Предварительный просмотр

· исследовать текст

· выделить ключевые слова

· сделать обзор результатов исследования и списка ключевых слов и соотнести с целями чтения.

Наш следующий шаг – просмотр материала для чтения. На этом шаге не стоит задача получить детальную информацию о тексте. Задача заключается в получении представления о структуре текста. На этой стадии мы изучаем выходные данные (автор, издательство, индекс), глоссарий (если есть), и любые части текста, которые хоть как-то выделены визуально (иллюстрации, схемы, заголовки, выделенные жирным шрифтом и курсивом части текста). На этой стадии мы так же выявляем список ключевых терминов (слова – триггеры), которые соответствуют основным понятиям или событиям. Ключевые слова настраивают наш мозг на ту детальную информацию, которую мы, возможно, захотим исследовать более тщательно на следующих этапах. Эффективный предварительный просмотр краток и удобен – он занимает не более пяти минут для книги, трех минут для доклада (рассказа), и менее тридцати секунд для статьи. За это время мы дополнительно проясняем для себя и рафинируем наши цели, просматриваем список ключевых слов и решаем – стоит ли читать дальше.

Предварительный просмотр базируется на важном принципе: эффективное обучение чаще всего имеет место при соблюдении правила: «От общего к частному» («От целого к деталям»). Поэтому мы начинаем с получения общего представления о чтиве и лишь затем переходим к изучению деталей.

Предварительный просмотр похож на рентгеновский снимок, когда мы видим скелет. Понимание структуры дает нам то, что теоретики называют схемой, набором ожиданий что за чем следует. Когда мы знаем структуру написанного, мы можем более точно предсказать его содержание. В результате значительно возрастает понимание и удовольствие от чтения.

Суммируя сказанное, предварительный просмотр дает нам скелет книги (статьи и т.д.). На следующих этапах фоточтения мы будем наращивать на этот скелет тело.

Мы рекомендуем непосредственно сразу после Фоточтения повторить эту процедуру, что значительно облегчит дальнейшее понимание прочитанного и активацию в сознании.

Фоточтение

· приготовиться к фоточтению

· войти в состояние сверхобучения

· сделать положительные утверждения о своих личных способностях и целях, которые будут достигнуты в результате чтения.

· войти в состояние фотофокусировки, установив точку внимания (техника «апельсин»), и вызвав «страницу-мираж».

· поддерживать состояние фотофокусировки при переворачивании страниц (речитатив, глубокое ровное дыхание).

· закрыть состояние фотофокусировки через утверждения чувства наполненности нужной информацией и способности активировать ее.

Фоточтение начинается с достижения глубокой релаксации тела, в то время, как сознание должно оставаться бодрым. Это состояние называется состояние «сверхобучения».[5] Используйте технику 3-2-1, приведенную далее для быстрого достижения этого состояния.

Подготовка к фоточтению также включает в себя ясное ощущение своих целей. То есть, что Вы хотите получить от фоточтения этого материала.

Сделайте несколько положительных утверждений о целях, состоянии и результатах:

· «Во время фоточтения моя концентрация абсолютна»;

· «Все, что я фоточитаю прочно усваивается мозгом и в любой момент доступно мне»;

· «Я желаю, чтобы информация в книге (название) обеспечила (конкретная цель чтения данной книги)».

Сядьте удобно, положите перед собой открытую книгу (оптимально на подставке с наклоном в 45 градусов). Закройте глаза, спина прямая, дыхание спокойное, тело расслаблено. Поместите воображаемый апельсин в верхнюю часть затылка.[6] Пусть он висит там в воздухе и слегка касается ваших волос. Опустите и расслабьте плечи. Представьте с закрытыми глазами свое поле зрения. Мягко откройте глаза и начинайте фоточитать.

