Описание платформ для создания КИП

Проект корпоративного информационного портала начинается с выбора продукта-платформы. Наиболее распространенными продуктами, используемыми для создания корпоративных порталов являются:

· IBM WebSphere Portal - единый комплекс для порталов электронного бизнеса, который объединяет и интегрирует взаимодополняющие компоненты;

· Microsoft SharePoint Server - оптимальное решение в области обеспечения сотрудничества и повышения производительности персонала;

· Oracle Application Server Portal - первый на рынке сервер приложений, позволяющий упростить управление приложениями, выполняемыми в распределенной вычислительной среде;

· SAP Enterprise Portal - гибкое решение, которое позволяет воспользоваться всеми информационными ресурсами предприятия.

Рассмотрим каждый продукт более подробно.

IBM WebSphere Portal

Стратегия IBM в области порталов состоит в том, чтобы предлагать организациям каркас порталов для электронного бизнеса – программный продукт WebSphere Portal Server (WPS). Это предложение предназначено для построения порталов в масштабе предприятия. Оно представляет собой простой в использовании горизонтальный каркас порталов е-бизнеса, который может работать с самыми разными типами внутреннего и внешнего бизнес-контента. WebSphere Portal Server может быть развернут как корпоративный портал электронного бизнеса для сотрудников, бизнес-партнеров и заказчиков, поддерживающий полный объем функций систем «бизнес-сотрудник», «бизнес-бизнес» и «бизнес-потребитель».

Это решение от IBM использует ряд хорошо зарекомендовавших себя продуктов этой компании. Конкретно, структура WPS основана на следующих продуктах: WebSphere Advanced Edition, WebSphere Personalization, Enterprise Information Portal V7.1, WebSphere Everyplace Suite и программных продуктах Lotus Corporation. Эта стратегия предоставит заказчикам, уже использующим названные компоненты, прогрессивный путь защиты развития своих вложений в информационные технологии.

Базовые возможности IBM WebSphere Portal:

1. Предоставление персонализированного внутреннего / внешнего контента на основе ролей пользователей. Поддержка широко распространенных устройств веб-доступа.

2. Публикация контента и подписка, управление содержимым и документами. Функции самообслуживания пользователей.

3. Поиск и категоризация - упорядочивание репозитариев содержимого и поиск в них релевантной информации.

4. Совместная работа – инструменты, поддерживающие площадки для коллективной работы. Обмен сообщениями.

5. Интеграция с корпоративными приложениями, документами и системами потока операций - совместное использование метаданных, XML, соединителей, стандартов, EAI

6. Администрирование и безопасность – базовые службы Web-сайта [14].

WebSphere Portal Version 6.0 представляет собой решение портала корпоративного уровня для организаций, заинтересованных в повышении эффективности своей деятельности.

WebSphere Portal - это ведущее в отрасли решение, предлагающее полный набор служб платформы портала с функциональной надежностью и масштабируемостью, отвечающими потребностям крупнейших мировых компаний. Новые и улучшенные функции позволяют быстро внедрять мощные приложения портала, которые настраиваются в соответствии с изменяющимися бизнес-потребностями.

WebSphere Portal Version 6 включает в себя три продукта:

· WebSphere Portal Server;

· WebSphere Portal Enable;

· WebSphere Portal Extend

Основные нововведения:

1. Интерфейс портала включает в себя новые средства Dynamic HTML, настройку функций путем "перетаскивания" объектов с помощью мыши (drag & drop) и всплывающие меню.

2. WebSphere Portlet Factory Designer позволяет быстро создавать комплексные приложения на основе корпоративных серверных систем.

3. Приложения портала могут сохраняться в виде шаблонов, что обеспечивает простую настройку и внедрение.

4. Встроенные средства редактирования содержимого портала, которое проходит стадии проверки, утверждения и развертывания.

5. Пользователи портала могут редактировать электронные бланки в рамках бизнес-процесса и сохранять их в репозитории документов портала.

6. Интеграция WebSphere Portal Document Manager с Microsoft Windows и Microsoft Office обеспечивает простоту управления файлами и безопасный общий доступ к документации.

7. Администрирование на основе политик и гибкие настройки конфигурации.

8. Повышенная пропускная способность и поддержка до 40000 динамических страниц портала.

