Требования к аналитикам

1. Знание аналитиками технических приемов сбора информации.

Производя наблюдения в надежде впоследствии воспользо­ваться их результатами, необходимо заботиться о том, чтобы:

· установить наиболее удачные единицы измерения,

· своевременно фиксировать результаты наблюдений.

Поскольку уверен­ность в точности наблюдения практически обратно пропорцио­нальна времени, отделяющему наблюдение от его записи, а точ­ность абсолютно необходима для успеха исследования, постольку чрезвычайно желательно, чтобы суть наблюдения записывалась сразу.Непосредственная запись наблюдений иногда оказывает­ся невозможной, как, например, диктофон; но даже и в этом случае желательно, чтобы запись производилась немедленно после беседы, пока еще свежо впечатление от разговора.

В аналитической работе очень важно уметь делать краткие и в то же время содержательные заметки о фактах, попадающих в поле внимания.

Для заметок выгодно пользоваться блокнотом. Исследова­тель имеет возможность сосредоточить на одной странице все заметки, относящиеся к данному вопросу. Затем он может выр­вать эти страницы из блокнота и вместе с другими заметками по тому же вопросу сохранить на случай дальнейших работ. Опытные аналитики иногда находят более выгодным пользо­ваться для заметок карточками, которые не занимают много места и впоследствии их целесообразно привести в систему.

2. Обладание хорошо организованной памятью.

Как подробны ни были бы записи исследователя, он все же должен в значительной мере полагаться на собственную память, так как физически невозможно, а часто и нежелательно, запи­сывать решительно все. Аналитику, не обладающему хорошей профессиональной памятью, следует принять меры к тому, чтобы по возможности развить свои мнемонические способности. Для более эффективного использования объема своей памя­ти полезно руководствоваться следующими правилами:

· Выбирать то, что вы желаете запомнить.Не пытаться запоми­нать все. Следует избирательно относиться к фактам, пусть ваша память будет регистрационным отделом. Не стараться запомнить данные, которые вы легко можете найти в справочниках.

· Концентрировать внимание на том, что вы хотели бы запомнить.Стараться заинтересоваться изученным материалом, будьте внимательны, чтобы достичь ясности впечатлений. Сила впечатлений, получаемых от изучаемых объектов и явлений, со­храняющихся в памяти, обусловлена степенью концентрации внимания.

· Использование как можно больше ассоциаций.Память удер­живает впечатления главным образом при помощи ассоциаций. Всякая ваша ассоциация облегчает запоминание материала или воспроизведение впечатлений. Старайтесь получаемые вами све­дения вновь ассоциировать с чем-либо уже известным и хоро­шо вам знакомым. Таким путем вы избежите перегрузки памяти множеством единичных впечатлений, не связанных с выпол­нением вами задания.

· Укрепляйте разумными упражнениями слабые стороны ва­шей впечатлительности.Некоторые люди обладают зрительной памятью, иначе говоря, они легче всего запоминают то, что не­посредственно видели; другие лучше всего запоминают звуки, у третьих память фиксирует образы путем ассоциирования с дру­гими предметами. Сознательно укрепляйте рецепторы вашей памяти, которые развиты слабее других. Этим путем постепен­но вы сможете усилить получаемые вами впечатления.

· Чаше оживляйте свои впечатления, чтобы их углубить.Ког­да вы хотите что-либо припомнить, воспроизводите по несколько раз подряд первое впечатление. При этом вам поможет повто­рение. С каждым повтором впечатление углубляется, а возмож­ность забыть что-либо важное уменьшается.

· Классифицируйте свои впечатления по какой-нибудь логи­ческой схеме.Такой прием служит дальнейшим развитием прин­ципа ассоциаций. Ассоциируя полученные сведения с другими смежными и классифицируя их по определенному плану, вы облегчите себе возможность припомнить не только определен­ные впечатления, но и те, с которыми вы их ассоциируете.

· Приучайтесь полагаться на свою память.Быть может, это важнее всего прочего. Заставьте себя доверять своей памяти и вы увидите, что она постепенно будет становиться крепче и от­четливее. Конечно, много есть таких подробностей, которые было бы нелепо доверять памяти. Совершенно неправильно пользоваться памятью, как местом для хранения всяких бесполезных сведений; наоборот, надо стараться сосредоточить внимание на наиболее существенных чертах исследуемого предмета.

3. Умение быстро ориентироваться в вероятной ценности собираемого материала

Ни одно предприятие не стало бы закупать материалы или оборудование без строгого контроля и проверки качества и ко­личества того, что ему доставляют. Точно так же и аналитик не вправе пользоваться сведениями из непроверенного источника и должен убедиться в их пригодности.

Оценка и проверка собранных фактов представляют собой одну из труднейших и наиболее ответственных задач, стоящих перед аналитиком.