Во время фоточтения мы настраиваем зрение на «фотофокус». Для большинства это новый способ использования зрения. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на отдельных словах, пытаясь получить их наиболее четкое изображение, нам необходимо расслабить глазные мышцы и расширить периферическое зрение так, что бы видеть всю напечатанную страницу (весь разворот книги). Для этого смотрите через центр как бы сквозь (за) страницу, чтобы видеть одновременно четыре угла и пробелы между строчками. Для некоторых страница как бы выплывает над книгой и становится объемной.[7] Те, кто не видит объемную страницу (например, из-за дефектов зрения), могут просто мысленно рисовать косой крест «Х», соединяющий четыре угла развернутой книги. Делайте это играючи, не стараясь слишком сильно, иначе вы выйдете из оптимального состояния.

Фотофокус создает физическое и ментальное окно, обеспечивающее прямое «впечатывание» визуального материала в наш мозг. В этом состоянии мы мысленно фотографируем всю страницу, предоставляя ее для обработки подсознательному процессору. Таким образом, экспозиция каждой страницы дает естественную нейрологическую реакцию, обеспечивая непосредственное распознавание слов, не обремененное критическим отношением сознания.

Поддерживаем состояние расслабленного тела и повышенного внимания, согласую дыхание с переворачиванием страниц и повторяя мысленно речитативом: «От-дых, от-дых, три-два-один, от-дых, от-дых, ви-жу, по-мню, от-дых, от-дых, я в по-то-ке...».[8]

Со скоростью 1 страница примерно в 1 секунду мы можем прочитать всю книгу за 3-5 минут. Но это не традиционное чтение. При фоточтении только маленькая толика прочитанного таким образом материала может попасть в сознание. Другими словами, на сознательном уровне мы ничего не помним из прочитанного. Поэтому следующим шагом будет сознательная активация прочитанного.

Закройте состояние фотофокуса, с ощущением мастерства, сделав положительные утверждения: «Я полностью принимаю все чувства, пробужденные процессом фоточтения. Я разрешаю своему телу и мозгу переработать полученную информацию, в соответствие с поставленными целями. Мне интересно, сколькими способами эта информация будет представлена моему сознанию».

Разрешите своему логическому разуму отпустить ситуацию из под своего контроля, пока Другой разум и Подсознательный Процессор обрабатывают усвоенный материал.

Активация

· подождите несколько минут, в идеале – ночь, после предварительного просмотра и фоточтения, перед тем, как активировать информацию (инкубационный период).

· Подготовьте свой мозг. Задайте себе вопросы о том, что вы прочитали. Это запустит процесс активации.

· В режиме суперчтения прочтите части, привлекшие ваше внимание. Быстро ведите свой взгляд сверху вниз по середине страницы для активации в сознании больших блоков текста. Идеальным является состояние сознания, когда вы замечаете едва заметные сигналы вашего мозга об информации, на которую следует обратить более пристальное внимание (отвечающую на ваши вопросы, которые вы задали себе).

· Внимательно прочитайте те участки текста, которые вы выделили, и ответьте на вопросы, которые вы поставили перед собой.

· Создайте карту сознания, нарисовав диаграмму из ключевых идей, прочтенного материала.

· Исследуйте другие формы активации, включая дискуссию и сновидения, для включения в работу всего мозга.

Существует два типа активации: спонтанная и преднамеренная. Спонтанная активация «случается», когда в нужный момент необходимая информация сама собой возникает в голове. Эти драматические моменты поначалу весьма волнуют начинающих фоточитателей и, естественно, дают мощный стимул для дальнейших занятий. Тем не менее, чем тщательней поначалу Вы занимаетесь преднамеренной активацией, тем чаще «случается» спонтанная и тем детальнее информация, которую Вы в результате получаете.

