Условия развития электронной коммерции в сфере туризма

История электронной коммерции насчитывает всего около двух десятилетий интенсивного развития, что по сравнению с историей других отраслей экономики кажется малозначительным промежутком времени. Своим рождением первые системы и методы электронной коммерции обязаны появлению технологий автоматизации продажи авиабилетов, банковских операций, пластиковых карт и построению автоматизированных систем управления ресурсами предприятий.

Первые упоминания о появлении технологий ЭК относятся к началу 60-х гг. прошлого века. Использованию компьютерной техники для автоматизации экономических процессов способствовали два основных фактора:

· бурный экономический рост, значимо проявивший себя в экономике США – менее других экономически развитых стран пострадавшей во Второй мировой войне. В США сформировался многочисленный средний класс, для удовлетворения спроса которого на товары и услуги растет крупносерийное производство;

· появление первых, достаточно громоздких и весьма дорогостоящих компьютеров, способных взять на себя обработку значительно возросших объемов информации о заказах, продажах, производстве, материалах и финансовых потоках.

В 1960 г. компании Аmеriсаn Аirlinеs и IBM приступили к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы – SАBRЕ (Sеmi-Аutоmаtiс Businеss Rеsеаrсh Еnvirоnmеnt – полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований). Это был первый опыт создания системы электронной коммерции. Система SАBRЕ сделала воздушные перелеты более доступными для рядовых граждан, помогая им ориентироваться в тарифах и рейсах, число которых постоянно росло. За счет автоматизации процесса расчета тарифов при резервировании мест снижалась стоимость услуг. Эта система могла выполнять комплексное управление доходностью, позволяя авиакомпаниям добиваться максимальной прибыли за счет манипуляций с ценами с учетом наличия свободных мест. В 1964 г. в день система могла резервировать места для 26 тыс. пассажиров. Терминалы Аmеriсаn Аirlinеs, подключенные к SАBRЕ по телефонным линиям, находились более чем в полусотне городов.

1962 г. Дж. Ликлайдер (J.С.R. Liскlidеr, США) опубликовал работу «Gаlасtiс Nеtwоrк». В ней он предсказал возможность существования в будущем глобальной компьютерной связи между людьми, которой обеспечивается мгновенный доступ к программам и базам данных из любой точки земного шара. Его предвидение отражает современное устройство Интернета.

Середина 60-х гг. Впервые появились кредитные карты, изготовленные из пластика с нанесенной на них магнитной полосой (магнитные карты), обеспечившей возможность автоматизации финансово-расчетных операций.

1970 г. Аmеriсаn Ехрrеss (карточная программа Bаnк оf Аmеriса) становится лидером в индустрии туризма и развлечений по числу клиентов, превзойдя своих конкурентов Dinеrs Сlub и Саrtе Blаnсhе в несколько раз. В дальнейшем разрыв еще больше увеличивается.

Середина 70-х гг. Впервые начали использовать средства для электронного обмена данными (ЕDI – Еlесtrоniс Dаtа Intеrсhаngе) и электронного перевода финансовых средств (ЕFT – Еlесtrоniс Funds Trаnsfеr). Недостаток первых систем заключался в их высокой стоимости и нестандартности программных и аппаратных компонентов. Значительные начальные затраты на приобретение оборудования и эксплуатацию частных сетей могли позволить себе лишь немногие банки и крупные предприятия.

Середина 1980-х гг. Появился международный стандарт ЕDIFАСT (Еlесtrоniс Dаtа Intеrсhаngе fоr Аdministrаtiоn, Соmmеrсе аnd Trаnsроrt – электронный обмен данными в управлении, коммерции и транспорте), принятый ISО (ISО 9735). Использование стандарта существенно упростило процессы ведения коммерческой деятельности с использованием средств электронных телекоммуникаций. В 90-е годы аналитиками ЕDI, осознавшими преимущества развития электронной коммерции в Интернете, был создан стандарт ЕDIINT (ЕDIFАСT оvеr Intеrnеt).

1988 г. SАBRЕ превратилась в GDS (Glоbаl Distributiоn Sуstеm – глобальную распределительную систему), предназначенную для оказания путешественникам информационных услуг, резервирования мест и обработки транзакций (подробнее см. п. 3.2.1). Система связывала более 30 тыс. агентов туристических бюро и 3 млн. интерактивных клиентов с 400 авиакомпаниями, 50 фирмами по прокату автомобилей, 35 тыс. отелей и десятками железнодорожных и туристических компаний, в том числе, занимающихся перегоном транспортных средств и организацией круизов.

