Психологические закономерности общения в деятельности юриста

ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Материалы к лекции

Время лекционного занятия – 2 часа

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Специализация гражданско-правовая

Омск 2013

Материалы к лекции по дисциплине «Юридическая психология» обсуждены и одобрены на заседании кафедры криминологии, психологии и педагогики 11 сентября 2012 г., протокол № 1.

Автор:

В. К. Михайлова – кандидат психологических наук

П Л А Н

Введение

§ 1. Психологические закономерности общения в деятельности юриста
§ 2. Коммуникативная сторона общения, преодоление коммуникативных барьеров
§ 3. Перцептивная сторона общение и составление психологического портрета
§ 4. Интерактивная сторона общения: основные формы взаимодействия
§ 5. Специфика профессионального общения юриста

Заключение

Список литературы

Рекомендуемые источники

Нормативные документы

Конституция Российской Федерации (в ред. Федеральных конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4.

Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) «О полиции» // СПС «Консультант Плюс».

Закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

Основные источники

Конфликтология: учеб./ А. А. Брагин, В. И. Коваленко, В. А. Кудин, К. Н. Лобанов, И. С. Максимов. М., 2007.

Профессиональная этика и служебный этикет: учеб. для вузов / под ред. В. Я. Кикотя. М., 2012.

Юридическая психология: учеб. для вузов / под ред. В. Я. Кикотя. М., 2010.

Дополнительные источники

Воспитательная работас личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под ред. В. Я. Кикотя. М., 2009.

Деловое общение: альбом схем и практических занятий: учеб.-практ. пособие / В. К. Михайлова, О. В. Химичева. М., 2011.

Наука управления. Основы организации и управления в сфере правоохранительной деятельности / В. Я. Кикоть, С. С. Маилян, Д. И. Грядовой. М., 2010.

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: учеб. пособие / Департамент кадрового обеспечения МВД РФ ; ред. В. Я. Кикоть ; авт.-сост.: В. Л. Кубышко, Б. Ю. Дерешко, А. В. Щеглов. М., 2009.

Введение

Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого являются взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности. В общении можно выделить четыре взаимосвязанных процесса: 1) связь или коммуникацию; 2) познание людьми друг друга; 3) взаимодействие и воздействие индивидов друг на друга; 4) взаимоотношения сторон общения.

Связь заключается в передаче различной по своему значению информации: осведомительной, аффективной или регулятивной. Информация может передаваться по различным коммуникационным каналам, в том числе техническим каналам связи. Познание заключается в процессе восприятия и интерпретации человеческого поведения, «чтения» внешности другого человека и оценки его действий. Взаимодействие сводится к координации и согласованию действий людей, к интеракции, воздействию друг на друга в целях решения задач деятельности, в том числе правоохранительной деятельности. Взаимоотношения появляются в результате интеракции и выполняют функцию взаимного понимания или взаимного недоверия, взаимной согласованной позиции или реального конфликта, отражая выражение эмоций и чувств к другому человеку.

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение — один из важнейших инструментов социализации человека.

Кроме того, общение — это способ существования и действия социальных образований, межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социального опыта от поколения к поколению.

За последние 20 лет проблема общения стала одной из самых популярных в социальной психологии. Общение выступает как особая самостоятельная форма активности человека. Специфика общения состоит в том, что в результате общения складываются определенные отношения между людьми.

В профессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%, в то время как остальные 20% занимает оформление документации. Общение изучается многими науками: философией, психиатрией, психологией, социологией, информатикой и др. Причем каждая из них дает свое понятие «общения», выделяя в нем интересующие ее параметры. Да и внутри этих наук нет полного согласия в понимании этого феномена. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с той самой его вездесущностью, которая видна невооруженным глазом и которая яростно сопротивляется всяким попыткам ограничить круг изучаемого явления. С другой стороны, попытки схватить все возможные составляющие общения приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Кроме потребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворение социальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремление человека к взаимодействию, любви и поддержке («аффилиация»); потребность к самоутверждению; потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональной поддержке и признании. Содержание общения носит конкретно-исторический характер, оно определяется целями и задачами деятельности, уровнем культуры и нравственности юриста.

Психологические закономерности общения в деятельности юриста

Характер общения между людьми определяется прежде всего: социальным статусом партнеров по общению; уровнем образования и культуры; возрастными особенностями; жизненным опытом; потребностями, целями и мотивами общения; уровнем интеллектуального развития; степенью эмоционально-волевой устойчивости и культуры партнеров. Иначе говоря, способы и содержание общения определяются социальными функциями людей, их положением в системе общественных отношений. Они (способы) во многом определяются сложившимися в обществе традициями нормами морали и права.

Форма общения: анонимная; функционально-ролевая; неформальная.

Функции общения: информационно-коммуникативная; регуляторно-коммуникативная; аффектно-коммуникативная.

Передача информации: вербальная коммуникация, невербальная коммуникация.

Виды общения: социально-ориентированное, групповое, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное.

Структура общения: коммуникация (информация), перцепция (восприятие), интеракция (взаимодействие).

Функции при правильной организации общения обеспечивают: организацию и оптимизацию совместной деятельности; познание людьми друг друга, в том числе и себя самого; формирование и развитие межличностных отношений.

Общение обусловлено личностными социальными потребностями человека, конкретно-историческими социальными условиями и уровнем развития личности.

Психология рассматривает общение как процесс, в котором традиционно выделяются три основные стороны:

информационная (коммуникативная);

восприятие (перцептивная);

взаимодействие (интерактивная) между людьми в процессе общения.

Рассмотрим подробно внутренние механизмы каждой из сторон с целью понимания их функционирования. Хотя в реальном живом общении все его составные реализуются комплексно. Вместе с тем следует помнить, что существуют различные схемы общения:

а) простая, когда общаются два индивида;

б) сложная, когда общается индивид с группой, и наоборот;

в) замкнутая, когда индивид общается сам с собой (автокоммуникация), например: все варианты внутренней речи, беседы.

Этапы общения:

1.Психическое «чтение» особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица.

2.Поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта.

3. Интеракция и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц со стороны сотрудника ОВД с целью решения оперативно-служебных задач.

4. Оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами (правонарушителями, гражданами, сотрудниками правоохранительных органов, руководителями, подчиненными).

Наши рекомендации