Согласно теории Джеральда Эдельмана (лауреата Нобелевской премии в области нейрологии) наша память не хранится в каких-то определенных отделах мозга, а как бы заново воссоздается, когда мы пытаемся что-либо припомнить. Когда мы вспоминаем что-либо, мы создаем мысленный контекст (идею), получаем доступ к ключевым битам информации (входам в соответствующие нейронные сети), обусловленным нашим предыдущим опытом. Когда достаточное количество ключевых битов активировано, «поджигается» соответствующая нейронная сеть, и тогда идеи и образы не «вынимаются со склада», а создаются прямо здесь и сейчас.[9]

На основании этой теории можно предположить, что же происходит во время фоточтения и активации, и почему эта система позволяет достигать таких удивительных результатов. Когда мы фоточитаем, то мозг обрабатывает печатную информацию больше физиологически, чем когнитивно.

Во время процесса активации мы рестимулируем наш мозг, проводя зондирование полученной информации через заданные себе вопросы о прочитанном (в соответствие с нашими целями) и исследуя те части текста, которые показались нам наиболее привлекательными. Для этого мы сканируем текст, быстро ведя глазами по центру каждой страницы или колонки статьи. Когда мы чувствуем подсознательный сигнал, то углубляемся в текст обычным сфокусированным чтением, чтобы изучить детали. Подсознательные сигналы могут быть весьма разнообразны и зависят от наших индивидуальных особенностей. Это могут быть едва уловимые (в самом начале занятий фоточтением) визуальные сигналы – выделение каким-то образом определенного абзаца. Другими словами этот абзац чем-то «бросается в глаза». Или вполне конкретные мысли типа: «нужная мне информация находится в конце параграфа на 147 странице…». Или ведя глазами по центру страницы, Вы как бы спотыкаетесь в определенном месте. Таким образом, во время активации мы вовлекаем в работу весь наш мозг и, опираясь на поставленные цели, вытаскиваем в сознание только нужную нам информацию. На этой стадии важно научиться не углубляться в чтение слишком надолго и легко переходить к быстрому сканированию, когда ответы на вопросы уже получены, и далее следует уже не интересующий нас материал.

Быстрое чтение.

- Быстро двигайтесь по тексту от начала до конца, затрачивая столько времени, сколько вам нужно. Варьируйте скорость чтения, в зависимости от сложности и важности материала.

Финальная стадия фоточтения наиболее близка к обычному чтению и скорочтению. Во время этого чтения мы ведем глазами по тексту от начала до конца, гибко регулируя скорость чтения в зависимости от сложности, приоритетности и важности для поставленных целей напечатанной информации. Ключевым словом здесь является именно Гибкость в регулировании скорости чтения.

Вы можете читать быстрее, когда:

· вы уже прочитали эту информацию на предыдущих стадиях,

· информация банальна или избыточна,

· Вы видите, что данная секция не важна для Ваших целей, так что Вы можете быстро пробежать ее глазами, оставляя начеку Вашу интуицию, чтобы замедлить скорость при появлении важной информации.

Вы можете замедлить чтение, когда:

· текст содержит новую информацию, с которой Вы еще не знакомы;

· Вы чувствуете, что данная информация требует более тщательного осмысления;

· Вы обнаружили чрезвычайно важную для Ваших целей информацию, в которой желаете детально разобраться.

Существенным для быстрого чтения является установка на неуклонное движение вперед. Никогда не останавливайтесь для «сражения» с информацией, которую не понимаете. Это – старый способ, ведущий в тупик. Если Вы продолжите свое движение по тексту, то вскоре наверняка встретите информацию, объясняющую предыдущую, на которой Вы «споткнулись».

Оставаясь одновременно расслабленным и внимательным во время быстрого чтения, Вы извлекаете для себя ту информацию, которая Вам нужна и соответствует Вашим целям.

Важность Быстрого чтения - заключительной стадии фоточтения определяется, прежде всего, тем, что она позволяет рассеять страхи начинающих фоточитателей относительно того, что они забудут то, что прочитали, описанным выше способом, или того, что они вообще не усвоили абсолютно ничего из того, что прочитали методом фоточтения. Быстрое чтение напрямую вовлекает в этот процесс наше сознание и удовлетворяет нашу потребность в ясном понимании прочитанного.

