Депрессивные личности/компании

Всем нам в тот или иной момент было знакомо чувство беспомощности и безнадежности. Однако некоторые люди ничего другого и не испыты­вают. Это люди депрессивного склада.

Беспомощность и безнадежность

Для людей этого склада основной является мысль о том, что безнадеж­но пытаться изменить течение жизни, и что их жизнь не так хороша. Депрессивным менеджерам не хватает уверенности в себе и инициатив­ности, у них низкая самооценка, они бывают, зависимы и (из-за зависи­мости) нуждаются в привязанности и заботе.

В депрессивном стиле основное место занимают чувства вины, бес­полезности и несоответствия требованиям. Люди с подобным настрое­нием недооценивают себя; они умаляют собственные достоинства и чувствуют себя хуже других, говорят о недостатке способностей и та­ланта. Из-за чувства бесполезности они отказываются от ответственно­сти, позволяя другим брать на себя заботу об основных сферах их жиз­ни и работы. Они активно ищут мессию, человека, который бы защитил их. К концу жизни они начинают идеализировать окружающих — со­ветников, важных персон, таких, как банкиры или начальники, или дру­гих людей, с которыми они находятся в постоянном контакте. Депрес­сивные личности часто льстят, приспосабливая свое поведение и подав­ляя свою индивидуальность, чтобы угодить тем, от кого они зависят.

Лидеры с депрессивным стилем управления (если в данном случае вообще можно говорить о «лидере») испытывают чувство бессилия, что является результатом неприятного прошлого. Злоба по поводу своего бессилия может стать причиной возникновения чувства вины и осто­рожности по отношению к окружающим. Враждебность у подобных лю­дей часто направлена на себя — явление, известное как «моральный ма­зохизм», при котором физическая боль служит актом спасения. Она ста­новится возмещением превалирующего чувства вины. Если они испы-

162_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________

тывают чувства или хотят того, что считают недопустимым, поражение для них становится лучшей наградой.

Депрессивные личности проявляют некомпетентность и полное от­сутствие воображения. Они ждут, пока другие проявят инициативу, ча­сто боятся успеха, потому что думают, что люди будут им завидовать и испытывать враждебность. Кроме тех случаев, когда они урывают час­тичку удачи, они ведут себя пассивно, уклоняются от действий и стано­вятся отшельниками.

Замкнутая культура, депрессивные компании

Культуру компании, во главе которой стоит депрессивный лидер, лучше всего отражает термин «замкнутая». Генеральный директор создает не­гативную и летаргическую атмосферу, а руководители второго звена ему подражают. В некоторых случаях подобную атмосферу создает одна лишь личность лидера, в других — внешние силы, такие, как смерть ос­нователя или поглощение компании, заставляют нормальных руково­дителей терять чувство контроля, власть, самооценку и, соответствен­но, инициативу. В любом случае, замкнутая культура проникает в ком­панию через немотивированных, ленивых руководителей, которые счи­тают ее неким механизмом, за которым надо просто ежедневно следить, и который требует их минимального участия. Перекладывание ответ­ственности и проволочки здесь привычное дело, так же, как и отсут­ствие качественного взаимодействия и общения между менеджерами. Что хуже, ничего не изменяется, даже когда у фирмы начинаются не­приятности.

Для депрессивных компаний, по причине замкнутости их культуры, характерны пассивность, недостаточная уверенность, крайний консерва­тизм, изолированность и бесцельность. Исполняются только запрограм­мированные, типовые задачи, которые не требуют особой инициативы.

Большинство депрессивных фирм хорошо организованы и работа­ют на сложившихся рынках, тех, что практикуют одни и те же техноло­гии и модели конкуренции на протяжении многих лет, с торговыми со­глашениями, ограничениями свободы торговли и устойчивыми тари­фами. Незначительные перемены, отсутствие серьезной конкуренции и однородность клиентов делают задачу управления довольно простой.

Хотя власть формально сосредоточена в одних руках и базируется скорее на должности, чем на личном опыте, это не является важным вопросом для большинства депрессивных компаний. Контроль осуще-


__________________________ ПОРОКИ НА ВЕРШИНЕ____________________________ 163

ствляется по формализованным программам и правилам, нежели по инициативе менеджеров. Предложения об изменениях и действии встре­чают сопротивление, так как высшее руководство страдает от чувства бессилия и неспособности; лидеры не считают, что могут контролиро­вать события или как-то воскресить компанию.

Довольные неизменным положением вещей, депрессивные компании не стараются обнаружить (или исправить) угрозы и слабые места на рынке.

Депрессивные личности/компании - student2.ru Депрессивные личности/компании - student2.ru Довольные неизмен­ным положением ве­щей, депрессивные компании не старают­ся обнаружить угрозы и слабые места на рынке

Трудно сказать, вызывает ли застой невнимательное отношение к сбору информации, или наоборот. В любом случае, в депрессивной компании эти два аспекта тесно связаны.

Чувство бесцельности и апатия, царящие сре­ди высшего руководства, препятствуют всякой по­пытке наметить четкие задачи и направление для компании. Вчерашняя продукция становится се­годняшней, но не по вине консервативной поли­тики фирмы, а из-за апатии. Руководители тратят большую часть вре­мени на проработку мелких деталей, откладывая принятие серьезных решений.

Фирмы, страдающие от депрессии, должны предпринять следующие шаги, чтобы восстановить баланс:

* Воскресить лидера и передать ему власть.

* Провести переоценку стратегии.

* Разработать и придерживаться корпоративных ценностей, ориентированных на высокие результаты.

* Упростить структуру и процедуры.

* Стать более чувствительными к потребностям клиентов.

* Обновить выпускаемую продукцию.

* Улучшить качество сервисного обслуживания.

* Равняться на компании с высокими показателями.

Наши рекомендации