Назначение и функции операционной системы

ОС управляет всеми устройствами компьютерной системы (процессорами, оперативной памятью, дисками, клавиатурой, монитором, принтерами, сетевыми устройствами и др.) и обеспечивает пользователя удобным интерфейсом для работы с аппаратурой.

Общепринятого определения Операционной системы, вообще говоря, нет.

Обычно ОС определяется через ее функции.

Под ОС обычно понимают комплекс управляющих и обрабатывающих программ, который, с одной стороны, выступает как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем с его задачами, а с другой - предназначен для наиболее эффективного использования ресурсов вычислительной системы и организации надежных вычислений.

Другими словами, две основные функции (назначение) ОС:

1) предоставлять пользователю некую расширенную виртуальную машину, с которой легче работать (легче программировать), чем непосредственно с аппаратурой реального компьютера или реальной сети;

Для пользователя (приложения) работа с различными ресурсами (процессор, память, диски, периферийные устройства) выглядит так, как будто эти ресурсы находятся в его полном распоряжении, при этом в одной системе может выполняться одновременно несколько приложений, каждое со своим собственным набором ресурсов. В этом смысле говорят, что ОС реализует виртуальную машину, предоставляя приложениям средства многозадачности.

2) управлять ресурсами вычислительной системы.

Поэтому в специальной литературе ОС представляется всегда двояко:

1) как расширенная виртуальная машина и

2) как система управления ресурсами.

Функции ОС

· прием от пользователя (оператора) заданий или команд, сформулированных на соответствующих языках, и их обработка;

· загрузка в ОП программ и их исполнение;

· инициация программы (передача ей управления);

· прием и исполнение программных запросов на запуск, приостановку, остановку других программ; организация взаимодействия между задачами;

· идентификация всех программ и данных;

· обеспечение работы системы управления файлами и/или систем управления БД;

· обеспечение режима мультипрограммирования (многозадачности);

· планирование и диспетчеризация задач;

· обеспечение функций по организации и управлению операциями ввода/вывода;

· удовлетворение жестким ограничениям на время ответа в режиме реального времени (для соответствующих ОС);

· управление памятью, организация виртуальной памяти;

· организация механизмов обмена сообщениями и данными между выполняющимися программами;

· защита одной программы от влияния другой; обеспечение сохранности данных;

· аутентификация, авторизация и другие средства обеспечения безопасности;

· предоставление услуг на случай частичного сбоя системы;

· обеспечение работы систем программирования;

· параллельное исполнение нескольких задач.

Классификация ОС

Операционные системы различаются особенностями реализации внутренних алгоритмов управления основными ресурсами компьютера (процессорами, памятью, устройствами), особенностями использованных методов проектирования, типами аппаратных платформ, областями использования и многими другими свойствами.

Приведем классификация ОС по нескольким наиболее основным признакам.

Особенности алгоритмов управления ресурсами. От эффективности алгоритмов управления локальными ресурсами компьютера во многом зависит эффективность всей сетевой ОС в целом. Поэтому, характеризуя ОС, приводят важнейшие особенности реализации функций ОС по управлению процессорами, памятью, внешними устройствами автономного компьютера.

Например, в зависимости от особенностей использованного алгоритма управления процессором, операционные системы делят на

ü многозадачные и однозадачные,

ü многопользовательские и однопользовательские,

ü на системы, поддерживающие многонитевую обработку и не поддерживающие ее,

ü на многопроцессорные и однопроцессорные системы.

Поддержка многозадачности. По числу одновременно выполняемых задач операционные системы могут быть разделены на два класса:

· однозадачные (например, MS-DOS, MSX);

· многозадачные (мультизадачные) (OC EC, OS/2, UNIX, Windows 95).

Однозадачные ОС в основном выполняют функцию предоставления пользователю виртуальной машины, делая более простым и удобным процесс взаимодействия пользователя с компьютером. Однозадачные ОС включают средства управления периферийными устройствами, средства управления файлами, средства общения с пользователем. Многозадачные ОС, кроме вышеперечисленных функций, управляют разделением совместно используемых ресурсов, таких как процессор, оперативная память, файлы и внешние устройства.

