Оптимальные параметры микроклимата во всех типах учебных и дошкольных помещений с использованием ПЭВМ

Темпера­тура, °С Влажность, % Скорость движения воздуха, м/с
относительная абсолютная
Менее 0,1
Менее 0,1
Менее 0,1

считается их выравнивание); запрещается работа с компьютером в темном или полутемном помещении.

2. Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или северо восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двустороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правосторонней подсветки, которая должна находиться на высоте не менее 2,2 м от пола.

3. В осветительных установках кабинета информатики должна быть использована система общего освещения, выполненная пото­лочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон от рабочего стола с ПЭВМ. Светильники, а также оконные проемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ.

4. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, должны быть ориентированы преимущественно на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др.

5. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40, 58 Вт или энергоэконо­мичные лампы мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального со­става.

6. В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха ан­тропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурный режим и оптималь­ную влажность воздуха для всех климатических зон (табл. 8.1).

7. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. Расчет числа кондиционеров должен быть про­веден инженером по вентиляции и кондиционированию.

8. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона. Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли. Для внутренней отделки интерьера помещений, в которых расположены ПЭВМ, должны применяться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения: для потол­ка — 0,7... 0,8; для стен — 0,5... 0,6; для пола — 0,3... 0,5. Полимер­ные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

9. Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.

10. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, не­скользкой, удобной для очистки и влажной уборки, а также об­ладать антистатическими свойствами.

11. Содержание вредных химических веществ в воздухе поме­щений, оборудованных персональными компьютерами, не долж­но превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

12. Для внутренней отделки интерьера помещений не разре­шается применять синтетические материалы, выделяющие в воз­дух вредные химические вещества и соединения, например древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, мою­щиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.

13. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помеще­ниях, оборудованных персональными компьютерами, не должен превышать 50 дБА («Санитарные нормы допустимого шума в по­мещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки № 3077 — 84», п. 7.2).

Гигиенические требования к организации режима работы в кабинете информатики

1. Длительность работы ученика с ПЭВМ во время учебных занятий зависит прежде всего от возраста учащихся:

• для учащихся 9... И классов длительность работы на ПЭВМ при сдвоенных уроках не должна превышать на первом часу учеб­ных занятий 30 мин, на втором — 20 мин. Интервал между рабо­той на ПЭВМ или ВДТ на первом и втором уроке должен быть не менее 20 мин, включая перемену, во время которой все уча

щиеся обязательно должны выходить из класса, а класс должен быть хорошо проветрен в любую погоду;

• для учащихся 8...9 классов длительность работы на ПЭВМ не должна превышать 25 мин, через 15...20 мин работы с ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз;

• для учащихся 6...8 классов — 20 мин;

• для учащихся 2...5 классов — 15 мин;

• для учащихся первых классов (6 лет) — 10 мин.

2. Работа на ПЭВМ должна проводиться в свободном ритме и темпе, отвечающем индивидуальным особенностям учащихся.

3. Режим работы должен соответствовать требованиям с обя­зательным проведением профилактических мероприятий. Для всех учащихся после работы на ПЭВМ должен проводиться ком­плекс упражнений для глаз. Во время уроков могут выполняться физкульт-паузы целенаправленного действия (см. СанПиН 2.2.2.54296).

4. Рекомендуется 50 % времени отводить на теоретические за­нятия и 50 % времени — на практические занятия.

5. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ должны орга­низовываться не раньше чем через 1 ч после окончания учебных занятий и не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2...5 классов (7... 10 лет) — не более 60 мин; для учащихся 6 классов и старше — до 90 мин.

Требования к помещениям кабинета информатики

1. Площадь помещений кабинета информатики определяется в соответствии с требованиями нормативного документа «Учебно материальная база образовательного учреждения общего средне­го образования», ч. I «Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам», а также СанПиН 2.2.2.542 — 96.

