Игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности)

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ отличается от принятия решения в условиях риска тем, что в условиях неопределенности вероятностное распределение, соответствующее игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru -му состоянию природы не известно, либо не может быть определено. Этот недостаток информации обусловил развитие следующих критериев для анализа ситуации, связанной с принятием решений: 1. Критерий Лапласа 2. Минимаксный критерий 3. Критерий Сэвиджа 4. Критерий Гурвица Эти критерии отличаются по степени консерватизма, которую проявляет индивидуум, принимающий решение, перед лицом неопределенности. Принятие решений в условиях неопределенности, как и в условиях риска, требует определения игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru альтернативных действий, которым соответствуют платежи игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru , зависящие от игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru (случайных) состояний природы, и составляющихматрицу платежей. Критерий Лапласа опирается на принцип недостаточного основания (впервые сформулированный Я. Бернулли), который гласит, что поскольку распределение вероятностей состояний природы неизвестно, нет причин считать их различными. То есть, используется оптимистическое предположение, что вероятности всех игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru состояний природы равны между собой и равны игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru .Если при этом игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – прибыль (расходы) лица принимающего реншение, то наилучшим решением будет то, которое обеспечивает игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru . Максиминный (минимаксный) критерий основан на на консервативном осторожном поведении лица принимающего решение, и сводится к выбору наилучшей альтернативы из наихудших: игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru (в случаях прибыли и расходов соответственно). Критерий Сэвиджа стремится смягчить консерватизм максиминного (минимаксного) критерия путем замены матрицы платежей (прибыль, расходы) матрицей риска (потерь) игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru : игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru Критерий Гурвица охватывает ряд различных подходов к принятию решений – от наиболее оптимистичного до наиболее пессимистичного (консервативного). Пусть игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – доходы. Тогда решению, выбранному по критерию Гурвица, соответствует игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru . Параметр игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – показатель оптимизма. Если игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru , критерий Гурвица становится консервативным и совпадает с максиминным критерием . Если игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru , критерий Гурвица становится слишком оптимистичным, ибо рассчитывает на наилучшие из наилучших условий . При отсутствии ярко выраженной склонности к оптимизму или пессимизму выбор игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru представляется наиболее разумным. ПРИМЕРЫ   10."Смягчающий" характер критерия Сэвиджа Рассмотрим следующие матрицы платежей (потерь) и риска:
игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru
игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru

Применение минимаксного критерия к матрице платежей игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru приводит к тому, что решение игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru с потерями 10000 у.е. является предпочтительным. Если вместо матрицы платежей использовать матрицу риска игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru , то минимаксный критерий (критерий Сэвиджа) приводит к выбору решения игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru в качестве предпочтительного (потери составят всего 90 у.е. в случае реализации состояния игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru ).

10.Вечеринка и экзамен

игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru
Вовочка – прилежный студент, который обычно получает хорошие отметки благодаря, в частности, тому, что имеет возможность повторить материал в ночь перед экзаменом. В ночь перед экзаменом Вовочка столкнулся с небольшой проблемой: его сокурсники организовали вечеринку. Вовочка имеет три альтернативы: игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – участвовать в вечеринке всю ночь; игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – половину ночи участвовать в вечеринке, а половину – учиться; игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – учиться всю ночь. Профессор, принимающий экзамен, непредсказуем в том смысле, что экзамен может быть легким ( игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru ), средним ( игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru ) или трудным ( игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru ). В зависимости от сложности экзамена и времени, затраченного Вовочкой на повторение, можно ожидать следующие экзаменационные баллы (по 100-бальной шкале):

Какой выбор должен сделать Вовочка, основываясь на каждом из четырех критериев принятия решений в условиях неопределенности?

игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru
Критерий Лапласа: игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru выбираем стратегию игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – учиться всю ночь.

Максиминный критерий: Используем исходную матрицу набранных баллов

игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru выбираем стратегию игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – учиться всю ночь.

Критерий Сэвиджа: Матрица риска (потерь) определяется путем вычитания

игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru
элементов столбцов из их (столбцов) максимальных элементов.

Применяя минимаксный критерий к матрице потерь,

игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru выбираем стратегию игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – учиться всю ночь.

Критерий Гурвица: Результаты вычислений представлены в таблице ниже

игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru

При любом значении игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru выбираем стратегию

игры с природой (принятие решений в условиях неопределенности) - student2.ru – учиться всю ночь.

Наши рекомендации