VirtualDub: обработка и нарезка

Как бы снайперски вы ни щелкали на кнопке Начать запись/Стоп, захваченные видеофрагменты обязательно содержать кадры, которые нет необходимости хранить. Поэтому лишние кадры придется удалить. Кроме того, часто возникает необходимость смонтировать захваченное видео не совсем в том порядке, в котором оно было захвачено. Для этого нужно разрезать захваченный фильм на отдельные файлы. В процессе порезки можно одновременно обработать полученное видео специальными фильтрами для повышения качества.

Запустите VirtualDub, щелкнув на созданном вами ярлыке, Открывшееся окно (рис. 8.6) содержит минимум инструментов и настроек, но все необходимое прекрасно уложено в меню.

Рис. 8.6. Главное окно программы VirtualDub — резак и обработчик

Откройте захваченный файл, выполнив команду Файл→Открытьвидео файл или нажав комбинацию клавиш Ctrl+O.В зависимости от типа файла произойдет либо его моментальное открытие, либо открытие с задержкой и динамическим отображением процесса.

Прежде чем "хвататься за кинжал" и приступать к нарезке видеоматериала, рассмотрим процедуру обработки файла фильтрами. Ведь фильтры применяются постоянно, и каждый раз приходится задавать временные параметры. Выполните команду Видео→Режим полной обработки— так вы укажете программе активировать все доступные функции. Теперь вернитесь в меню Видеои выполните команду Фильтры.

Фильтрация

В открывшемся окне нет ничего жизнерадостного: фильтры придется добавлять самому. Щелкните на кнопке Добавитьи в открывшемся окне Добавить фильтрвыберите из предложенного списка нужный фильтр. Но какой же фильтр выбрать, да и зачем?

Фильтров предостаточно и воспользоваться можно любым. Но мы не будем тратить ваше время на подробное описание каждого из них, а рассмотрим только фильтры самые необходимые и проверенные в деле.

Одним из негативных последствий чересстрочного видео является проблема его вывода на экран с прогрессивной разверткой, при которой отображается весь кадр целиком. Из двух полукадров приходится предварительно собирать один полный кадр, и лишь после этого воспроизводить изображение. Но так как четные и нечетные полукадры такого кадра относятся к разным моментам времени, на границах движущихся объектов неизбежно возникнут нестыковки четных и нечетных линий, видимые в виде зазубренностей. Поэтому, прежде всего, рекомендую выбрать фильтр Deinterlace и установить режим Blend fields together,убирающий эффект зазубренности (рис. 8.7).

Рис. 8.7. После применения этого фильтра изображение будет более гладким

Из какого бы источника вы ни получили видео, скорее всего, полученный фильм будет иметь некоторые огрехи по краям изображения. Вероятнее всего, это, будут черные края. Во избежание попадания таких огрехов в конечный файл обязательно выберите фильтр nul transformи (после его добавления в список используемых фильтров) щелкните на кнопке Урезание.В открывшемся окне Фильтр входного урезанияустановите обрезку всех дефектных краев. Результат урезания вы можете наблюдать на любом участке видео, покадрово перетаскивая ползунок временной шкалы.

Если видео было захвачено с VHS-видеокассеты , то нелишне будет удалить некоторые помехи. Исправить это можно незначительным размытием изображения, а с этой целью можно применить фильтр smootherсо значением Порога детализацииравным примерно 10, хотя в каждом конкретном случае его следует подбирать экспериментально. При экспериментальном подборе значения разумнее всего воспользоваться окном предварительного просмотра, появляющемся после щелчка на кнопке Просмотреть.

В некоторых случаях, независимо от размера кадра захваченного видео, возникает необходимость изменить размер картинки выходного фильма. Применив фильтр resizeв открывшемся окне Фильтр: изменение размера , задайте Новую ширину и Новую высоту , указав Фильтровый режимкак Precise bicubic.Если размеры кадра следует увеличить, то новые ширину и высоту устанавливайте примерно 512×384.

