для обеспечения его сохранности; но что перечисленным выше различным службам не должно предоставляться ничего сверх того, что необходимо для их достаточного обеспечения; что Компания не может претендовать в коммерческих целях на какую-либо земельную площадь, либо для ее обработки, либо для возведения на ней построек, либо ее переуступки в случае, если население увеличилось. В пределах этих рамок обе заинтересованные стороны устанавливают на всей трассе Морского канала зону территорий, пользование которыми в течение концессии необходимо для сооружения, эксплуатации и сохранности этого канала.

С общего согласия достигнута договоренность, что количество земли, необходимой для сооружения, эксплуатации и сохранности назван-ного канала, устанавливается в соответствии с планами и таблицами, составленными, утвержденными, подписанными и приложенными с этой целью к настоящей конвенции.

Ст. 5. Компания переуступает Египетскому правительству второй участок пресноводного канала, расположенный между Вади, Исмаи-лией и Суэцем, так же как она уже переуступила ему первый участок того же канала, расположенный между Каиром и территорией Вади, конвенцией от 18 марта 1863 г.

Переуступка этого второго участка пресноводного канала произ-водится в силу и на условиях нижеследующих:

1. Компания обязана закончить незавершенные работы с тем, чтобы довести канал Вади – Исмаилия – Суэц до установленных размеров и привести его в приемлемое состояние.

2. Египетское правительство вступит во владение пресноводным каналом, искусственными сооружениями и относящимися к ним земельными участками, как только Компания сочтет себя в состоянии передать указанный канал на вышеупомянутых условиях. Эта передача, предполагающая принятие Египетским правительством, будет проведена путем обсуждения между инженерами правительства и Компании и оформлена протоколом, подробно излагающим пункты, по которым состояние канала не будет соответствовать условиям, которым он должен отвечать.

3. Содержание указанного канала с момента его передачи будет возложено на Египетское правительство, которое обязано:

I. В возможные сроки произвести все посадки, посевы и защитные работы, необходимые для предотвращения разрушения берегов и наступления песков, поддержания водного питания канала из канала Загазиг до тех пор, пока это питание не будет обеспечено непосредственно водой из Каира.

II. Выполнить работы в той части канала, которая была ему переуступлена конвенцией 18 марта 1863 г., и присоединить этот первый участок ко второму в пункте соединения Вади.

III. Обеспечить круглогодичную навигацию путем поддержания в канале уровня воды в два метра пятьдесят см при высоком уровне воды в Ниле, в два метра – при среднем уровне и минимум в один метр – при самом низком уровне1.

IV. Кроме того, ежедневно поставлять Компании 70 тыс. кубических метров воды для снабжения населения, проживающего на трассе Морского канала, для поливки садов, для работы машин по содержанию морского канала и машин промышленных предприятий, связанных с его эксплуатацией; для орошения посевов и посадок, производимых на дюнах и других землях, лишенных естественного орошения и входящих в службы Морского канала; наконец, для снабжения водой судов, проходящих по указанному каналу.

V. Производить любую чистку и работы, необходимые для содержания пресноводного канала и его искусственных сооружений в хорошем состоянии. В связи с этим Египетское правительство заменит Компанию в отношении тягот и обязательств, которые вытекали бы для нее из недостаточного содержания, приняв во внимание состояние, в котором был передан канал, и срок, необходимый для выполнения работ, которые могло бы потребовать такое состояние.

Ст. 6. Компания будет иметь право проводить проточные каналы и трубы, необходимые для подачи 70 тыс. кубических метров воды, о которых говорится выше, по землям, по которым они должны пройти.

Ст. 7. После передачи пресноводного канала Египетское прави-тельство вступит в пользование им и получит право отводить из него воду; со своей стороны, Компания в течение всего периода работ по строительству Морского канала и, при необходимости, до конца 1869 г. будет иметь право организовывать на пресноводном канале службы лопастной или простой буксировки для нужд своих перевозок или перевозок своих подрядчиков и право исключительной эксплуатации транзита товаров из Порт-Саида в Суэц и наоборот.

После 1869 г. Компания будет пользоваться пресноводным каналом на общих правах; она будет пользоваться каналом на тех же основаниях, что и египтяне, однако ее баржи и суда не могут облагаться какими-либо судоходными пошлинами.

Снабжение Порт-Саида пресной водой по прямому пути будет впредь осуществляться теми средствами, которые Компания сочтет подходящими использовать на свой счет.

Компания не имеет больше права цессии2 на отвод воды, судоходство, лоцманскую проводку, буксировку, швартовку или стоянку, предоставленную ей на пресноводном канале ст. 8 и 17 Концессионного акта от 5 января 1856 г.

Суда, построенные Компанией для обслуживания пресноводного канала на трассе от Загазига до Суэца, уступаются Египетскому правительству по себестоимости; те суда и службы, которые являются необходимыми для Компании, в течение вышеуказанного периода будут арендоваться правительством из расчета пяти процентов годовых на вложенный капитал.