Поддержка многопользовательского режима. По числу одновременно работающих пользователей ОС делятся на:

· однопользовательские (MS-DOS, Windows 3.x, ранние версии OS/2);

· многопользовательские (UNIX, Windows NT).

Главным отличием многопользовательских систем от однопользовательских является наличие средств защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей. Следует заметить, что не всякая многозадачная система является многопользовательской, и не всякая однопользовательская ОС является однозадачной.

Вытесняющая и невытесняющая многозадачность. Важнейшим разделяемым ресурсом является процессорное время. Способ распределения процессорного времени между несколькими одновременно существующими в системе процессами (или нитями) во многом определяет специфику ОС. Среди множества существующих вариантов реализации многозадачности можно выделить две группы алгоритмов:

· невытесняющая многозадачность (NetWare, Windows 3.x);

· вытесняющая многозадачность (Windows NT, OS/2, UNIX).

При невытесняющей многозадачности активный процесс выполняется до тех пор, пока он сам, по собственной инициативе, не отдаст управление операционной системе для того, чтобы та выбрала из очереди другой готовый к выполнению процесс. При вытесняющей многозадачности решение о переключении процессора с одного процесса на другой принимается операционной системой, а не самим активным процессом.

Поддержка многонитевости. Важным свойством операционных систем является возможность распараллеливания вычислений в рамках одной задачи. Многонитевая ОС разделяет процессорное время не между задачами, а между их отдельными ветвями (нитями).

Многопроцессорная обработка. Другим важным свойством ОС является отсутствие или наличие в ней средств поддержки многопроцессорной обработки - мультипроцессирование. Мультипроцессирование приводит к усложнению всех алгоритмов управления ресурсами.

Многопроцессорные ОС могут классифицироваться по способу организации вычислительного процесса в системе с многопроцессорной архитектурой: асимметричные ОС и симметричные ОС. Асимметричная ОС целиком выполняется только на одном из процессоров системы, распределяя прикладные задачи по остальным процессорам. Симметричная ОС полностью децентрализована и использует весь пул процессоров, разделяя их между системными и прикладными задачами.

Обратим внимание, что нами были рассмотрены характеристики ОС, связанные с управлением только одним типом ресурсов - процессором. Важное влияние на облик операционной системы в целом, на возможности ее использования в той или иной области оказывают особенности и других подсистем управления локальными ресурсами - подсистем управления памятью, файлами, устройствами ввода-вывода.

Microsoft Windows

Microsoft Windows (Майкрософт Виндоус) - семейство операционных систем компании (Майкрософт).

Работает на платформах Intel, AMD, а также на процессорах VIA и других, за некоторыми исключениями. Поклонники OS/2, AmigaOS, Mac OS, Solaris, Linux и UNIXкритикуют все версии Windows с момента появления системы на рынке. Однако последние 10 лет Windows - самая популярная операционная система для настольных компьютеров на процессорах семейства x86. В большей части этот успех обеспечен рыночной политикой, которая также критикуется. Существует два специфических ответвления в семействе ОС Windows:

· Embedded - ОС реального времени, предназначенная для управления промышленными оборудованием, создаётся как урезанная версия Windows NT или XP.

· Windows Mobile (Ранее WinCE) - служит для управления карманными компьютерами, комуникаторами и сотовыми телефонами.

DOS

В 1980 Тимом Патерсоном (Tim Paterson) из Seattle Computer Products (SCP) была создана QDOS (Quick and Dirty Operating System). QDOS, по большей части, была 16-разрядным клоном CP/M, но с новой файловой системой — FAT. QDOS была переименована в 86-DOS, поскольку разрабатывалась для работы на процессоре Intel 8086. Microsoftприобрела QDOS за $50 000 и продала её IBM уже как PC-DOS (MS-DOS).

1 августа 1984 IBM объявляет о выпуске нового поколения персональных компьютеров - IBM PC AT. Совместно с Microsoft IBM приступает к разработке новой операционной системы для компьютеров IBM PC AT. Новая ОС должна преодолеть ограничение MS-DOS на 640Kb памяти для прикладных программ и реализовать поддержку режима многозадачности. Так началась долгая и трудная судьба операционной системы OS/2.