Если при сглаживании (фильтр smoother ) детали слегка потеряли свои контуры и стали размытыми, можно применить фильтр sharpen,увеличивающий резкость мелких деталей и контуров. Не рекомендую устанавливать значение резкости (sharpen) слишком высоким — детали станут четче, но в целом картинка проиграет за счет большого количества слишком мелких элементов.

Программа содержит еще огромное количество встроенных фильтров и позволяет загрузить не меньшее, но рассматривать их все не имеет смысла. Освоив простейшие операции фильтрования, остальные фильтры вы можете применять по мере необходимости, но при этом вы должны помнить, что некоторые фильтры несовместимы. Большое количество последовательно наложенных фильтров могут ухудшить картинку.

После установки нужных фильтров рекомендую Сохранить параметры обработки , выбрав эту команду в меню Файл . Имя и расположение файла с параметрами выбирайте самостоятельно, но не прячьте его далеко — к нему придется часто обращаться.

На этом этап фильтрации можно считать законченным, можете смело переходить к нарезке видеофрагментов. Если вы не будете создавать фильм из отдельных фрагментов, то можете смело пропустить параграф «Нарезка» и переходить к следующему этапу. Хотя, если вы делаете качественный фильм, вам все равно понадобится вставить некие переходы между кадрами. Поверьте, так фильм красивее получается.

Нарезка

Суть нарезки состоит в том, что вы открываете один видеофайл и последовательно вырезаете из него некий набор видеофрагментов. Таким образом, вы отсечете все ненужные куски и куски с помехами. Впоследствии вы можете склеить эти видеофрагменты, добавить приличные переходы в места склейки и окончательно сжать полученный видеофильм.

Процедура нарезки видеофрагментов сводится к выбору области перед сохранением файла в программе VirtualDub. Поэтому при открытом файле с захваченным видео и установленных фильтрах выполните команду Видео→выбрать область . В открывшемся окне задайте Стартовое смещение , введя значение Времени(мс) или количество Кадров. Дальнейшие действия выбирайте сами с точки зрения удобства. Возможных вариантов два: задать Длинуфрагмента или Конечное смещение !

Независимо от того, какой вариант вы выберете, обязательно обратите внимание на строку Индикаторкадров, в которой отображаются текущие «координаты» ползунка на временной шкале. К сожалению, выбор области для обработки и расчет смещений — дело хлопотное и потребует от вас неких вычислений, но я надеюсь, вы знаете, как запускается калькулятор в операционной системе — на тот случай, если с устным счетом у вас нелады.

Учтите: подобные вычисления придется выполнять отдельно для каждого видеофрагмента. (Поэтому, если вы пытаетесь вырезать небольшой участок помех из одного файла, проще сделать это в более профессиональной программе Adobe Premiere.) Выбрав область обработки, можно переходить непосредственно к сохранению видеофрагмента в AVI-файл. Для сохранения выполните команду Файл→Сохранить как AVI , после чего откроется стандартное окно операционной системы, предлагающее задать имя сохраняемого файла и указать его место на жестком диске (для монтажных видеофрагментов рекомендуется отвести отдельную папку, потому что множество видеофрагментов в одной папке с готовыми фильмами запутают вас при монтаже).

После щелчка на кнопке Сохранитьпрограмма откроет в окне сохранения файла окно, отображающее динамику процесса в разных представлениях: цифровом и графическом (см. рис. 8.18 далее в этой главе). Скорость сохранения зависит от параметров сохранения и размера выбранной области. Выпейте чашечку кофе, а когда процесс завершится, вы найдете на диске новый файл.

Осталось собрать нарезанные части воедино (если требуется) и сжать полученное кино. Сборка будет производиться в Adobe Premiere, хотя без этого тоже можно обойтись, собрав видеофрагменты в VirtualDub. Но в Adobe Premiere получается удобнее.

