Рекомендации по выполнению пол етов и управ лению воздушным движением в з онах струйных течений

1. Перед полетом и заступл ением на смену по обслуживанию воздушного движения проанализировать аэросиноптические материалы , обращая особое внимание на карты АТ-400, 300 и 200 гПа, данные радиозондирования атмосферы, карт у максимальных ветров (рис. 11.9).

2. Если при полет е наб людается попутное СТ, необходимо использовать его. При этом рекомендуется лететь в центральной его част и или на правой стороне.

3. Вст речное СТ рекомендуется обходить с левой стороны СТ по полету.

4. Пересекать СТ можно ниже оси на 1,5…2,0 км или выше тропопаузы.

5. При попадании в зону болтанки, связанную с попутным СТ, необходимо изменить эшелон или уклониться вправо (с учетом отклонения температуры от СА).

6. Пересекать тропопаузу в зоне СТ не рекомендует ся.

7. При обнаружении СТ командир ВС об язан немедленно сообщить д испетчеру о его направлении, скорост и и явлениях, связанных с ним.

8. Обнаружит ь СТ в полете можно по облачным полосам, т янущ имся вдоль его направления,

и по сносу самолета, при этом:

- если наблюдается сильный левый снос и температура воздух а повышается, то ВС входит в СТ с левой стороны;

- если наблюд ается сильный правый снос и температура воздуха понижается, т о ВС входит в СТ с правой стороны;

- если при горизонт альном полете вдоль СТ т емпература воздуха ост ается постоянной, а пут евая скорость увеличивается (уменьшается), то СТ попут ное (встречное).

МЕСТНЫЕ ВЕТРЫ

В отд ельных районах под влиянием мест ных физико-географических условий образуются возд уш ные течения, имеющие сравнительно небольш ую горизонтальную и вертикальную протяженность и от личающ иеся характ ерны ми особенностями. Такие воздушные течения называются местными ветрами. Они могут возникат ь из-за неравномерного нагревания подстилающей поверхност и (суши, вод ы, горных склонов и долин) или же из-за особенност ей обт екания орографических препятст вий воздушными потоками. К местным вет рам от носятся бризы, горно-долинные вет ры, ледниковые ветры, бора, фён и другие.

Бризы - это ветры с суточной периодичност ью, возникающие на побережьях морей, больших озер и широких рек. Причиной их возникновения являет ся неравномерное нагревание и охлажд ение суши и моря в течение сут ок.

Дневной (морской) бриз дует с холодной водной поверхности на нагретую сушу, а ночной (береговой) бриз - с охлажд енной суши на б олее теплую водную поверх ност ь (рис. 10.7).

Морской б риз возникает около 9…11 часов утра местного времени, распространяется вглубь суши на 20…4 0 км, верт икальная мощность его дост игает нескольких сотен мет ров (иногда до 1000 м). Максимальные скорости дост игают 4…6 м/с и наблюд аются после полудня.

Береговой бриз образуется после захода Солнца и в течение ночи проникает вглуб ь моря на 8…10 км.

рекомендации по выполнению пол етов и управ лению воздушным движением в з онах струйных течений - student2.ru

Рис. 10.7. Схема образования бризов ой циркуляции

В умеренных ш иротах бризы наблюдаются в теплую половину года, более четко они выражены в ясную погоду, если отсутствует или ослаблен общий перенос воздуха. Над б ризом наб людается ветер противоположного направления примерно такой же верт икальной мощности, называемый антибризом.

Хорош о развитые бризы наб людаются на Черном, Азовском и Каспийском морях, слабее - на Белом море, на Ладожском и Онежском озерах. В т ропических районах бризы наблюдаются круглый год.

При полетах в районах, где наблюдается бризовая циркуляция, необходимо учит ывать смену направлений ветра у земли и на высоте круга в утренние и в вечерние часы.

Горно-долинные ветры - подобно бризам имеют суточную периодичность и возникают из-за неравномерного нагревания и охлажд ения склонов гор и долин днем и ночью (рис. 10.8).

рекомендации по выполнению пол етов и управ лению воздушным движением в з онах струйных течений - student2.ru

Рис. 10.8. Схема образов ания горно-долинных ветров

Днем склоны гор и прилегающий к ним воздух нагреваются быстрее и сильнее, чем воздух, удаленный от склонов. Вследст вие эт ого более легкий т еплый воздух поднимается по склонам гор вверх . Такой вет ер называется долинным.