2. Учебное помещение с ПЭВМ или ВДТ должно быть изо­лировано от помещений, в которых создаются повышенные уров­ни шума и вибрации (машинные залы, гимнастический зал, ка­бинет для музыкальных занятий, мастерские и др.), а также располагаться вдали от уличных магистралей и улиц с интенсив­ным движением транспорта (общегородская магистраль непре­рывного и регулируемого движения, районная магистраль регу­лируемого движения, жилая улица и др.). Уровень шума в учебных помещениях с ПК при неработающей вычислительной технике не должен превышать 40 дБА, а при работе систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха — 35 дБА. Во время учебных занятий шум не должен превышать 50 дБА

(измерение параметров могут осуществлять центры Госсанэпид­надзора).

В целях снижения шума могут быть использованы высокоэф­фективные звукопоглощающие материалы с максимальным коэф­фициентом звукопоглощения в области частот 63...8ООО Гц. До­полнительным звукопоглощением в помещениях с ПЭВМ могут служить плотные занавеси на окнах, собранные в складки на рас­стоянии 15...20 см от стены с оконными проемами. При этом ширина занавеси должна быть в 2 раза больше ширины оконного проема. Занавеси по цвету должны быть однотонными и гармони­ровать с окраской поверхностей интерьера учебного помещения.

3. Размещение кабинета информатики в цокольных и подваль­ных помещениях учебных заведений не допускается.

4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 м2, а объем — не менее 24,0 м3 при вы­соте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

5. При кабинете информатики должна быть организована ла­борантская комната площадью не менее 18 м2. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

6. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

7. Передняя стена кабинета информатики оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно наглядных пособий и носителей информации.

8. При входе в кабинет информатики должны быть предусмотре­ны встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.

9. Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящи­ки для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

10. На стене, противоположной окнам, размещаются экспози­ционные щиты с постоянной и временной информацией.

11. Вдоль задней стены можно установить секционный шкаф для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.

12. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предна­значена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

13. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в со­ответствии с требованиями ГОСТ 28139 — 89.

14. Подводка электрического напряжения к столам обуча­ющихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

15. Помещения, в которых размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (за

нулением) в соответствии с техническими требованиями по экс­плуатации.

16. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи си­ловых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, тех­нологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

17. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управ­ления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся. Расположение электрощита и устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения.

18. Для обеспечения пожарной безопасности кабинет должен быть укомплектован двумя углекислотными огнетушителями (типа ОУ2).

19. Необходимо предусмотреть охранную и пожарно-охранную сигнализацию в классе.

Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

1. Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены комплектом специализированной мебели, отвечающей требова­ниям ГОСТ 22046 — 89, имеющей сертификат соответствия тех­нической документации и гигиенический сертификат.

Кабинет должен иметь мебель:

• для организации рабочего места учителя;

• организации рабочих мест обучающихся;

• рационального размещения и хранения средств обучения;

• организации использования аппаратуры.

2. Мебель для рационального размещения и хранения учебно­го оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ 1866695.

3. Для кабинета информатики рекомендуется использовать классную доску, предназначенную для написания фломастером.

4. Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: канцелярский стол, сейф, стеллажи для хранения инструментария, программных и программно-аппаратных средств.

Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники

1. Пособия, необходимые для изучения тем и разделов курса, должны быть экспонированы на стене кабинета, противополож­ной классной доске.

2. Для экспозиции книг и материалов кабинет должен осна­щаться съемными стендами.

3. На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями.

4. На одной из стен наряду со стендами должна быть размеще­на таблица «Правила работы учащихся на ПЭВМ и ВДТ».

5. В оформлении стендов могут использоваться разные шриф­ты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.

Требования к организации рабочих мест учителя и ученика

1. Рабочее место учителя располагается на подиуме и оборуду­ется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с «Пере­чнями», двумя тумбами (для принтера и видеопроектора), класс­ной доской, экраном и электрораспределительным щитом с пультом управления. К учительскому столу должно быть подве­дено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера и видео­проектора.

2. Размеры стола учителя: длина столешницы — не менее 1 300 мм; ширина — не менее 700 мм.

3. В тумбах должны быть предусмотрены один-два ящика раз­мерами 350 х 500 х 100 мм для принадлежностей, магнитных но­сителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий.

