Тема 10. Этикет в профессиональной деятельности юриста

Сущность и структура этикета. Правила этикета как выражение признания достоинства человека, уважение к общественным требованиям приличия. Доброжелательность – сущность современного этикета. Основные формы этикета. Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета. Деловой этикет. Этика делового общения.

Понятие о такте, вежливости и внимательности как принципах служебного этикета. Этикет и культура взаимоотношений начальника и подчиненного. Этикет и культура речи. Требования этикета к тону, интонации, лексическому содержанию речи. Выразительность речи. Требования этикета к жестам и мимике.

Этика межличностного, повседневного общения. Чувство собственного достоинства и уважительное отношение к людям. Виды и особенности юридического этикета. Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров. Судебный этикет.

Используемая литература: [1], [15], [17], [18], [33], [34], [35].

6. Рекомендуемые образовательные технологии

Помимо традиционных форм работы в рамках семинарских и лекционных занятий, могут быть достаточно эффективны интерактивные образовательные технологии. К ним относятся: творческие задания, тестирование, тренинги, использование на лекционных и семинарских занятиях диалогов для закрепления и изучения нового материала (вопросы для контроля сократическая беседа, интерактивная лекция и т.д.).

Философский характер дисциплины создает возможность для написания обучающимися сочинений или эссе на заданную тему; освоению терминологического аппарата способствует систематическая работа над словарем основных терминов и понятий.

Наряду с вышеперечисленными технологиями могут использоваться дискуссии по актуальным проблемам профессиональной этики, просмотр и обсуждение кинофильмов, разработка компьютерных презентаций и т.д.

Активные и интерактивные образовательные технологии,

используемые в аудиторных занятиях (для очной формы обучения)

Номер раздела Вид занятия Используемая активная и интерактивная образовательная технология Кол-во часов
Л Интерактивная лекция
С Сократическая беседа
С Сократическая беседа
С Круглый стол
Итого:


7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

а) Виды самостоятельной работы:

1. Составление глоссария (словаря). Работа выполняется в течение всего курса обучения. После изучения новой темы обучающийся самостоятельно, опираясь на содержание прослушанной лекции, методические рекомендации, текст учебных пособий, словари и другие материалы выделяет ключевые понятия темы и дает им краткие и содержательные определения, которые записывает. Словарь предъявляется преподавателю на проверку в соответствии с графиком прохождения дисциплины.

2. Написание эссе. Эссе обучающиеся пишут на одну из проблемных тем, предложенных преподавателем. Для того чтобы убедительно раскрыть тему и сформулировать выводы по обсуждаемой проблеме, обучающемуся необходимо самостоятельно ознакомится с источниками из рекомендуемого списка, или осуществить самостоятельный поиск информации.

3. Контрольная работа (для заочной формы обучения)

С примерными темами контрольных работ можно ознакомится в методических материалах по курсу «Профессиональная этика».

б) примерные темы эссе:

1. «Смертная казнь: за и против». Дать сравнительную характеристику аргументов сторонников и противников смертной казни. Обосновать с точки зрения морали одну из позиций.

2. «Значение трудовой деятельности в местах лишения свободы». Оценить с точки зрения морали необходимость труда в местах лишения свободы, его добровольность и оплачиваемость.

в) вопросы к зачету

1. Основные функции и структура морали

2. Этическая теория.

3. Происхождение морали.

4. Основные категории этики.

5. Основные нравственные принципы.

6. Мораль и право.

7. Мораль и политика.

8. Мораль и искусство.

9. Мораль и религия.

10. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.

11. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

12. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Нравственная оценка доказательств.

13. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.

14. Нравственные требования при проведении следственных действий.

15. Нравственные основы избрания меры пресечения.

16. Нравственные требования к деятельности судебной власти.

17. Нравственное значение судебных прений.

18. Этика обвинительной речи прокурора.

19. Этика речи защитника.

20. Причины возникновения профессионально-нравственной деформации

21. Структура профессиональной деформации

22. Сущность и структура этикета.

23. Этикет и культура речи.

24. Судебный этикет.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

8.1. Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учеб. для вузов. 2-е изд. с изм. М., 2006.

2. Халиуллина В.П. Профессиональная этика юриста. М., 2009.

Основная литература:

3. Гусейнов А.А. Этика. М., 2011.

4. Юридическая этика: Учеб. пособие / И.И. Аминов, К.Г. Дедюхин, З.З. Зинатуллин, А.Р. Усиевич. М., 2010.

Дополнительная литература:

5. Этика: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Гусейнова,
И.С. Кона. М., 2001.

6. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Минск, 1998.

7. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.

8. Бондырева С.К. Нравственность. М.: Изд-во МПСИ, 2006.

9. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: Учебник. М., 2007.

10. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике: Учеб. пособие. М., 2004.

11. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.; Харьков, 2003.

12. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. М., 2005.

13. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009.

14. Международные соглашения и рекомендации ООН в области прав человека и борьбы с преступностью: Сб. межд. документов. М., 1989.

15. Панфилова А.П. Теория и практика общения: Учеб. пособие. М., 2007.

16. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. М., 2007.

17. Этикет от А до Я / Авт.–сост. И.Е. Гусев. Минск, 2004.

18. Этикет государственного служащего: Учеб. пособие / В.Е. Зарайченко. М., 2006.

Периодические издания:

19.Баранов А. Обеспечение законности и справедливости судебных решений // Уголовное право. 2003. № 1. С. 8–10.

20.Воронов А.А. Проблемы профессиональной деформации и информационной безопасности в адвокатской деятельности //Современное право. 2005. № 4. С. 58–63.

21.Горобец В. Законность, обоснованность и справедливость приговора в условиях состязательности процесса //Российская юстиция. 2003. № 8. С. 37–39.

22.Гусейнов А.А.Возможно ли моральное обоснование насилия? //Вопросы философии. 2004. № 3. С. 19–27.

23.Гусейнов А.А. Мораль как сфера свободного выбора // Независимая газета. 2005. 07 дек.

24.Сахнова Т.В. Истина и правосудие // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 164–166.

25.Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества //Журнал Российского права. 2004. № 11. С. 73-80.

26.Харт Г.Л.А. Позитивизм и разграничение права и морали // Известия высших учебных заведений. 2005. № 5. С. 102–136.

27.Шувалов И.И. Цели и средства в правотворческой деятельности // Закон. 2005. № 5. С. 110–115.

28.Четвериков В.В. Этические нормы как социально-правовой механизм предотвращения коррупции в деятельности органов исполнительной власти // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 2. С. 70–74.

29.Бакштановский В.И. Прикладная этика: идея, основания, способ существования // Вопросы философии. 2007. № 9.

Интернет-ресурсы:

30. Консультант Плюс – законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты – http://www.consultant.ru/

31. Этика. Образовательный ресурсный центр – http://www.ethicscenter.
ru/index.html

32. Журнал «Вопросы философии» – http://vphil.ru/index.php

8.2. Нормативно-правовые акты:

33.Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.).

34.Кодекс судейской этики (утв. VI всероссийским съездом судей 02.12.2004).

35.Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации (утв. Генпрокуратуры РФ от 25.03.2011 № 79).

8.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

36. Информационно-справочная система «Консультант».

37. Поисковая система «Яндекс».

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Использование видеопрезентаций, компьютерного тестирования, наглядных пособий (структурные таблицы, схемы, иллюстрации).

Содержание

1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины 3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

5. Содержание дисциплины.. 6

6. Рекомендуемые образовательные технологии. 8

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 9

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 10

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 12

Наши рекомендации