6.3.1. Анализ ситуации путем личного наблюде­ния и проведения эксперимента

Правила, для успешного использова­ния личного наблюдения

1. Ясно формулируйте проблему.Прежде всего необходимо выяснить цель обследования и в результате предварительного анализа четко сформулировать проблему в целом, а также в применении к отдельным частям работы. Желательно выделить основные ориентиры анализа ситуации и отметить вопросы, требующие особенного внимания.

2. Надлежащая установка сознания.Для обеспечения необ­ходимой точности наблюдения сознание должно быть свободно от всяких предвзятых доводов. Чрезвычайно важно устранить или, по крайней мере, подвергнуть критической проверке име­ющиеся предубеждения. Следует этому уделить внимание, при­ступая к наблюдению; но не менее существенно неотступно контролировать себя в течение всего обследования. Для этого необходимо непрерывно бороться с соблазном преждевременно обобщать фактический материал и высказывать суждения, ос­нованные на интуиции или в результате поверхностного взгля­да на ситуацию.

Аналитик подвержен неизменной опасности делать выводы на основании первых наблюдений. Из-за этого он порой утра­чивает непредубежденность суждений и наносит ущерб всей дальнейшей работе.

Аналитик может быть подвержен Ретроспективному предубеждению.

Ретроспективное предубеждение — тенденция видеть то, что уже случилось, как нечто неминуемое и предсказуемое — без понимания того, что ретроспективное знание выводов влияет на оценки.

Ретроспективное предубеж­дение зафиксировано во время выборов, в медицинской диагностике, в тестах на беременность, при принятии решений, в играх и других случаях.

В 1977 году Поль Словик и Барух Фишхофф опубликовали ре­зультаты эксперимента, показавшего, как избежать ретроспек­тивных предубеждений, когда узнаешь результаты исследований (чувства, что результаты исследований были предсказуемы).

Словик и Фишхофф обнаружили, что ретроспективное предубеждение повышается, когда люди перестают учитывать причины, по которым результаты могли бы быть иными.

Для того чтобы снизить ретро­спективное предубеждение, необходимо ясно вычленить причи­ны, которые могли бы изменить полученные результаты. Если рассматривать только причины, по которым все произо­шло, как произошло, высок риск переоценить предсказуемость полученного результата и возможность подобных результатов в будущем. Практически, Фишхофф обнаружил, что информиро­вать людей о ретроспективном предубеждении и побуждать их его избежать недостаточно для того, чтобы они от него избави­лись. Чтобы избежать ретроспективного предубеждения, очень важно понять, каким образом можно было получить альтерна­тивный результат.

3. В данное время производите наблюдение только над одним явлением.Выбирайте для начала наблюдения наиболее выгод­ные для анализа объекты. Вы убедитесь, насколько быстро и успешно продвигается работа. Кроме того, постарайтесь выб­рать такой аспект, при котором избранное вами явление или объект анализа находится в наиболее благоприятных условиях для всестороннего наблюдения над ним.

4. Исключите все маловажные факты.Как необходимо отме­чать каждый существенный факт, также не следует останавли­ваться на фактах, не имеющих прямого отношения к делу. Ошиб­ки в выборе данных обыкновенно являются следствием недо­статочного практического опыта, неспособности концентрировать внимание на явлении или объекте исследования, низкой квали­фикации аналитика и предубеждений.

5. Сохраняйте энтузиазм и заинтересованность в установлении истины.Великий английский мыслитель Бэкон гово­рил: "Тот, кто много спрашивает, многому научится". Разви­вайте в себе любознательность — она одно из наиболее ценных качеств исследователя и ведет к открытию новых методов в ана­литической работе. Если что-либо делается определенным об­разом, то это отнюдь не дает основания считать данный способ безусловно верным.

Любое общепринятое положение должно вызывать у вас де­ловой подход, в том числе, критику. Следует непрерывно спра­шивать: "Отчего?", "Зачем?", "Сколько?", "Откуда вы это знаете?".

6. Фиксируйте результаты наблюдений. Воспоминания не похожи на копии наших прошлых впечатлений, хранящиеся в банке памяти. Наоборот, они создаются в то время, когда мы их отзываем оттуда (Лофтус, 1980; Майерс,1990). «Материалы», использованные в этом мгновенном воссоздании, — это логические заключения, дополняющие утерянные детали, ассоциативные воспоминания, смешивающиеся с воспоминаниями настоящими, и другая сопутствующая, как-то связанная с «материалом», информация. Чтобы убедиться, что память является воссозданием, достаточно выполнить упражнение, предложенное в 1990 году Майерсом: закрыть глаза и попробовать вспомнить момент, когда вы пережили что-нибудь приятное.

Большинство лю­дей видит себя в своем воспоминании. Но если люди видят себя, то это значит, что они воссо­здают сцену.