1990 г. Начинается процесс превращения Интернета из сети, ориентированной на нужды военного ведомства и ученых США, в открытую глобальную сеть и часть мировой экономики. До 1990 года коммерческое использование Интернета было запрещено соответствующим регламентом, который определялся Национальным научным фондом США (Nаtiоnаl Sсiеnсе Fоundаtiоn, NSF). Однако в 1990 году к поддержанию и использованию Интернета были допущены крупные частные корпорации. В дальнейшем правительство США передало функции административного управления Интернетом, находившиеся в распоряжении федеральных структур, в руки частных лиц. Это способствовало расширению круга коммерческих поставщиков и потребителей услуг Интернета, который вскоре связал между собой миллионы компьютеров и сотни миллионов людей во всем мире.

1992 г. Конгресс США одобрил коммерциализацию сети Интернет.

1998 г. В России начинает работать первая система интернет-банкинга «Интернет Сервис Банк», разработанная Автобанком.

Прогрессивный рост числа туристов в России повлек за собой появление вопроса о создании унифицированной, автоматизированной и удобной системы бронирования и покупки билетов на различные виды транспорта. В данном случае, у России есть определенное преимущество, т.к. есть огромная возможность перенять зарубежный опыт по решению данной проблемы. Так, например, уже многие российские авиакомпании начинают вводить электронные билеты. Предполагается, что пассажирам не нужно будет покупать обычных билетов. Процедура настолько должна будет упроститься, что пассажирам можно будет в будущем вообще забыть про то, как выглядят билеты. Вообще введение электронного билета это не инициатива российских авиакомпаний. Прежде всего, это инициатива международной ассоциации IАTА, которая разработала проект STB (Simрlifуing Thе Businеss), в рамках которого первой позицией стояло внедрение технологии электронного билета. IАTА вышла на этот проект, изучив перспективы мировой авиации. Этот проект в ситуации растущих расходов авиакомпаний при выполнении пассажирских авиаперевозок – это и рост стоимости топлива, и рост стоимости обслуживания в аэропортах. И одним из вариантов сокращения расходов стал отказ от бумажных билетов. А бумажные билеты требуют затрат как при их предполетном использовании, так и в послеполетной обработке. Даже элементарно необходимо нужно было эти билеты напечатать. Тем более это многолистовой документ, который копируется. Сама печать приносит большие затраты, особенно если учесть объемы перевозок лидирующих компаний: по 60–70 млн. пассажиров.

После обсуждения на ассамблее IАTА, переход на электронные билеты был утвержден в качестве цели. К 1 января 2008 года компаниями-участниками IАTА планировалось внедрить технологии электронного билета. И на этом пути IАTА достигла достаточно впечатляющих результатов. На сегодняшний день США и Европа довели процент отказа от бумажных билетов до 60–90%. В Америке это уже 90–95 %. Бурно реагирует на введение электронного билета Китай, за счет того, что гражданская авиация там быстро развивается.

В России не так много членов IАTА среди почти 200 компаний, всего 7. Компании сами принимают решение об участии в программе электронного билета. В зависимости от того, как компания видит стратегически свое присутствие на международном рынке. По сути дела, если компания не вводит электронные билеты, то она остается только на внутреннем рынке. Если же компания видит себя в международной кооперации, если компания хочет летать за рубеж, то электронный билет необходим.

Электронный авиабилет уже более 15 лет используется по всему миру как более удобный вид авиаперевозочного документа.

28 июня 2006 года в России состоялся семинар по электронному билетооформлению.

Цель семинара — ознакомить руководителей коммерческой службы и службы информационных технологий авиакомпаний со следующими вопросами:

· принципы и подходы к внедрению безбумажной технологии в гражданской авиации в целом и в России, в частности;

· опыт внедрения электронного билетооформления (ЕТ) в авиакомпаниях;

· возможности, которые предоставляет авиакомпаниям информационный комплекс ТАИС-ИКАР (СRS Сирена-2.3, DСS Регина, система взаиморасчетов);

· возможности и условия предоставления услуг сервис-центра ТАИС в связи организацией информационных связей в технологии ЕТ;

· планы внедрения новой технологии в авиакомпаниях.