Ночью склоны гор и прилегающий к ним возд ух охлаждаются быст рее, чем возд ух, удаленный от склонов. Поэ тому более холод ный воздух опускает ся вдоль склонов вниз. Так об разуется горный ветер.

Скорость д олинных вет ров обычно не превышает 3…6 м/с, а скорость горных ветров

может достигать 20 м/с и более. Это может привести к сильной болтанке и резким броскам воздушных судов вниз.

Ледниковые ветры дуют над ледником вниз по течению ледника. Они не имеют суточной периодичност и, пот ому что лед ник охлаждает воздух в течении всех суток. Над ледником, как правило, наблюдается инверсия, поэтому холодный воздух дует (стекает) вниз. Над ледниками Кавказа скорость таких ветров достигает 5...7 м/с. Лед никовые ветры в

огромных масштабах наблюд аются в Антарктиде. Здесь они называются стоковыми ветрами. В связи с тем, чт о на движение воздуха в данном случае влияет не только сила горизонтального барического градиента, а и сила тяжест и Земли, скорость ст оковых вет ров достигает 20 м/с и более.

Бора - это сильный холодный порывистый вет ер, возникающий при сваливании холодного воздуха с прибрежных невысоких гор на побережье и достат очно теплое море. Наиболее известна Новороссийская бора (в среднем 46 дней в году) на северо-восточном берегу Черного моря (рис. 10.9).

рекомендации по выполнению пол етов и управ лению воздушным движением в з онах струйных течений - student2.ru

Рис. 10.9. Схема Новороссийской боры в стадии обвала

Она образуется в тех случаях, когда над Краснодарским краем России уст анавливается область высокого, а над Черны м морем - низкого давления. Холодная воздушная масса накапливается перед Мархотским перевалом (высота 450 м) и, достигая его верш ины перед Новороссийском, обр ушивает ся вниз. Скорост ь ветра дост игает 40…60 м/с и более. Холодный возд ух, перемеш иваясь с теплым возле поверхности моря, достигает состояния насыщения. Если при этом т емпература воздуха ниже 0°С, создают ся благоприятные условия для образования гололеда.

Местные ветры типа боры в различных географических районах называются: Сарма – близ Ольховских ворот на Байкале; Норд – в районе Баку; Мистраль – на средиземноморском побережье Франции (от Монпелье до Тулона); Нортсер – в Мексиканском заливе (Мексика, Техас); Ороси – на океаническом побережье Японии.

Фён - это сухой теплый порывист ый ветер, возникающ ий при переваливании воздушными потоками больших горных х ребтов и распрост раняющийся далеко на равнину. Он может наблюдаться в любое время года и суток. Главной причиной его образования является перет екание воздуха через верш ину горы. Относительно теплый воздух поднимается вверх вдоль наветренного склона и ох лаждается до уровня конденсации на 1°С на каждые 100 м, выше уровня конденсации – в среднем на 0,5°С на каждые 100 м. Подъ ем воздуха будет сопровождаться конденсацией водяного пара, образованием облаков и выпадением осадков (рис. 10.10). Д остигнув вершины горы, воздух начнет переваливать через нее и опускаться вдоль склона с подветренной стороны горы. Опускаясь, воздух будет нагреваться на 1° на 100 м, в результ ате эт ого с подветренной стороны облака размываются, и воздух в долину приход ит сух им и теплым.

рекомендации по выполнению пол етов и управ лению воздушным движением в з онах струйных течений - student2.ru

Рис. 10.10. Схема образования фёна

Изменения температуры и влажности мог ут быть очень быстрыми и резкими: за

1…2 часа температура может подняться на 30…40°С. Продолжительность фёна изменяет ся от нескольких часов до 5 сут ок и более. Скорост ь фёна колеблет ся от затиш ья до 15…20 м/с, от мечались фёны со скоростью 30…40 м/с.

При полетах в районах, где наблюдается фён, может произойти подсасывание

воздушных судов к горе, иногда бывают резкие броски вниз.

Фёны могут возникать во всех горных районах, особ енно они часты в Альпах,

Карпатах, на Кавказе, в горах Средней Азии и Дальнего Востока.

Наши рекомендации