4. Рабочее место ученика, оснащенное персональными ЭВМ (ПЭВМ), должно состоять из одноместного стола и подъемно поворотного стула.

5. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ долж­на предусматривать (рис. 8.2):

• две раздельные поверхности: одна — горизонтальная — для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520...760 мм, другая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона (от 0 до 15°) с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12... 15°);

• ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глуби­ну не менее 550 мм;

• опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

Оптимальные параметры микроклимата во всех типах учебных и дошкольных помещений с использованием ПЭВМ - student2.ru

Рис. 8.2. Организация рабочего места с ПЭВМ

• отсутствие ящиков;

• увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

6. Высота столешницы, обращенной к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви (табл. 8.2).

7. При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по вы­соте подставку для ног.

8. Направление взгляда должно быть перпендикулярно центру экрана; оптимальное его отклонение от перпендикуляра к центру экрана по вертикали не должно превышать ±5°, допустимое от­клонение составляет ±10°.

Таблица 8.2

Высота одноместного стола для занятий с ПЭВМ

Рост учащихся в обуви, см Высота над полом, мм
Поверхность стола Пространство для ног, не менее
116... 130
131 ...145
146... 160
161 ...175
Выше 175

Таблица 8.3 Основные размеры стула для учащихся и студентов

Параметры стула, мм Рост учащихся в обуви, см
116... 130 131... 145 146... 160 161... 175 Более 175
Высота сиденья над полом
Ширина сиденья, не менее
Глубина сиденья
Высота нижнего края спинки над сиденьем
Высота верхнего края спинки над сиденьем

9. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви (табл. 8.3).

Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухмест­ными ученическими столами (ГОСТ 11015 — 93) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предна­значены для проведения теоретических занятий.

10. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основе которых рассчитывают конструктивные размеры, следует считать: ширину — 800, 1 000, 1 200, 1 400 мм; глубину — 800 и 1 000 мм при нерегулируемой высоте, равной 725 мм.

11. К столу обучающегося должны быть подведены электропи­тание и кабель локальной сети. Стол должен крепиться к полу.

12. Расстановка рабочих мест обучающихся в кабинете инфор­матики должна обеспечить свободный доступ обучающихся и учителя во время урока к рабочему месту.

13. Для обеспечения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней освещен­ности при работе рекомендуется расставлять рабочие столы с ПЭВМ по периметру (рядная расстановка ученических столов с ПЭВМ или ВДТ не рекомендуется).

14. При расстановке рабочих мест по периметру необходимо соблюдать следующие расстояния:

а) по ширине кабинета: расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м; расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ должно быть около 0,1 м, а в ряде случаев, в зависимости от используемых видеомониторов, столы могут быть установлены непосредственно у стены;

б) по длине кабинета столы с ПЭВМ могут быть расставлены вплотную и на расстоянии между ВДТ не менее 1,2 м (рис. 8.3).

15. При расположении столов с ПЭВМ рядами каждый стол должен иметь защитный экран со стороны задней стенки мони­тора. Экран крепится к столу на расстоянии 3... 5 см; площадь его должна быть достаточна для защиты проводов электропитания.

16. Число рабочих мест для обучающихся может быть 9, 12, 15 (в зависимости от наполняемости классов).

Основные требования к эргономике рабочего места оператора ЭВМ показаны на рис. 8.4.

Рабочее место оператора ПК должно удовлетворять следующим требованиям.

Требование 1. Оптимальное расстояние от глаз оператора до экрана монитора и оптимальное направление взгляда.

Требование 2. Достаточная освещенность рабочих доку­ментов и отсутствие бликов на поверхности экрана.

Требование 3. Правильные поза и наклон туловища.

Требование 4. Правильное положение рук на клавиатуре.

 
  Оптимальные параметры микроклимата во всех типах учебных и дошкольных помещений с использованием ПЭВМ - student2.ru

Требование 5. Возможность переводить взгляд на дальний предмет.

Требование 6. Ровное дыхание.

