Методы индивидуальной оценки

Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или пожеланий. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой суммупометок.

Оценочная анкета
(фрагмент) Заполняется самим работником Общение с коллегами пишу ясно и кратко говорю ясно и кратко хорошо работаю с коллегами хорошо работаю с подчиненными хорошо работаю с начальниками учтив, всегда помогаю клиентам убедительно налагаю идеи Навыки работы/опыт всегда завершаю рабочие заседания знаю основные аспекты работы немного нуждаюсь в контроле иногда делаю ошибки работаю по графику знаком с современными достижениями в данной области Планирование работы устанавливаю себе реальные задачи точно анализирую запросы и нужды результативен разрабатываю большое количество решений эффективно обнаруживаю и решаю проблемы Организация личного труда содержу документацию в полном порядке распределяю задания должным образом проверяю эффективность действий определяю основные цели работы экономлю и эффективно использую время Контроль твердо придерживаюсь политики предприятия и установленных процедур определяю приемлемые стандарты качества не выхожу за рамки установленных расходов Прочие качества знаю, где искать информацию разрабатываю и развиваю творческие идеи хорошо справляюсь с работой при наличии давления приспосабливаюсь к переменам принимаю хорошие решения   Подпись работника Дата
 

2.Модификация оценочной анкеты — сравнительная анкета Контролеры или специалисты по управлению персоналом готовят список описаний правильного или неправильного поведения, на рабочем месте. Оценщики, наблюдавшие за поведением, располагают эти описания как бы по шкале от «отлично» до «пло­хо», в результате чего появляется «ключ» анкеты. Лица, прово­дящие оценку труда конкретных исполнителей, отмечают наи­более подходящие описания. Оценкой результативности труда является сумма рейтингов по отмеченным описаниям.

3. Используют также анкету заданного выбора, в которой за­даются основные характеристики и перечень вариантов поведе­ния оцениваемого. По шкале важности оценивают в баллах на­бор характеристик того, как выполняет свою работу оцениваемый работник.

Анкета заданного выбора (фрагмент) Оцените по шкале убывающей важности в баллах (от 1 до 4) следующий набор характеристик того, как выполняет свою работу} оцениваемый работник: оценку «1» получает наиболее характер­ная черта работника, оценку «4» — наименее характерная черта. ______ не ждет проблем ______ схватывает объяснение «на лету» ______ редко теряет время ______ с ним легко разговаривать ______ становится лидером при работе в группе ______теряет время на необходимые аспекты работы ______ спокоен и невозмутим при любой ситуации ______ много работает

4. Шкала рейтингов поведенческих установок. В бланке опи­сываются решающие ситуации профессиональной деятельности. Анкета рейтинга содержит обычно от шести до десяти специ­альных характеристик результативности труда, каждая из кото­рых выводится из пяти или шести решающих ситуаций с описа­нием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описа­ние, которое в большей степени соответствует квалификации оцениваемого. Тип ситуации соотносится с баллами

Бланк по оценке поведенческих установок Инженерная компетенция (непосредственно связанная с исполнением проектов) (фрагмент) Фамилия инженера________________________ Владеет широким спектром технических навыков, ——9—— и от него можно ожидать выполнения всех заданий с отличным результатом Способен применять в большинстве ситуаций хороший ——8—— спектр технических навыков, от него можно ожидать ——7—— хорошего выполнения части заданий ——6—— Способен применять некоторые технические навыки, и ——5—— от него можно ожидать адекватного вы­полнения большей части заданий ——4—— Имеет определенные трудности с применением ——3—— технических навыков, и от него можно ожидать сдачи большей части проектов с опозданием ——2—— Не умеет применять технические навыки, и можно —— 1——ожидать затягивания работы вследствие этого неумения

5. Описательный метод оценки заключается в том, что производящему оценку предлагают описать преимущества и недостатки поведения работника. Часто этот метод комбинируется с други­ми, например, со шкалами рейтинга поведенческих установок.

6. Метод оценки по решающей ситуации. Специалисты по оценке готовят список описаний «правильного» и «неправиль­ною» поведения работников в отдельных ситуациях и распределяют их по рубрикам в соответствии с характером работы. Лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Затем этот журнал используется для оценки результативности труда. Как правило, метод служит для оценок, даваемых руководителем, а не коллегами и подчиненными.

7. Шкала наблюдения за поведением. Как и метод оценки по решающей ситуации, ориентирован на фиксацию поступков. Для определения поведения работника в целом оценщик на шкале фиксирует количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом.

Бланк наблюдения за поведением
(фрагмент)
Поведение на работе
1 Приходит на работу пять дней в неделю Почти никогда 0 1 2 3 4 Почти всегда
2 Приходит на работу вовремя Почти никогда 0 1 2 3 4 Почти всегда
3 Предупреждает начальство по крайней мере за 2 часа в случае, если будет отсутствовать или опоздает Почти никогда 0 1 2 3 4 Почти всегда
4 Находит кого-либо, кто подменит в случае отсутствия Почти никогда 0 1 2 3 4 Почти всегда

Наши рекомендации