Adobe Premiere

Дело даже не в удобстве, а в том, что эта программа — профессиональное средство, наделенное всеми необходимыми средствами и инструментами. Прежде чем перейти к работе, необходимо «познакомиться» с Adobe Premiere поближе и рассмотреть доступные функции и инструменты.

После запуска программа предлагает вам создать Новый проект (New project), Открыть проект (Open project)или воспользоваться Справкой (Help) . Два последних пункта пока не трогайте — потому что проектов у вас пока нет, а справка вроде и не нужна. А вот Новый проект (New project) попробуем создать, чтобы собрать нашу нарезку в одно целое.

Используя программу Adobe Premiere, вы сможете создавать проекты в потоковом интерфейсе. Кроме того, все созданные проекты со временем и при необходимости можно будет собрать в один общий проект и записать это творение на DVD. В этой же программе работа с DVD и цифровым видео еще более упрощена по сравнению с другими программами монтажа. Используя стандартные программные функции, вы можете работать не только с изображением, но и со звуком, при этом вам не потребуется дополнительный звуковой редактор. Хотя, если вы решились обрабатывать звук без изображения, то лучше прибегнуть к помощи специализированных программ.

Рис. 8.9. Главное окно программы Adobe Premiere

Конечно же, первый запуск программы вас отчасти напугает. Ведь кроме раскрытого главного окна вы получите еще десяток внутренних разграниченных областей, каждая из которых отвечает за определенные функции. Но не стоит сразу закрывать окно и отказываться от идеи смонтировать фильм. Все гораздо проще, чем кажется. Со временем вы сможете изучить функциональность этой программы в полном объеме, а сейчас вам потребуются лишь самые простые ее функции, которые последовательно описаны далее. Самое главное — не бойтесь экспериментировать, потому что одно действие всегда можно отменить. К тому же все части и клипы, с которыми вы работаете, остаются без изменений до выполнения функций Сохранить (Save) .

Adobe Premiere: монтаж и обработка

Прежде всего, соберите в одной папке все файлы (видеофрагменты), которые должны быть смонтированы. После этого можно приступать к монтажу, запустив Adobe Premiere (см. рис. 8.9), конечно же, если программа уже установлена. Работа в Adobe Premiere имеет столько нюансов, что для полного описания потребовалась бы целая книга страниц на 500. Нас же интересуют простейший монтаж и вставка приличных переходов в места склейки.

Исходя из начальных требований, мы будем применять Adobe Premiere исключительно для монтажа видеофрагментов и добавления переходов в смонтированном видео (хотя возможности данной программы намного богаче), поэтому при запуске нового Проектаследует проверить все опции сжатия видео и аудио.

Если программа запущена, то установки можно проверить или изменить, выполнив команду Проект→Настройки проекта→Общие (рис. 8.10). Открывшееся окно предоставит возможность просмотреть все установки нового проекта. При этом они разбиты на четыре отдельных категории, а для перехода меду ними достаточно лишь выделить требуемую группу в левой части окна.

Рис. 8.10. Окно установок проекта

Монтаж

Для начала откроем обрабатываемый файл и разместим его на монтажном столе. В Adobe Premiere эта операция выполняется в два этапа. Первый — Импортирование (Import)файла, второй — указание места на Монтажном столе , в которое этот файл следует уложить.

Чтобы открыть файл, выполните команду Файл→Импорт (File→Import) . В открывшемся окне выберите папку с нарезанными видеофрагментами и укажите, какие файлы следует открыть. Открывать можно как один, так и несколько файлов одновременно, но лучше по одному. Если в окне Импортвыбраны несколько файлов, то программа откроет их и разместит в памяти. Прежде чем приступать к монтажу, нужно указать, какой файл в какую позицию вставить и в какой последовательности.

При одновременном открытии нескольких файлов выберите требуемый в списке открытых файлов окна Проекти перетащите его в требуемую область окна Таймлайн (Timeline) . Для вставки следующего файла установите указатель в нужную позицию на временной шкале Таймлайн (Timeline)и, выбрав файл, снова перетащите его в нужную позицию окна Таймлайн (Timeline).