Так же на этой стадии можно наконец-то понять, что все предыдущие стадии все-таки работают, поскольку скорость чтения и усвоения материала значительно возрастают, по сравнению с Вашей обычной скоростью. Поэтому запомните, что быстрое чтение должно иметь место только после выполнения предыдущих шагов, которые обеспечивают наше глубокое подсознательное знакомство с текстом.

Довольно скоро (в зависимости от Вашей веры в свои способности) наступает время, когда Вам уже не надо будет заниматься быстрым чтением, поскольку все ваши страхи рассеются благодаря полученному положительному опыту.

Прямое Обучение

Прямое Обучение никак не соотносится с сознательной активацией или быстрым чтением. Прямое Обучение является результатом нового способа активации. В этой главе вы научитесь извлекать из этого процесса максимальную пользу. Вы можете достичь замечательных результатов, даже если вы еще начинающий фоточитатель. Единственное, что вам нужно – это научиться определенным образом расслаблять свои глаза, когда листаете страницы, и немного доверия к Другому разуму и Подсознательному Процессору, которые обрабатывают усвоенную информацию, даже если на осознанном уровне вам ничего об этом неизвестно. Поэтому просто делайте это и доверьте своему мозгу оставшуюся работу, особо не задумываясь, как это происходит. Готовы ли вы к чудесам?

Многие фоточитатели, прошедшие наши курсы, сообщали нам о спонтанных улучшениях своих навыков в теннисе, гольфе, бадминтоне, игре на пианино, управлении своим временем, выступлениях на публике и так далее. Все они, без исключения, заметили эти улучшения после Синтопического Чтения – это фоточтение нескольких книг на одну тему за раз.

Для исследования этого явления инструктор по фоточтению из Новой Зеландии Крис Седкол разработал упражнение для своих студентов.

Он предложил им фоточитать сразу пять книг на какую-либо тему, относящуюся к развитию профессиональных качеств – три книги непосредственно по теме и две – косвенно. Например, один участник, пожелавший улучшить способность управлять своим временем, выбрал три книги по управлению временем, одну по улучшению делового общения и одну – по делегированию полномочий.

На заключительной стадии Крис предложил студентам представить себе будущее, где они уже овладели желаемыми навыками.

Месяц спустя Крис опросил всех участвовавших в эксперименте – заметили ли они какие-либо изменения в поведении, имеющем отношение к эксперименту. Все без исключения участники отметили значительные улучшения своих навыков. Что интересно, ни один из них не прилагал сознательных усилий к улучшению этих навыков за истекший месяц.

Для успешного фоточтения необходимо четкая постановка целей. Для Прямого Обучения – выбор книг, содержащих идеи по развитию тех навыков, которые вы очень хотите улучшить или обрести. Каждая книга представляет собой совокупность большого количества книг, прочитанных автором, в комбинации с его личным опыт. Представьте себе, что всего за несколько десятков минут фоточтения вы можете получить непосредственный доступ к информации и опыту, накопленных авторами за несколько десятков лет. Прямое Обучение равнозначно нескольким годам непосредственного обучения у мастера.

Пока в вашем распоряжении не окажется достаточно разнообразных выборов, вы не сможете реагировать по-другому. Чем больше разнообразных выборов будет в вашем распоряжении, тем адекватнее будет реакция в определенных обстоятельствах.[10] Фоточтение нескольких книг по развитию определенного навыка дает вам неоценимую поддержку, поскольку Другой разум способен воспринять и использовать в жизни такие возможности, которые логический разум с его фильтрами и ограничениями не в состоянии даже заметить. Когда вы получаете квинтэссенцию знаний, отличающих мастера и профессионала в своем деле от новичка, то открываете в себе новые пути к успеху в жизни.

Наши рекомендации