Рис. 8.3. Размещение рабочих мест в кабинете информатики

Оптимальные параметры микроклимата во всех типах учебных и дошкольных помещений с использованием ПЭВМ - student2.ru
Рис. 8.4. Эргономика рабочего места оператора ЭВМ Для рабочего места необходимы:

1) монитор, визуальные характеристики которого удовлетво­ряют международным требованиям, с регулируемой яркостью и контрастностью экрана и со специальной подставкой — для уста­новки экрана монитора под нужным углом наклона;

2) регулируемый стол для компьютера, позволяющий изменять высоту положения клавиатуры;

3) регулируемое кресло;

4) подставка для ног — если конструкция стола и кресла не позволяет регулировать высоту;

5) достаточно длинный кабель для клавиатуры, чтобы разме­стить ее в удобном положении;

6) оригиналодержатель для рабочих материалов.

Требования к оснащению кабинета информатики аппаратурой и оборудованием

1. Состав учебного оборудования в кабинете информатики и вычислительной техники определяется «Перечнями средств вы­числительной техники, учебного оборудования, базового и при­кладного программного обеспечения кабинетов информатики

классов с ВДТ и ПЭВМ в учебных заведениях системы общего среднего образования».

2. Оснащение кабинета ученическими ПЭВМ производится из расчета: одна машина на одного обучающегося с учетом деления класса на две группы.

3. В составе кабинета должна быть предусмотрена одна ПЭВМ для учителя с соответствующим периферийным оборудованием.

4. Кабинет информатики должен быть оснащен:

• комплектом необходимого лицензионного ПО, электронны­ми средствами учебного и образовательного назначения;

• ивдивидуальными заданиями для обучения, организации само­стоятельных работ и упражнений обучающихся на компьютерах;

• комплектом учебной, научно-популярной, справочной и методической литературы;

• журналами вводного и периодического инструктажей обуча­ющихся по технике безопасности;

• журналом использования комплекта учебной вычислительной техники на каждом рабочем месте;

• журналом учета отказов ПЭВМ и отметками о ремонте;

• держателями для демонстрации таблиц и стендами для экс­понирования работ учащихся;

• инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учеб­ного оборудования, годовыми планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы;

• аптечкой первой помощи;

• средствами пожаротушения.

5. В кабинете должна быть картотека учебного оборудования с указанием мест хранения.

6. Кабинет может быть оснащен дополнительными программны­ми, программно-аппаратными средствами, разного рода оборудова­нием (телевизором с диагональю не менее 61 см, интерактивной доской, мультимедийным проектором, экраном, документ-камерой, сканером, принтером, цифровой фото и видеокамерой и др.).

Демонстрационный телевизор устанавливается на высоту 1,5 м от пола на кронштейне слева от классной доски. Высота нижне­го края экрана над подиумом — не менее 0,8 м. Оптимальная зона просмотра телепередач расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора до первых двухместных столов обу­чающихся (при теоретических занятиях).

Требования к размещению и хранению оборудования

1. Учебное оборудование и пособия должны размещаться и храниться в секционном шкафу, находящимся в лаборантской и имеющем переставляемый крепеж по разделам программы.

2. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоя­тельных работ необходимо хранить раздельно.

3. Цифровые носители информации хранятся в специальных небольших ящиках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы; ящики размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями.

4. Таблицы необходимо хранить в ящиках под доской или спе­циальных отделениях по разделам программы и классам с учетом габаритных размеров.

5. Справочную, учебно-методическую и научно-популярную литературу следует хранить на полках шкафа.

Контрольные вопросы

1. Опишите оборудование кабинета информатики.

2. Перечислите позитивные и негативные аспекты влияния исполь­зования информационных и коммуникационных технологий на разви­тие личности ребенка.

3. Как влияет компьютер на здоровье человека?

4. Перечислите гигиенические требования к персональным электрон­но-вычислительным машинам и организации работы. Какие норматив­ные документы необходимо знать учителю при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности и учебново-спитательном про­цессе?

5. Что называют синдромом компьютерного стресса? Приведите примеры симптомов заболевания и перечислите причины их возникно­вения.