Дополнительные возможности персонализации позволяют использовать назначенные пользователем правила для динамического отображения или скрытия страниц и портлетов.

Улучшенная поисковая система, эффективность которой возросла за счет применения внешних механизмов поиска.

IBM WebSphere Portal Server представляет собой базовое решение из семейства программных продуктов WebSphere Portal. Оно предоставляет важнейшие службы портала, которые объединяют приложения и содержимое, представляя их в виде приложений со структурой на основе ролей.

Microsoft SharePoint Server

Продукты и технологии Microsoft SharePoint, входящие в состав платформы Microsoft Office System, предоставляют решения для совместной работы, обладающие широкими возможностями расширения, а также гибкими средствами развертывания и сопровождения. Технологии Microsoft SharePoint позволяют при относительно небольших затратах на ПО обеспечить высокую эффективность совместной работы сотрудников на предприятии.

Основные преимущества:

· Расширенная система безопасности;

· Менеджер сайтов;

· Мобильный портал;

· Глубокая интеграция с Office 2007;

· Интеграция с SharePoint Designer 2007, позволяет производить модификации портала без кодирования;

· Поддержка WorkFlow - утверждение документов, отзывы, подписи маршруты утверждений;

· Интеграция с Microsoft IRM позволяет надежно защищать конфиденциальные данные;

· E-mail письма как содержимое портала;

· Гибкие возможности кастомизации дизайна портала;

· Статистика и аудит доступа;

· Расширенный интерфейс администрирования;

· Делегирование полномочий администратора;

· Динамическое изменение иерархии сайтов SharePoint;

· Мониторинг и стастистика.

Появление сервера Microsoft® Office SharePoint® Server (MOSS) 2007 позволило связать ряд технологий в единую объединенную платформу и набор корпоративных служб. В этом ряду - как технологии совместной работы, так и порталы, эффективные системы поиска, системы управления потоками работ и деловыми процессами. MOSS - это новое поколение сервера SharePoint Portal Server (SPS) на основе компонента Windows® SharePoint Services (WSS). На круговой диаграмме на рис. 1 показано, как сервер MOSS и службы WSS работают вместе. Службы WSS лежат в основе областей, закрашенных зеленым, а поскольку сервер MOSS основывается на WSS, он отвечает за весь круг целиком. Именно сервер MOSS предоставляет компоненты портала, поиска, управления информационным содержимым предприятия, бизнес-процесса и форм, а также бизнес-аналитики.

Описание платформ для создания КИП - student2.ru

Рис. 1. Служба, основанная на MOSS и WSS [13]

Ниже описаны наиболее важные технологии MOSS и принципы их использования для повышения эффективности работы пользователей.

SharePoint и Web 2.0

Web 2.0, Enterprise 2.0, смешанные приложения, содержимое под управлением сообщества - можно называть по-разному, но ясно одно: с помощью интернет-технологий, таких как AJAX, RSS, блоги и вики-страницы, пользователи могут лучше управлять содержимым, совместной работой и способами получения данных. Более того, пользователям требуется сочетание возможностей взаимодействия Windows с простотой развертывания и использования, предоставляемой веб-технологиями.

Сервер MOSS 2007 предоставляет ряд новых компонентов и позволяет улучшить существующую платформу совместной работы. Для этого используются как встроенные возможности управления документами и системы оповещений, так и новые компоненты, такие как блоги, вики-страницы, а также веб-часть для публикации и получения RSS-каналов. При работе с Microsoft Office Outlook® 2007 можно выполнять двунаправленную синхронизацию между Outlook и сервером Microsoft SharePoint таких совместно используемых данных, как календарь, задачи и контакты. Если необходимо изменить контакт или переместить встречу, это можно сделать в Outlook или на сервере SharePoint, и изменения появятся в другой программе.

Кроме того, программа Outlook поддерживает автономную работу с библиотеками документов. Можно внести изменения в документы при отсутствии связи с сетью, а затем синхронизировать их при следующем подключении.

Еще сервер MOSS может проверять правила соответствия для содержимого, управляемого сообществом, и обеспечивать их выполнение. При этом клиентам не приходится жертвовать ни управляемостью, ни безопасностью.