Ст. 8. Полное возмещение, причитающееся Компании и достигающее суммы в 84 млн. франков, будет выплачено ей Египетским правительством вместе с остатком суммы акций правительства, в случае если Компания прибегнет в текущем году к новой подписке, и 10 млн. франков, составляющих продажную цену Вади, способом, указанным в составленной с этой целью таблице, подписанной и приложенной к настоящей конвенции.

Ст. 9. Морской канал и все его службы остаются в ведении египетской полиции, которая будет свободно действовать как и в любом другом пункте территории, с тем, чтобы обеспечить надлежащий порядок, общественную безопасность и соблюдение законов и правил страны.

Египетское правительство будет пользоваться правом прохода по Морскому каналу через пункты, которые оно сочтет необходимым, как для своего собственного сообщения, так и для свободного торгового и пассажирского сообщения без права Компании взимать любые судоходные пошлины или другие сборы под каким бы то ни было предлогом.

Ст. 10. Египетское правительство будет иметь право в зоне территорий, предоставленных для служб Морского канала, занять любую позицию или любой стратегический пункт, которые оно сочтет необходимыми для обороны страны. Такое занятие не должно препятствовать судоходству и нарушать права, признаваемые за полосой отчуждения канала.

Ст. 12. В интересах торговли, промышленности или успешной эксплуатации канала любое частное лицо будет иметь право, получив предварительное разрешение Правительства и соблюдая административные или муниципальные постановления местной власти, а также законы, обычаи и налоговые правила страны, обосноваться либо вдоль Морского канала, либо в городах, построенных на его трассе, за исключением полосы отчуждения, берегов и мест швартовки; эти последние должны оставаться открытыми для свободного сообщения, регламентируемого правилами, которые определят порядок пользования ими.

Такое обоснование, впрочем, может произойти лишь на местах, которые не будут признаны инженерами Компании необходимыми для служб эксплуатации и с обязательством обосновывающихся лиц возместить Компании суммы, израсходованные ею на создание и освоение указанных мест.

Ст. 16. Всеобщая Компания Морского Суэцкого канала, будучи египетской компанией, управляется законами и обычаями страны, однако в том, что касается ее организации как общества и взаимоотношений ее акционеров, она регулируется на основании специальной конвенции, законами, которыми во Франции управляются акционерные общества. Достигнута договоренность, что все споры по этому вопросу будут решаться во Франции арбитрами, с обращением к Парижскому Имперскому суду, как к верховному арбитру.

Споры в Египте между Компанией и частными лицами любой национальности будут решаться местными судами, в соответствии с формами, установленными законами и обычаями страны и договорами.

Спорные вопросы, которые могут возникнуть между Египетским правительством и Компанией, будут также передаваться в местные суды и решаться в соответствии с законами страны.

Старшие рабочие и другие лица, принадлежащие к администрации Компании, будут судиться местными судами, в соответствии с местными законами и договорами, за все правонарушения и по всем спорным вопросам, в которых стороны или одна из них принадлежит к коренному населению.

Если все стороны являются иностранцами, разбор их дела будет вестись в соответствии с установленными правилами.

1 Уровень воды в Ниле непостоянен. Колебания достигают 5-6 м. Наибольший уровень – во время разлива Нила в сентябре – октябре.

2 Цессия – юридический термин, означающий «уступка требования». В данном случае Компания, например, лишается права взимать плату с землевладельцев, орошающих свои земли, прилегающие к каналу, водой из него.

«Таймс» о покупке Англией акций Суэцкого канала (26 ноября 1875 г.)

В 1882 г. участь Туниса разделил Египет, в борьбе за обладание которым Англия взяла верх над Францией. Важным моментом в истории англо-французского соперничества в этой части Африки было приобретение Англией в ноябре 1875 г. принадлежавших Египту акций Суэцкого канала (они составляли 44% всех акций). Публикуемый отрывок из статьи в газете «Тайме» вскрывает цели, которые преследовал кабинет Дизраэли, осуществивший эту «операцию».

Сегодня мы должны сделать сенсационное сообщение. Британское правительство купило у хедива акции Суэцкого канала на сумму 4 млн. ф. ст. ...И когда будет получена официальная санкция парламента, британское государство унаследует всю обширную долю Исмаила-паши в этом предприятии и станет главным его владельцем, влияние которого будет преобладать над всеми остальными...

Публика как в нашей стране, так и в других странах будет рассматривать этот акт британского правительства скорее в политическом, чем в коммерческом аспекте. Он будет оценен как демонстрация и даже нечто большее: как декларация намерений и начало действий. Невозможно отделить в нашем представлении покупку Суэцкого канала от вопроса о будущих отношениях Англии с Египтом, а судьбу Египта – от тех туч, которые заволакивают политический горизонт Турецкой империи... Если восстания или интриги, агрессия извне или внутреннее разложение приведут Турецкую империю к политическому и финансовому краху, то может возникнуть необходимость принять меры к охране безопасности той части владений султана, в которой мы более всего заинтересованы.

Наши рекомендации