6. Как влияет работа с компьютером на зрение ребенка? Как сохра­нить зрение детей?

7. Каким образом излучение компьютеров влияет на здоровье уча­щихся? Какие дисплеи считаются самыми безопасными и почему?

8. Приведите убедительные доказательства комплексного влияния таких негативных факторов, как рентгеновское, ультрафиолетовое, ин­фракрасное излучение, электромагнитные поля, на здоровье человека.

9. Почему работа с компьютером может привести к скелетномы шечному дискомфорту? Сформулируйте рекомендации пользователям при работе на компьютере.

10. Каковы основные требования к рабочим помещениям, оборудо­ванным персональными компьютерами (санитарно-гигиенические тре­бования при работе на компьютере, требования к организации режима работы в кабинете информатики, к помещениям кабинета информати­ки и др.)?

11. Каким требованиям должно удовлетворять рабочее место опера­тора ПК?

12. В чем заключаются педагогико-эргономические условия эффек­тивного и безопасного использования средств вычислительной техни­ки, информационных и коммуникационных технологий в школе?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс информатизации общества затрагивает жизненные интересы всех членов общества. Информатизация активно про­никает во все сферы социальной практики: в производство, управление, образование, науку. Вместе с тем система отечествен­ного образования значительно отстает в понимании и принятии этих тенденций. Отметим лишь несколько причин этого отстава­ния.

1. Современная педагогика не использует на должном уровне достижения смежных наук: информатики, теории управления, психологии, социологии, возрастной физиологии.

2. В педагогической науке недостаточно изучены и реализова­ны на практике дидактические возможности современных средств информационных и коммуникационных технологий.

3. Обучение осуществляется через индивидуальный опыт пе­дагогов. Однако динамику развития процесса информатизации образования эти традиции явно не ускоряют.

В условиях, когда школы постепенно оснащаются компьюте­рами, программными и программно-аппаратными средствами, подключаются к сети Интернет, перед директором каждой школы встают вопросы эффективного использования этого дорогостоя­щего оборудования.

Во многих учебных заведениях разрабатываются концепции и программы информатизации. Однако эти концепции и програм­мы не могут быть реализованы без организации специальной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Только подготовленный учитель может обеспечить педагоги­чески целесообразное применение новых технологий в учебном процессе.

К настоящему времени накоплен уникальный опыт учите­лей, которые уже не первый год используют компьютеры на уроках. Необходимо изучать и распространять передовой опыт этих педагогов, чтобы другие учителя не повторяли их ошибок. Было бы правильно организовать специальные учреждения, которые могли бы обеспечить методическую поддержку учи­телей.

Быстрота изменений в области совершенствования и развития информационных и коммуникационных технологий, освоения виртуального пространства не имеет аналогов.

Нас ждет массовое проникновение в образовательный процесс электронных пособий, дистанционного обучения и Интернета. Российская образовательная система находится на пороге при­нятия ключевых решений, влияние которых окажет серьезное влияние на уровень развития экономики нашей страны, на ее роль и место в мире.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерная тематика семинарских и лабораторных занятий, рекомендуемых при изучении дисциплины

Список семинарских занятий

1. Современное состояние использования средств ИКТ в образова­нии.

2. Педагогические технологии в условиях информатизации образо­вания.

3. Создание единого информационного образовательного про­странства учебного заведения: проблемы и решения.

4. Информационные и коммуникационные технологии в активиза­ции познавательной деятельности учащихся.

5. Влияние работы с компьютером на здоровье пользователя.

Лабораторный практикум

1. Изучение и анализ электронных средств учебного назначения.

2. Изучение инструментальных систем для создания педагогических приложений.

3. Разработка электронных средств учебного или образовательного назначения и методики их использования в учебном процессе.

4. Создание тестирующих, контролирующих программ.

5. Оценка качества электронных средств учебного назначения.

6.Использование коммуникационных технологий в учебных и вос­питательных целях (распределенных информационных образователь­ных ресурсов), проведение телекоммуникационных проектов, семина­ров и круглых столов, электронных и видеоконференций.