Основное усовершенствование в MOSS 2007 - это повышение персонализации работы с порталом. В состав MOSS входит доработанный личный веб-узел с теми же возможностями, что и у веб-узла SharePoint. Пользователи могут создавать списки, библиотеки документов или дочерние узлы в рамках своего личного веб-узла, а также настраивать эти узлы как для личного просмотра, так и для рабочих групп. Кроме того, личный веб-узел предоставляет новые веб-части для создания иерархических структур и отслеживания информации коллег в организации, включая оповещения при изменении метаданных сотрудников, например номера телефона, звания, расположения офиса или других сведений.

Oracle Application Server Portal

Oracle Application Server - это основанная на стандартах интегрированная программная платформа, позволяющая организациям любого масштаба оперативнее реагировать на меняющиеся требования рынка.

Oracle Application Server 10g обеспечивает полную поддержку технологии J2EE и распределенных вычислений, включает встроенное ПО для корпоративных порталов, высокоскоростного web-кэширования, бизнес-анализа, быстрого внедрения приложений, интеграции бизнес-приложений, поддержки беспроводных технологий, web-сервисов.

Oracle Application Server 10g (Oracle AS Portal) является составной частью Oracle Application Server 10g и предназначен для быстрого создания и поддержки работы защищенных внутренних и внешних портальных решений.

Основные составляющие Oracle AS Portal 10g:

1. Средства построения порталов на основе портальных компонентов.

2. Библиотеки готовых компонентов.

3. Средства управления содержанием с поддержкой коллективной работы.

4. Средства для сквозного полнотекстового поиска информации на портале, в интернет/интранет, в базах данных и в хранилищах неструктурированной информации.

5. Средства интеграции внешних систем, приложений, различных видов источников данных.

6. Средства для анализа бизнес-информации (business intelligence).

7. Средства однократной регистрации и управления информационной безопасностью.

8. Средства поддержки мобильного беспроводного доступа.

9. Интегрированное средство разработки веб-приложений.

Ключевые преимущества Oracle AS Portal 10g [4, c. 265].

· Оптимальное соотношение цена/функциональность.

· Удобные визуальные инструменты для быстрой разработки порталов, управления содержанием, самостоятельной публикации информации бизнес-пользователями.

· Большой ассортимент компонентов для интеграции многих видов приложений и информационных ресурсов, основанных на открытых стандартах (J2EE, web-services).

· Большой опыт внедрений в России и СНГ. Более 7 тыс. клиентов и десятки тысяч пользователей в мире.

· Бесплатная поставка Oracle Application Server для пользователей Oracle E-Business Suite.

· Интеграция с пакетом приложений для совместной работы Oracle Collaboration Suite.

Среда Oracle AS Portal является настраиваемой и развиваемой. Разработчики имеют возможность изменять визуальные и функциональные параметры преднастроенных объектов портала, интегрировать в портал приложения, разработанные третьими фирмами, и собственные решения. Использование имеющихся компонентов, а также визуальных интерактивных средств разработки позволяет существенно снизить объем ручного программирования.

SAP Enterprise Portal

SAP Enterprise Portal является компонентом платформы SAP NetWeaver. Платформа SAP NetWeaver – это техническая основа комплекса решений «Управление современным предприятием» (mySAP Business Suite), композитных приложений SAP xApps, партнерских решений и приложений, разрабатываемых клиентами. Она реализует архитектуру сервисов предприятия (Enterprise Services Architecture) – концепцию SAP по построению бизнес-приложений на основе сервисов.

В число возможностей и функций SAP Enterprise Portal входят:

1. Управление инфраструктурой портала. Портал унифицирует доступ к корпоративной информации и приложениям, предоставляет персонализированный и защищенный пользовательский интерфейс.

2. Сотрудничество. С помощью инструментов для сотрудничества, проходящего в реальном времени, и инструментов организации групповой работы «Портал предприятия» позволяет рабочим группам любого размера оптимальным образом обмениваться информацией и идеями.

3. Управление знаниями. Платформа управления знаниями в «Портале предприятия» предоставляет пользователям набор сервисов для доступа к неструктурированной (текстовой) информации, хранящейся как в SAP-системах управления бизнес-содержанием, так и в хранилищах других поставщиков. Она обеспечивает структурирование информации в компании, обмен знаниями, способствует обучению, облегчает процесс управления внутренними и внешними потоками информации, поддерживает совместную работу в сообществах.