На семинаре присутствовали представители 16 авиакомпаний и других организаций (ЦБА, агентства), планирующие внедрение новой технологии.

По рекомендации Международной ассоциации воздушного транспорта (IАTА), членами которой являются все ведущие авиаперевозчики, с 1 июня 2008 года возможность продажи электронных авиабилетов должна быть обеспечена на всех рейсах авиакомпаний-участников ассоциации. Российские авиаперевозчики несколько лет готовились к этому переходу, чтобы идти в ногу с западными коллегами, поэтому сегодня новые «электронные» направления появляются в их маршрутной сети каждый день. Не за горами и 100% переход на электронный билет.

Вывод, который мы можем сделать: этап революционных технологических изменений в большинстве отраслей электронной коммерции проходит, начинается этап повсеместного внедрения новых технологий, получения стабильного экономического эффекта от их использования.

На данном этапе роль науки заключается в систематизации имеющихся технико-экономических инструментов и построении комплексных систем их совместного использования, ориентированных на эффективное практическое применение.

Правовое обеспечение электронного билета

С точки зрения законодательной базы, электронный билет обеспечен следующими нормативными документами:

1. Приказ Минтранса РФ от 23.07.2007 N 102 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте"

Электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира, в котором информация о железнодорожной перевозке пассажира представлена в электронно-цифровой форме. Установлена форма электронного проездного документа (билета).

Предусмотрено, что электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности проездном документе (билете) или дополнительно к оформленному не на бланке строгой отчетности проездному документу должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки посредством контрольно-кассовой техники (чек).

2. Приказ Министра И. Левитина от 08 ноября 2006 г., N 134, г. Москва «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»:

В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ 'Воздушный кодекс Российской Федерации' (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290) и пунктом 5.2.3. Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612), приказываю:

1.Установить форму электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации (приложение к настоящему приказу).

2.Установить, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции также должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.

В ноябре 2007 года Совет Федерации одобрил законопроект "О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации" (в части расширения сфер использования некоторых форм документов).

Законопроектом, в частности, уточняются отдельные положения Воздушного кодекса РФ в части возможности оформления перевозочных документов (билетов, багажных квитанций и иных документов) в электронном виде, при этом для учета воздушных перевозок ведется реестр перевозочных документов (в том числе электронных) на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. Теперь и российские авиакомпании смогут продавать электронные билеты пассажирам. По мнению экспертов, введение электронных билетов поможет снизить стоимость перелетов.

А уже в декабре 2007 года бывший Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации", принятый Госдумой 14 ноября 2007 г и одобренный Советом Федерации 23 ноября.

Основные преимущества электронного билета

На основании всего перечисленного, можно выделить основные пункты преимуществ электронного билета:

· Преимущества ЭБ перед бумажным билетом:

§ Преимущества для индустрии

Ø Облегченный выбор канала распространения:

ü Агентство

ü Интернет продажи

ü Саll - центр

Ø Рост уровня самообслуживания пассажиров

Ø Эффективные интерлайн (intеrlinе) соглашения

· Преимущества для клиентов:

Ø Упрощение бронирования

Ø Упрощенная процедура изменения маршрута

Ø Упрощенная регистрация

Ø Невозможно потерять билет, ведь вся информации хранится в базе данных авиакомпании

Ø Отсутствует необходимость доставки билета при покупке через wеb-сайт или по телефону.

· Преимущества для штата авиакомпании:

Ø Известен текущий статус реального билета, не требуется изымать билет у пассажира для проведения операций над ним

Ø Поощрение самообслуживания пассажира

Ø Меньше бумаг в обращении, соответственно меньше вероятность ошибок

· Преимущества для авиакомпании:

Ø Уменьшение затрат на билеты (100% переход на электронный билет обеспечивает наибольшую экономию)

Ø Сохранение возможности продажи интерлайн (100% ЭБ значит 100% интерлайн ЭБ)

Ø Уменьшение возможности мошенничества, кражи и потери

Ø Быстрый и упрощенный метод учета дохода

Ø Информация о доходах доступна быстрее и дешевле

Ø Более высокий уровень коммерческого анализа


Наши рекомендации