GNU/Linux

В начале 90-х годов тогда студент Хельсинкского университета Линус Торвалдс начал разработку ядра новой ОС для IBM-совместимых ПК, которое было названо «Linux или "Линукс"». В настоящее время GNU/Linux (совокупность различных дистрибутивов построенных на базе ядра Linux) стоит на втором месте по популярности среди ОС используемых на рабочих столах пользователей (первое место принадлежит Microsoft Windows).

Linux-Beginner (Начинающим. Что, где, как и почему. Основные направления.)

Linux-FAQ (Часто задаваемые вопросы и ответы на них.)

Linux-Articles (Тематические статьи. Не желаете ли разместить свою? :)

Linux-Books (Комментарии к понравившимся книгам.)

Linux-Links (Коллекция полезных ссылок.)

Linux-hand-book (Короткий полезный справочник повседневных команд)

Linux-About (Что добавлять, в каком формате и как задавать вопросы.)

FreeDOS

FreeDOS — свободно-распространяемая функциональная копия известной дисковой операционной системы MS-DOS.

38.Файловый менеджер — компьютерная программа, предоставляющая интерфейс пользователя для работы с файловой системой и файлами. Файловый менеджер позволяет выполнять наиболее частые операции над файлами — создание, открытие/проигрывание/просмотр, редактирование, перемещение, переименование, копирование, удаление, изменение атрибутов и свойств, поиск файлов и назначение прав. Помимо основных функций, многие файловые менеджеры включают ряд дополнительных возможностей, например, таких как работа с сетью (через FTP, NFS и т. п.), резервное копирование, управление принтерами и пр.

Выделяют различные типы файловых менеджеров, например:

• Навигационные и пространственные — иногда поддерживается переключение между этими режимами.

• Двупанельные — в общем случае имеют две равноценных панели для списка файлов, дерева каталогов и т. п.

Навигационные файловые менеджеры: проводник Windows (англ. Windows Explorer) -- встроен в Windows, Mac OS X, Finder, Path Finder и др.

Современный файловый менеджер должен: обеспечивать удобную возможность работы с файлами, копировать, удалять, перемещать, создавать редактировать текстовые файлы, запускать внешние программы для работы с разными типами файлов, позволять с легкостью и удобством работать как клавиатурой, так и с помощью мышки, поддерживать технологию плагинов и настройку цветовых схем.

В состав файлового менеджера должны входить ряд модулей, которые непосредственно связаны с работой с файлами:

1. Просмотр и редактирование текстовых файлов, подцветка синтаксиса, поддержка разных кодировок (включая Unicode)

2. Поиск и замена по множеству файлов, множественное переименование файлов, просмотр картинок, работа с архивами.

Первым, ставшим самым известным файловым менеджером, стал Norton Commander( написан для DOS), занявший место в сердцах пользователей на многие годы. Гениальный двухпанельный интерфейс и синий цвет для многих стал синонимом «работающего компьютера».

На смену Norton Commander пришел Dos Navigator. Новая программа позволила одновременно открывать несколько файловых панелей и текстовых файлов, имела удобные клавиатурные сокращения и мощный текстовый редактор. В файловом менеджере появилось несколько полезных утилит, в том числе калькулятор, телефонная книжка и даже CD-проигрыватель.

На смену DOS пришла операционная система Windows с мощной графической поддержкой. Но необходимость в качественной программе, с помощью которой можно было бы значительно упростить управление содержимым дисков компьютера, осталась.

Однако Dos Navigator был написан под DOS, и переносить его на платформу Win32 разработчики не стали. Выпущенный же для Windows Norton Commander особой популярностью не пользовался.

Файловые менеджеры для операционных систем Windows.

FAR Manager -- консольный файловый менеджер для операционных систем семейства Windows. Эта программа выглядит как ДОС - оболочка, но приспособлена под Windows. Есть история путей и история папок. Большое достоинство - это поддержка плагинов. Недостаток заключается в настройке.