Так вы можете вставить любое количество файлов и расположить их на монтажном столе Таймлайн (Timeline) . Хотя можно все делать последовательно — и открывать файлы, и располагать их на монтажном столе. Постарайтесь располагать файлы последовательно в области Видео1(А, В). Именно Видео1и есть основная дорожка для монтажа.

Последовательно расположенные файлы на монтажном стиле выстроятся в одну цепочку (рис. 8.11). Теперь можно приступать собственно к монтажу материала.

Рис. 8.11. Монтажный стол с последовательно расположенными файлами

Обработка переходов

Самый простой вариант перехода от одного видеофрагмента к другому — последовательное расположение первого кадра второго видеофрагмента сразу за последним кадром первого. (Что мы и сделали, последовательно расположив нарезанные видеофрагменты.) При таком расположении кадры видеофрагментов быстро и практически незаметно сменятся при просмотре. В некоторых случаях контраст перехода между кадрами сильно заметен, поэтому монтаж видеофильма требует корректировки переходов между видеофрагментами. Применительно к нашему заданию, Adobe Premiere позволяет добавлять Транзакциив качестве переходов между монтируемыми видеофрагментами. Начало нового клипа может в различных формах соседствовать с концовкой предыдущего. Например, прозрачность одного клипа может увеличиваться, пока он совершенно не исчезнет из кадра, а прозрачность другого клипа в это же время возрастет до полного вытеснения своего предшественника.

Чтобы приступить к работе с транзакциями, следует, прежде всего, разместить два клипа на двух основных видеодорожках (Video1A, Video1B) внахлест, чтобы конец одного клипа «нависал» над началом другого (рис. 8.12). После этого можно поместить между этими клипами на специальной промежуточной монтажной дорожке транзакцию, выбранную вами из меню. Транзакции в программе размещаются только на этой специальной дорожке и работают только для клипов, находящихся на основных монтажных видеодорожках. Уже в момент установки транзакции важно понимать и представлять, как она будет смотреться во времени. Как бы долго вы ни мучились с подбором наиболее подходящего способа перехода, если он окажется слишком коротким — смысл применения специального эффекта для такой транзакции, пропадает. А если этот переход затянется, то зрительное впечатление не станет хуже. Поэтому, проектируя применение транзакции, старайтесь образно представить себе этот момент в клипе и, мысленно проигрывая его, посчитать, какая длительность будет для него оптимальной.

Предположительно вы расположили видеофрагменты так, как показано на рисунке. Перекрытие одного фрагмента вторым выбирайте самостоятельно, потому что для различных транзакций может потребоваться различное время перекрытия.

Рис. 8.12. Видеофрагменты, подготовленные к вставке транзакций

В окне транзакции выберите нужный переход и перетащите его на линейку Транзакциимонтажного стола, расположив его так, чтобы он находился между видеофрагментом Видео 1Аи видеофрагментом Видео 1В(рис. 8.13). Программа автоматически установит длительность перехода равную размеру перекрытия файлов, хотя впоследствии вы сможете изменить эту величину, установив ее вручную.

Если потребуется, вы можете изменить свойства транзакции. Для этого необходимо выполнить двойной щелчок на ее пиктограмме в области Транзакциимонтажного стола или правый щелчок и в контекстном меню выбрать единственную команду Свойства транзакции . В открывшемся окне Установкиизмените требуемые параметры, просмотрите результат изменений в окне предварительного просмотра и зафиксируйте их щелчком на кнопке OK.

Рис. 8.13. Добавленные транзакций и их свойства

Советы по использованию транзакций:

• Не стремитесь перенасытить клип транзакциями. Применяйте их там, где они могут подчеркнуть преемственность отдельных сюжетов и способствуют усилению содержательного начала всего клипа.

• Используйте возможности имеющихся регулировок для получения эффектов, не связанных с прямым назначением транзакций.

• Комбинируйте применение транзакций. Некоторые комбинации простых транзакций могут смотреться интереснее многих сложных переходов.