Управление инфраструктурой портала

Портал предприятия» предоставляет персонализированный, защищенный интерфейс, доступный из различных устройств. Он формирует единую основанную на ролях среду, которая объединяет корпоративные приложения, информационные потоки и бизнес-процессы, вне зависимости от того, какие ресурсы лежат в их основе. Портал поддерживает серверы как семейства UNIX, так и Microsoft Windows, при этом для работы пользователей доступно свыше 20 различных языков интерфейса [10, c. 194].

Инфраструктура портала интегрируется с существующими ИТ-системами с помощью готовых адаптеров, что позволяет сократить потребность в дорогостоящих, дополнительно программируемых интерфейсах. Кроме этого, инфраструктура портала предоставляет инструменты для развертывания поставляемых SAP готовых портальных приложений. В результате снижается общая стоимость владения информационными системами предприятия и ускоряется окупаемость инвестиций в информационные технологии. Инфраструктура портала, прошедшая длительный путь развития и развернутая у сотен клиентов по всему миру, обеспечивает тот уровень безопасности, масштабируемости и производительности, который клиенты ожидают от продуктов SAP. Дополнительными преимуществами являются упрощенные процессы управления пользователями и содержанием в портале.

С помощью «Портала предприятия», поставляемого компанией SAP, можно в сжатые сроки развернуть обширную библиотеку преднастроенного бизнес-содержания. Бизнес-содержание, объединяющее богатый экспертный опыт компании SAP с реальными процессами работы пользователей, позволяет сформировать интерфейсы, которые в максимальной степени адаптированы для конкретных должностных обязанностей и отраслевых бизнес-процессов. Удобные в использовании Web-инструменты позволяют настроить и расширить информационное наполнение портала и получить максимальные конкурентные преимущества, снижая до минимума затраты на разработку и сопровождение интегрированного пользовательского интерфейса.

Сотрудничество

«Портал предприятия» обеспечивает возможность совместного использования информации и приложений в единой среде коллективной работы. В «кабинетах сотрудничества», которые представляют собой виртуальное рабочее пространство для взаимодействия рабочих групп и проектных команд, пользователи могут эффективно работать независимо от своего местонахождения. Встроенные функциональные возможности для организации сотрудничества в режиме реального времени обеспечивают оперативный обмен информацией между пользователями. Сотрудничество пользователей в портале может выходить за пределы отдельного предприятия, помогая налаживать связи с деловыми партнерами и клиентами.

Управление знаниями

«Портал предприятия» позволяет пользователям рационально и эффективно организовывать неструктурированную (текстовую) корпоративную информацию и выполнять поиск такой информации. Функции управления знаниями позволяют пользователям:

· находить текстовую информацию любого формата посредством интеллектуального поиска, методов публикации и подписки или простой навигации;

· рационально управлять, классифицировать и выполнять поиск информации в различных хранилищах документов;

· воспользоваться интегрированной системой управления содержанием (Content Management), которая поддерживает полный жизненный цикл информации: от редактирования и публикации, включая процесс утверждения, управление полномочиями на доступ и навигацию, до администрирования и организации обратной связи пользователя и автора документа;

· связать текстовую информацию с различными инструментами и транзакциями бизнес-приложений;

· выполнять поиск информации во внутренних и внешних источниках и находить экспертов в той или иной области [10, c. 197].

Средства классификации, реализованные в портале, автоматизируют процесс организации информации и позволяют логически структурировать ее по тематическим областям. Эксперты в различных сферах и менеджеры, ответственные за создание бизнес-содержания, могут публиковать информацию для различных аудиторий, а пользователи, в свою очередь, могут подписаться на автоматическое получение интересующей их информации по определенной тематике.

Создание информационного содержания в Web-среде упрощает работу авторов благодаря возможности редактирования документов через онлайн-редактор, организации обсуждений в форумах, а также управления версиями документов и архивирования. Для облегчения взаимодействия пользователей с авторами содержания предусмотрены функции обратной связи, проведения дискуссий, создания рейтингов и обзоров. Открытая архитектура для доступа к внешним хранилищам документов, поставляемым как компанией SAP, так и другими разработчиками, позволяет повысить эффективность инвестиций в существующие системы управления информационным содержанием.

Наши рекомендации