Архиваторы в Far: Вы можете создавать, просматривать, изменять архивы, к наиболее популярным видам, которых можно отнести RAR, ZIP, ARJ, HA, CAB.

Плагины Far:

- управление принтерами, как подключенными к ПК, так и сетевыми;

- подсветка синтаксиса в исходных текстах программ;

- поиск и замена символов одновременно во множестве файлов с применением регулярных выражений;

- работа при нестандартных размерах текстового экрана;

- перекодировка текстов с учетом национальных кодовых таблиц;

- манипуляции с содержимым корзины;

- автозавершение слов в редакторе и работа с шаблонами;

- создание и изменение ярлыков Windows;

- управление программой WinAmp и модификация комментариев MP3-файлов и др.

Total Commander — файловый менеджер с закрытым исходным кодом, работающий на платформе Microsoft Windows.

Это файл-менеджер умеет открывать ZIP, ARJ, RAR, ACE, LZH, GZ и TAR-файлы, как обычные папки.

Использовать Total Commander можно и для обнаружения («Команды/ Поиск файлов») и сопоставления данных («Файл / Сравнить содержимое»), а также синхронизации каталогов. Последняя опция позволяет увидеть дубликаты в разных папках. Вызывается соответствующее окно обращением к параметру «Синхронизировать папки...» в меню «Команды».

Total Commander показывает в своих панелях больше информации о файлах, чем стандартный Проводник, а при работе с данными всегда виден объем занятого и свободного пространства на диске. Кроме этого, программа может сразу показывать все файлы внутри указанной директории, даже если они расположены в отдельных вложенных папках. Total Commander может создавать контрольную сумму файлов и проверять ее, может разрезать файлы на части и склеивать их.

1)Операционная система - набор специальных программ, обеспечивающих работоспособность компьютерной системы: управление аппаратурой и прикладными программами, интерфейс с пользователем.

Сетевая операционная система– это операционная система, которая обеспечивает обработку, хранение и передачу данных в информационной сети.

Главными задачами сетевой ОС являются разделение ресурсов сети (например, дисковые пространства) и администрирование сети. Системный администратор определяет разделяемые ресурсы, задаёт пароли, определяет права доступа для каждого пользователя или группы пользователей. Отсюда сетевые ОС делят на сетевые ОС для серверов и сетевые ОС для пользователей.

39.Существуют специальные сетевые ОС, которым приданы функции обычных систем (например, Windows NT) и обычные ОС (Windows XP), которым приданы сетевые функции. Практически все современные ОС имеют встроенные сетевые функции.

Сетевая операционная система составляет основу любой вычислительной сети. Каждый компьютер в сети в значительной степени автономен, поэтому под сетевой операционной системой в широком смысле понимается совокупность операционных систем отдельных компьютеров, взаимодействующих с целью обмена сообщениями и разделения ресурсов по единым правилам - протоколам. Эти протоколы обеспечивают основные функции сети: адресацию объектов, функционирование служб, обеспечение безопасности данных, управление сетью. В узком смысле сетевая ОС - это операционная система отдельного компьютера, обеспечивающая ему возможность работать в сети.

В зависимости от того, как распределены функции между компьютерами сети, сетевые операционные системы, а следовательно, и сети делятся на два класса: одноранговые и двухранговые, которые чаще называют сетями с выделенными серверами.

Если компьютер предоставляет свои ресурсы другим пользователям сети, то он играет роль сервера. При этом компьютер, обращающийся к ресурсам другой машины, является клиентом. Компьютер, работающий в сети, может выполнять функции либо клиента, либо сервера, либо совмещать обе функции.

2) Как правило, доступпредоставлялся и зачастую предоставляется неконтролируемо - раздается доступ ко всем ресурсам, вплоть до системных дисков, причем для любых категорий пользователей и без ограничения полномочий. Такая практика зачастую приводит к нежелательным результатам.

С возрастанием роли групповых политик они стали оказывать существенное влияние на сетевую безопасность, а пользователи, недостаточно хорошо разбирающиеся в их устройстве, начали испытывать определенные затруднения. Другие пользователи могут подключать и использовать общие ресурсы компьютера. Установка службы доступа к файлам и принтерам для сетей Microsoft или NetWare позволяет делать ресурсы компьютера (программы, документы и прочие файлы, а также принтеры) доступными для остальных пользователей.