То, что память основана на воссоздании, было продемонстри­ровано в двух экспериментах Бет Лофтус и Джоном Палмером в 1974 году. В первом эксперименте 45 студентам было предложе­но просмотреть семь различных видеороликов, изображающих автокатастрофы. Небольшие ролики (от 5 до 30 секунд) были взяты из длинного фильма для подготовки водителей.

После каждого ролика студенты отвечали на ряд вопросов, например, насколько быстро двигались машины.

Одна пятая часть студентов отвечала на вопрос: «Как быстро двигались ма­шины в тот момент, когда они соприкоснулись?»

Столько же студентов отвечали на тот же вопрос, но вместо «соприкосну­лись» было — «ударились», «столкнулись» или «налетели друг на друга».

Студенты, которых спросили, насколь­ко быстро двигались машины, когда они «налетели друг на дру­га», в среднем оценивали скорость на 9 миль больше, чем те, кого спрашивали, как быстро ехали машины, когда они «сопри­коснулись».

Таким образом, Лофтус и Палмер заключили, что формулировка вопроса — даже если меняется только одно сло­во — может заметно сказаться на том, как люди воссоздают свое воспоминание о событии. Во всяком случае, результаты второго эксперимента оказа­лись еще более любопытными. В этот раз Лофтус и Палмер просили 150 студентов просмотреть минутный ролик, содержащий четырехсекундный эпизод столкновения нескольких машин.

ü У 50 студентов спросили: «Как быстро ехали машины, когда они налетели друг на друга?»

ü У других 50 спросили: «Как быстро ехали машины, когда они ударились?»

ü Остальных не спрашивали о скорости движения машин.

Затем студентов собрали спус­тя неделю и, не показывая фильм вновь, задали ряд вопросов. На этот раз ключевым вопросом был следующий: «Помнят ли студенты, видели ли они разбитое стекло в эпизоде автокатаст­рофы?»

Лофтус и Палмер обнаружили, что спрашивая студентов, как быстро двигались машины, когда они налетели друг на друга, они не только заставили их думать, что машины ехали быстрее, но и, спустя неделю, заставили большую часть из них вспом­нить, что в эпизоде было видно разбитое стекло. Но что самое интересное, так это то, что в ролике ни разу не появ­лялось разбитое стекло — субъекты, представлявшие налетев­шие друг на друга машины, сами воссоздали его!

В книге «Память» Ян Хантер в 1964 году рассказывает историю двух британских психологов, которые незаметно записали дискуссию, проведенную после одного заседания Кембриджского психологического общества. Две недели спустя они собрали вместе всех участников и попросили их записать все, что о вспомнят о дискуссии. Когда эти воспоминания были сопоставлены с записью, оказалось, что респонденты опускали около 90% специфических пунктов, которые они обсуждали. Более того, пункты, которые были перечислены, были лишь наполовину правильными. Респонденты вспоминали комментарии, которых не было, превращали короткие замечания в длинные монологи. А то, что едва подразумевалось, — во вполне определенные комментарии.

Эта история доказывает необходимость ведения точных запи­сей. Даже наиболее опытный в принятии решений человек под­вержен предубеждениям, связанным с работой памяти, и нет лучшего способа избежать их, чем тщательное ведение записей прошедших событий (например, встреч, важных диалогов и со­глашений). Как показали опыты, па­мять по своей природе реконструирует события и находится в сильной зависимости от ситуации.

7.Учитывайте человеческий фактор.В изучении каждой проблемы большое значение имеет человеческий фактор. Его игнорирование при исследовании деловых ситуаций пагубно отражается на итогах аналитической работы.Пренебрежение человеческим фактором способно в корне ис­портить результаты аналитической работы, которые могли бы быть очень ценными.

Один известный проект-менеджер был приглашен на пред­приятие с целью дать рекомендации по совершенствованию оп­латы труда. Он работал два месяца: обследовал различные опе­рации и фиксировал результаты своих наблюдений. К рабочим его отношение было совершенно безразличным. Он чувствовал себя ученым в лаборатории, держался отстранение, а окру­жающие не искали с ним сближения, поскольку он не внушал им доверия. В результате сотрудничество оказывалось невоз­можным. Когда он появлялся в цехе и принимался за свои на­блюдения, работники прибегали ко всевозможным уловкам, из­вестным в различных производствах, чтобы помешать его ис­следованию. После истечения отведенного для анализа времени этот проект-менеджер был также далек от разрешения про­блемы совершенствования оплаты труда, как и в начале иссле­дования. Тогда к работе привлекли опытного практика, кото­рый был известен рабочим и смог добиться их расположения. Он объяснил им, что цель производимого обследования много­гранна, его цель — увеличить объем производства и снизить себестоимость продукции и на этой основе повысить уровень заработной платы. Совместно за один месяц они сумели до­биться таких результатов, каких прежний исследователь в одиночку не достиг и за два месяца работы. Чем же это объяс­нить? Только тем, что исследователь-практик использовал в аналитической работе значение человеческого фактора.

Наши рекомендации