Для незначительного облегчения вашей участи в создании транзакций приведу описание некоторых транзакций, входящих в состав Adobe Premiere (см. табл. 8.1).

После того как материал смонтирован, и все нужные места склейки обработаны, остается сохранить его на жесткий диск. По умолчанию, при выполнении команды Файл→Сохранитьили Файл→Сохранить как , программа предлагает использование собственного формата, подвластного только ей. Для получения видеоклипа в формате Видео для Windowsпридется выполнить экспортирование.

Для экспорта клипа выполните команду Файл→Экспорт→Фильм . Открывшееся окно запросит имя сохраняемого файла и предоставит полную информацию о нем. Последний шанс изменить некоторые параметры создаваемого клипа скрывается под кнопкой Установки . Прежде всего, проверьте установку параметров сжатия видео и звука, иначе размер сохраняемого файла может быть безумно огромным. Но и очень большое сжатие устанавливать не стоит— тогда качество полученного фильма будет недостойно красоты вставленных переходов (рис. 8.14).

Если все предложенные или выбранные параметры сохранения вас устраивают, задайте имя будущего файла и щелкните на кнопке Сохранить . Открывшееся окно отобразит динамику протекания процесса и сообщит о предполагаемом времени выполнения процедуры сохранения.

Рис. 8.14. Последний шанс изменить Установки и задать имя файла

Табл.8.1.Транзакции Adobe Premiere

Название Описание Название Описание
Center Split Листы с краями к центру кадра Push Сдвиг одного кадра другим
Checker Board Квадратики сверху вниз Random Blocks Случайные квадратики
Clock Wipe Движение стрелки часов Roll Away Закатываем в трубочку
Cross Dissolve Плавный переход Slash Slide Спадающие слева сверху отрезки
Cross Stretch Переход на двух сторонах кубика Slide Слайды
Curtain Занавес в театре Sliding Bands Полосы слева направо
Dither Dissolve Плавно через мелкие точки Sliding Boxes Блоки слева направо
Doors Двери Spin Открытие от центра в стороны
Flip Over Переворачивающийся листок Spin Away Поворот от центра на весь кадр
Fold Up Складывание кадра пополам Spiral Boxes Смена кадра по спирали к центру
Funnel Утекает вбок Split Разъезд в разные стороны
Inset Въезд с левого верхнего угла Stretch In Въезд с размытием
Iris Cross От центра кадра к краям Swap Один кадр заходит за другой
Iris Diamond Center Split без краев Swing In Занесение слева изнутри
Iris Points Въезд треугольниками Swing Out Типа Swing In, но снаружи
Iris Round Круг от центра кадра Swirl Наплыв крутящ. кубов на кадр
Iris Shapes В виде ромбов Texturize А хрен его знает, но прикольно
Iris Square Квадрат от центра кадра Tree-D Типа Texturize
Iris Star Звезда от центра кадра Tumble Away Уход кадра в центр другого
Motion Кадр влетает, вращаясь вокруг оси Venetian Blinds Горизонтальные полоски
Multi-Spin Квадратики вращаются вокруг оси Wedge Wipe Круговое замещение
NonAdditiveDissolve Разложение цветов Wipe Горизонтальное замещение
Page Peel Объемная страница вниз Zig-Zag Blocks Spiral Boxes, зигзагообразно
Page Turn Page Peel без объема Zoom Увеличение с произвольной точки
Paint Splatter Проявление через шлепки Zoom Boxes Zoom несколькими квадратиками
Peel Back Рвем кадр от центра к углам Zoom Trails Кадр 2 путем уменьшения кадра 1
Pinwheel Лучи от центра кадра вращением

После того как окно Экспортированиеавтоматически закроется, открывайте файл на диске и просматривайте любым видеопроигрывателем. Но помните, что пока мы не сжимали фильм, его объем будет неоправданно велик. А значит, пора переходить к последней стадии обработки.

Наши рекомендации