Теперь необходимо определиться с методом доступа к компьютеру из сети. В Windows XP предусмотрены две модели доступа: "Гостевая" и "Обычная". Гостевой доступ упрощает управление разделяемыми ресурсами, но существенно ограничивает возможности, такие как удаленное администрирование, аудит и разделение ресурса между пользователями по правам доступа т.п. При выборе этой модели, все пользователи, которые пытаются подключиться к компьютеру из сети, автоматически признаются гостями операционной системы. Если никакие из вышеперечисленных функций не используются, то можно ограничиться гостевым доступом.

Гостевая модель доступа.

Чтобы воспользоваться данной моделью доступа, а она активирована в Windows по умолчанию, достаточно просто включить учетную запись "Гость" в оснастке управления компьютером, либо через панель управления и разрешить ему доступ из сети в политике безопасности.

Учетная запись «Гость» включается следующим: образом: правый клик по системному значку "Мой компьютер", который, находится или на «рабочем столе» или в меню "Пуск". В появившемся меню выбираем "Управление". В открывшейся оснастке переходим к категории «Локальные пользователи и группы», затем выбираем «Пользователей», дважды щелкаем по учетной записи “Гость” и снимаем флажок в чекбоксе "Отключить учетную запись". Затем нажимаем "Применить" и "ОК". Красный крестик у «Гостя» должен исчезнуть . Также в оснастку «Управление компьютером» можно попасть через «Панель управления», выбрав в ней пункт «Администрирование».

Обычная модель доступа.

Рассмотрим «Классическую» модель доступа.

Сначала нам требуется отключить простой общий доступ. Это можно сделать двумя способами. Первый и самый простой показан ниже. Открыть диалог «Свойства папки» можно раскрыв любую папку, хотя бы «Мой компьютер» и в меню «Сервис» выбрать «Свойства папки». Достаточно снять галочку и простой общий доступ будет выключен.

Второй способ сложнее, через политики безопасности. Как было сказано выше, введя команду GPEDIT.MSC в окошко «Выполнить» меню «Пуск», мы попадаем в окно оснастки редактора групповых политик. Далее, следуя по дереву консоли, находим пункт «Сетевой доступ: модель совместного доступа и безопасности…». Но обратите внимание, как называется данный пункт. "Сетевой доступ: модель совместного доступа...". Такой вот маленький чекбокс на рисунке сверху, а полностью меняет модель доступа.

Итак, модель сетевого доступа выбрана «Обычная». Это значит, что все пользователи, пытающиеся попасть на компьютер из сети, перестают автоматически быть гостями. При этом Windows начнет производить проверку их верительных данных на предмет совпадения с хранящимися на локальном компьютере учетными записями, а также проверку полномочий доступа, предоставленных этим пользователям. В этом случае имеется возможность создавать локальных пользователей и задавать им права доступа к папкам и подпапкам. Это пригодится, когда надо открыть доступ к определенной папке одному пользователю, но закрыть другому. При простом общем доступе сделать это невозможно, поскольку все клиенты используют одну учетную запись – «Гость».

Авторизация при выбранной «Обычной» модели сетевого доступа происходит следующим образом. Вначале Windows проверяет связку логин - пароль (верительные данные) на предмет совпадения с локальными учетными записями. Если верительные данные совпали и учетная запись имеет соответствующие права, то доступ разрешается. Если совпал только логин, то доступ запрещается и выдается ошибка 5. Если же таких верительных данных нет в локальной базе, то пользователь считается "Гостем" и дальнейшие действия производятся в зависимости от состояния этой учетной записи (включена или отключена) и прав доступа, в т.ч. и доступа по сети. В этом случае, если «Гость» отключен или ему запрещен доступ по сети, а также в случае если происходит попытка авторизоваться с пустым паролем, но подобные действия запрещены политикой безопасности, то тогда Windows пошлет «ident» запрос и пользователь увидит окно с предложением ввести правильные имя пользователя и пароль.