7. Изучение современных систем автоматизации управления учеб­ным заведением.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример написания методики проведения урока

Этап урока Функция ЭСОН Деятельность ученика Деятельность учителя
Вводная часть (_мин) Сообщает тему, цель занятия, порядок его проведения. Контроль знаний учебного материа­ла, выдача инфор­мации о правиль­ности ответов Изучение предъяв­ляемой информа­ции (обучаемый сам управляет вы­водом информации на экран в прием­лемом для него темпе). Отвечает на вопро­сы системы Контроль за ра­ботой обучае­мых. Анализ данных контроля (инди­видуально или по группе)
Основная часть (_мин) Предъявляет мето­дические рекомен­дации для реше­ния задач по дан­ной теме. Управляет выдачей задач для каждого обучаемого. Информационно справочное обес­печение выполне­ния заданий. Контроль за ре­зультатами и их обработка Усвоение методи­ческих указаний. Получение зада­ния, решение задач. Ввод заявок в систему на ин­формационно справочное обеспечение. Ввод результатов решения задач в систему Контроль за хо­дом процесса. Индивидуаль­ные консульта­ции
Заключи­тельная часть (_мин) Выдает аналити­ческие данные по результатам рабо­ты (каждому обу­чаемому), сообща­ет итоговую оцен­ку. Выдача домашних заданий Получение инфор­мации о результа­тах работы на за­нятии. Получение домаш­них заданий Контроль за хо­дом учебного процесса. Анализ резуль­татов, выставле­ние оценок в журнал

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Наименование ЭСОН

Тип или функциональное назначение ЭСОН

Обеспечение деятельности с помощью ЭСОН (преподавателем, обу­чаемым, преподавателем и обучаемым)_

Виды учебной деятельности, обеспечиваемой ЭСОН (индивидуаль­ная, групповая, коллективная)_

Рекомендуемая деятельность с использованием ЭСОН

Аннотация ЭСОН

1. Психологопедагогическая цель использования ЭСОН(нуж­ное подчеркнуть): развитие мышления; формирование базовых знаний по основам наук; формирование умений и (или) навыков учебной дея­тельности; формирование информационной культуры (перечень фор­мируемых знаний, умений, навыков; по возможности при перечисле­нии формируемых знаний, умений, навыков)_

2. Сопутствующий учебный материал

Опыт применения ЭСОН: имеется/не имеется

Активное время работы обучаемого с ЭСОН

Набор показателей для характеристики ЭСОН

Разработчик(и) /авторы_

Учебный предмет_

3. Набор показателей, характеризующих программноаппа­ратные средства ПЭВМ:

Тип ПЭВМ_

Наличие графики: да/нет

Используемые графические пакеты, инструментальные программ­ные средства_

Наличие звука: да/нет

Периферийное оборудование

Специальное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ

Наличие документации: да/нет

Наличие инструкции пользователя: да/нет

Наличие методических рекомендаций по использованию: да/нет

Цена

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1. Технический уровень(соответствие техническим требованиям к ЭСОН учебного назначения).

1.1. Прогон программы (запуск, ввод данных, управление, вывод информации).

Наличие автозагрузки_

Надежность работы

Возможность демонстрационного прогона (с указанием параме­тров) _

Возможность повтора требуемых кадров программы

Возможность отмены ввода

1.2. Возможность подключения периферийного оборудования:

• для распечатки информации, изображенной на экране;

• распечатки результатов обработки информации;

• ввода, измерения, вывода и визуализации информации о реально протекающем процессе

2. Эргономический уровень(соответствие эргономическим требо­ваниям к ЭСОН учебного назначения). 2.1. Сервис пользователя.

Простота доступа к информации _

Приемлемость для пользователя комбинаций нажатия клавиш

Наличие интерактивного диалога

Наличие возможности подсказки, комментария

2.2. Качество представления информации на экране. Выполнение эргономических требований к представлению инфор­мации __

Оценочный лист качества ЭСОН

Оценивающий (Ф.И.О, должность, звание)_

Дата_

Оценка (+ +;+ ;—) или баллы_

Четкость изображения

Оптимальность распределения информации на экране, дизайн

Итоговая оценка

3. Педагогический уровень(соответствие педагогическим требова­ниям к ЭСОН).