3) Модели клиент-сервер - это технология взаимодействия в информационной сети. Сервер обладает правом управления тем или иным ресурсом, а клиент – пользования им. Каждый конкретный сервер определяется видом того ресурса, которым он владеет. Например, назначением сервера баз данных является обслуживание запросов клиентов, связанных с обработкой данных; файловый сервер, или файл-сервер, распоряжается файловой системой.

Этот принцип распространяется и на взаимодействие программ. Программа, выполняющая предоставление соответствующего набора услуг, рассматривается в качестве сервера, а программы, пользующиеся этими услугами, принято называть клиентами. Одна часть функций прикладной программы реализуется в программе-клиенте, а другая - в программе-сервере, а для их взаимодействия определяется некоторый протокол. Протоколом называется набор правил и описаний, которые регулируют передачу информации.

Рассмотрим эти функции. Один из основных принципов технологии клиент-сервер заключается в разделении функций стандартного интерактивного приложения на четыре группы, имеющие различную природу:

· Функции ввода и отображения данных.

· Прикладные функции, характерные для данной предметной области (для банковской системы - открытие счета, перевод денег и т.д.).

· Функции хранения и управления информационно-вычислительными ресурсами (базами данных, файловыми системами и т.д.).

· Служебные функции, осуществляющие связь между функциями первых трех групп.

Выделяются четыре подхода, реализованные в следующих моделях:

· модель файлового сервера (File Server - FS);

· модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access - RDA);

· модель сервера баз данных (Data Base Server - DBS);

· модель сервера приложений (Application Server - AS).

Следует особо отметить, что набор действий, понимаемых как запрашиваемая услуга, – это не обязательно чтение (получение) объекта. В том числе это может быть сохранение (запись), пересылка объекта и т.д.

4) В зависимости от того, как распределенные функции между компьютерами сети, сетевые операционные системы, а следовательно, и сети делятся на два класса: одноранговые и двухранговые . Последние чаще называют сетями с выделенными серверами. Выделяют и гибридную сеть.

Если компьютер предоставляет свои ресурсы другим пользователям сети, то он играет роль сервера. При этом компьютер, который оборачивается к ресурсам другой машины, является клиентом. Как уже было сказано, компьютер, который работает в сети, может выполнять функции или клиента, или сервера, или совмещать обе эти функции.

В зависимости от того, как распределены функции между компьютерами сети, они могут выступать в трех разных ролях:

· компьютер, занимающийся исключительно обслуживанием запросов других компьютеров, играет роль выделенного сервера сети;

· компьютер, обращающийся с запросами к ресурсам другой машины, исполняет роль клиентского узла;

· компьютер, совмещающий функции клиента и сервера, является одноранговым узлом.

В одноранговых сетях все компьютеры равны в возможностях доступа к ресурсам друг друга. Каждый пользователь может по своему желанию объявить какой-либо ресурс своего компьютера разделяемым, после чего другие пользователи могут его использовать. В одноранговых сетях на всех компьютерах устанавливается такая операционная система, которая предоставляет всем компьютерам в сети потенциально равные возможности. Сетевые операционные системы такого типа называются одноранговыми ОС. Очевидно, что одноранговые ОС должны включать как серверные, так и клиентские компоненты сетевых служб (на рисунке они обозначены буквами соответственно С и К). Примерами одноранговых ОС могут служить LANtastic, Personal Ware, Windows for Workgroups, Windows NT Workstation, Windows 95/98.

При потенциальном равноправии всех компьютеров в одноранговой сети часто возникает функциональная несимметричность. Обычно в сети имеются пользователи, которые не желают предоставлять свои ресурсы в совместное пользование. В таком случае серверные возможности их операционных систем не активизируются и компьютеры выполняют роль «чистых» клиентов (на рисунке неиспользуемые компоненты ОС изображены затемненными).

В то же время администратор может закрепить за некоторыми компьютерами сети только функции по обслуживанию запросов остальных компьютеров, превратив их таким образом в «чистые» серверы, за которыми не работают пользователи. В такой конфигурации одноранговые сети становятся похожи на сети с выделенными серверами, но это только внешняя схожесть . Изменение роли компьютера в одноранговой сети достигается за счет того, что функции серверной или клиентской частей просто не используются.

Одноранговые сети проще в организации и эксплуатации, по этой схеме организуется работа в небольших сетях, в которых количество компьютеров не превышает 10-20. В этом случае нет необходимости в применении централизованных средств администрирования — нескольким пользователям нетрудно договориться между собой о перечне разделяемых ресурсов и паролях доступа к ним.

Однако в больших сетях средства централизованного администрирования, хранения и обработки данных, а особенно защиты данных становятся необходимыми, и такие возможности легче обеспечить в сетях с выделенными серверами.

5) С функциональной точки зрения вычислительная сеть рассматривается как совокупность сетевых служб, предоставляющих пользователю определённый набор услуг, например, доступ к аппаратным или программным средствам, либо к информационным ресурсам другого узла сети.

Под службой понимается сетевой компонент, который реализует некоторый набор услуг, который предоставляется данной службой.

Кроме собственно обмена данными, сетевые службы должны решать и другие, более специфические задачи. К таким задачам относится обеспечение непротиворечивости нескольких копий данных, размещенных на разных машинах (служба репликации), или организация выполнения одной задачи параллельно на нескольких машинах сети (служба вызова удаленных процедур).

Среди сетевых служб можно выделить административные, то есть такие, которые в основном ориентированы не на простого пользователя, а на администратора и служат для организации правильной работы сети в целом. Служба администрирования учетных записей о пользователях, которая позволяет администратору вести общую базу данных о пользователях сети, система мониторинга сети, позволяющая захватывать и анализировать сетевой трафик, служба безопасности, в функции которой может входить среди прочего выполнение процедуры логического входа с последующей проверкой пароля, - все это примеры административных служб.

Реализация сетевых служб осуществляется программными средствами. Основные службы - файловая служба и служба печати - обычно предоставляются сетевой операционной системой, а вспомогательные, например служба баз данных, факса или передачи голоса, - системными сетевыми приложениями или утилитами, работающими в тесном контакте с сетевой ОС.

Одним из главных показателей качества сетевой службы является ее удобство. Качество сетевой службы зависит и от качества пользовательского интерфейса - интуитивной понятности, наглядности, рациональности.

При определении степени удобства разделяемого ресурса часто употребляют термин «прозрачность». Прозрачный доступ - это такой доступ, при котором пользователь не замечает, где расположен нужный ему ресурс - на его компьютере или на удаленном.

Для обеспечения прозрачности важен способ адресации (именования) разделяемых сетевых ресурсов. Имена разделяемых сетевых ресурсов не должны зависеть от их физического расположения на том или ином компьютере. В идеале пользователь не должен ничего менять в своей работе, если администратор сети переместил том или каталог с одного компьютера на другой. Сам администратор и сетевая операционная система имеют информацию о расположении файловых систем, но от пользователя она скрыта. Такая степень прозрачности пока редко встречается в сетях, - обычно для получения доступа к ресурсам определенного компьютера сначала приходится устанавливать с ним логическое соединение. Такой подход применяется, например, в сетях Windows NT.

41. 6) Сетевые сервисы это комплект основных компонентов сетевого взаимодействия, снабжающего постоянную и защищенную коммуникацию между ПК внутри локальной сети и находящимся на разбитой зоне.

Они, прежде всего, включают сетевые О.С. (и сервер и клиент), службы каталогов (для главного хранилища информации об объектах в сети (пользователи, компьютеры, другое), решения в среде межсетевого взаимодействия и сетевой интеграции (снабжающие сетевое взаимодействие через открытые сети при помощи розыска лучшего пути следования пакетов, также их кодированное состояние в прогрессе передачи если требуется конечно, а также гарантирование предохранение при входе в местные сети снаружи), службы открытия имён, динамического предназначения АЙПИ - адресов (IP-address), а также прочие.

Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

· общения; поддержки и развития социальных контактов,

· совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными,

· творческой деятельности сетевого характера,

· выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

Наши рекомендации