3.1. Цели использования ЭСОН, методы обучения с использовани­ем ЭСОН.

Обоснованность выбора педагогических целей использования ЭСОН и содержания учебного материала_

Наличие новых организационных форм и методов обучения, под­держиваемых средствами информационных технологий_

Образовательная ценность (соответствие дидактическим требовани­ям к ЭСОН)_

3.2. Форма представления учебного материала (текст, графика, таблицы, картинки, видео, аудиоинформация, анимация)_

Оптимальность взаимосвязи между формой представления учебного материала и его содержанием_

3.3. Психологопедагогическое воздействие.

Формирование мышления, учебного опыта самостоятельного при­обретения знаний, умений, навыков, приобретение учебного опыта экспериментальноисследовательской деятельности, другое_

4. Уровень интерактивности.

4.1. Возможность организации режима диалогового взаимодейст­вия с развитыми средствами общения.

Наличие разнообразных средств ведения диалога, возможность за­давать вопросы в произвольной форме, при наличии ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов _

Наличие различных уровней трудности (сложности) при изложении учебного материала_

Возможность выбора варианта содержания учебного материала

Возможность выбора режима работы с ЭСОН

Возможность ввода и обработки параметров реально протекающих процессов_

4.2. Возможность обеспечения обратной связи. Прием и выдача вариантов ответа_

Наличие возможности анализа ошибок, их коррекции

Наличие возможности диагностики ошибок по результатам учебной деятельности_

Ведение электронного журнала каждого ученика

Возможность контроля траектории обучения

Предоставление преподавателю возможности выбора индивидуаль­ных обучающих воздействий _

Итоговая оценка

Наличие эмпирических или критериальных данных о повышении эффективности процесса обучения и (или) развитии личности обучае­мого _

Достижимость поставленных педагогических целей

Итоговое заключение эксперта (обобщенное впечатление об ЭСОН, его особенности)_

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И.Башмаков, С.Н.Поздняков, Н.А.Резник. — СПб. : СВЕТ, 1997.

2. Безруких М. М. Компьютер и здоровье ребенка / М. М. Безруких. — М. : ВентанаГрафф, 2003.

3. Демирчоглян Г. Г. Гимнастика для глаз / Г. Г.Демирчоглян, В.И.Янкулин. М. : ФиС, 1987.

4. Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье. Дом. бка, 6 / Г. Г.Демирчоглян. — М. : Лукоморье ; Темп МБ, Новый Центр, 1997.

5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учеб­ников (на примере общетехнических дисциплин) : монография / Л.Х.Зайнутдинова. — Астрахань : ЦНТЭП, 1999.

6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие / И. Г. Захарова. — 2е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 2005.

7. Информационные и коммуникационные технологии в образова­нии : учебнометод. пособие для педагогических вузов / [И. В. Роберт, С.В.Панюкова, А.А.Кузнецов и др.]. — М. : Издво ИИО РАО, 2006.

8. Кабинет информатики : метод, пособие / [И.В.Роберт, Ю.А.Романенко, Л. Л. Босова и др.]. — М. : БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2006.

9. Канаев Б. И. Система внутришкольного управления / Б. И. Канаев. — М. : Магистр, 1997.

10. Козлов О.А. Теоретикометодологические основы информаци­онной подготовки курсантов военноучебных заведений / О. А. Козлов. — М. : МО РФ, 1999.

11. Колин К. К. Социальные аспекты информатизации образования / К.К.Колин, И.В.Роберт. М. : Издво ИИО РАО ; Издво ИПИРАН, 2004.

12. Компьютер и здоровье. Методические материалы семинара «Школьная медиатека» / под ред. Т. Б. Малых. — М. : Психологический институт РАО, 1998.

13. Кравцова А.Ю. Опыт использования информационных техно­логий в школах Великобритании / А. Ю. Кравцова. — М.: Информатика и образование, 1997.

Наши рекомендации